Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материал для практического овладения учащимися многозначностью слова




МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ СЛОВА

В языке часто от одного значения слова ответвляется другое, третье, гак до нескольких десятков и получается целое дерево —многозначное: лово. К примеру, на стволе слова идти - 26 ветвей значений, слова ста­ть -17, слова переводить - 14. Все значения многозначного слова связа­ны между собой по смыслу, поэтому на рисунке несколько словосочетаний с многозначным словом хвост «растут» на отдельных ветвях одного ство­ла. Первоначально хвост - «у животных: придаток (обычно подвижный) на задней части тела... », затем по сходству хвостом стала называться «... оконечность чего-либо», а в недавнем прошлом так именовалась «жен­ская прическа в виде стянутого на затылке пучка волос» (последнее зна­чение в словарях не отразилось). Почему мы всегда догадываемся, в каком значении употреблено многозначное слово? Помогают нам слова-соседи в предложении или обстановка, в которой происходит действие. Слово колокольчик в значении «маленький колокол» мбжет сочетаться со сло­вом звонить, но не со словом рвать; в значении «травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, похожими на маленькие коло­кола», - со словом рвать, но не со словом звонить Так же слово ручной в значении «прирученный, привыкший к человеку» - со словомл< едве< )ь.

I-й ЭТАП

1. Знакомим детей с многозначными словами. Прослушайте стихо­творение. Назовите зн< чения слова ключ. Слово в языке может иметь не одно, а несколько значений. Составьте предложения, в которых слово ключ выступило бы в разных значениях.

13. Л Г Кобзареваидр



Блок 9


Ключ

Много разных есть ключей: Ключ - родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. Скажи «родник» -И вот возник, Бежит в зеленой чаще

                         Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут не причем).

(А. Барто)

2. Пользуясь словарем, определите разные значения многозначно­
го слова.

Ручка

Ученики пишут шариковыми ручками. На входной двери сменили ручку. У малыша чистые ручки.

3. Прочитайте предложения. Перечислите, в каких значениях ис­
пользовалось слово язык.

Язык

У колокола - язык. Колокол без языка нем. Разведка закончилась тем, что поймали языка и привели его в штаб отряда. Врач попросил па­циента показать язык. Вот ботинок. И в нем есть язык. Заливной язык -отличное блюдо для праздничного стола.

4. Прочитайте, объясните значение слова перемена, употребленного
автором в начале и в конце стихотворения. Чем отличаются?

«Перемена, перемена! » -Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог -Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок?


к

I / этап: воспроизведение знаний



Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то несомненно, С ним бо-о-льшая перемена!

(Б. Заходер)

5. В каком значении употреблено в стихотворении слово предлог?

Нет предлога

Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок -У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит - «по»? Что значит - «за»? И «за» и «по» - предлоги... » А хорошо бы - за порог И - мчаться по дороге!... Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

(А. Шибаев)

6. Прочитайте стихотворение. Объясните значение глагола ставить
в выделенных словосочетаниях.

Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном (Он растит такую рожь -С головой в нее уйдешь). Ставит счетчики монтер, Ставит фильмы режиссер. (Снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог! ) Мама ставит пироги (Подойди и помоги).

13*



Блок 9


А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь! » Если кончится рассказ, Ставить точку в самый раз.

(Г. Демыкина)

7. Спишите стихотворение, подчеркните глаголы, употребленные в
переносном значении.

                 Солнышко запело на свободной воле,

Поле засопело - пробудилось поле. Ветерок очнулся, заморгал спросонок, Тополь отряхнулся шумно, как теленок. Море почему-то все еще зевает... Вот какое утро в Латвии бывает.

(М. Гриезане)

8. Определите, одно или несколько значений имеют выделенные
слова? Проверьте по «Толковому словарю».

Какой караван не может двигаться по пустыне? Какую линейку не используешь для черчения? Из какого автомата нельзя стрелять?

9. Прочитайте, выпишите те предложения, в которых выделенные
прилагательные употреблены в переносном значении. Что лежит в осно­
ве переноса?

1) Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка
надела старинное бархатное платье.

2) Объяснения Сергея были очень туманными. В туманной дали
мелькнут корабли.

3) Около одиноко стоящего домика выросло каменное здание. Вы­
ражение лица Павла оставалось каменным.

4) В окна первого этажа были вставлены железные решетки. В
отряде была железная дисциплина.

5) На Земле космонавтов ждала теплая встреча. Осень была нео­
быкновенно теплая.

6) В дом можно было войти только через черный ход. На отце был
черный костюм.


// этап: понимание знаний_________________________ 197

10. Послушайте. Отгадайте загадку и найдите многозначное слово.

Он всюду - в поле и в саду, Но в дом не попадает. Но никуда я не иду, Покуда он идет.

(дождь)

11. Подберите синонимы к существительным ворона, заяц, лиса,
медведь,
употребленным в переносном значении.

Образец: ворона - ротозей.

Слова для справок:

| разиня, ротозей, увалень, хитрец, плут, подхалим, трус.

12. Составьте словосочетания со словами в разном значении:
трещетки, рожок, ложки.

13. Составьте предложения со словосочетаниями.

Полеводческое звено, звено самолетов, звено в цепи. Иголки у ежа, шить иголкой, сосновые иголки.

14. Прочитайте. Что изменилось в природе после дождя? Назовите
слова, употребленные в переносном значении.

После дождя

Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку - она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу, Даже цветы удивились друг другу...

(А. Яшин)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...