Материал для практического овладения учащимися многозначностью слова
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬЮ СЛОВА В языке часто от одного значения слова ответвляется другое, третье, гак до нескольких десятков и получается целое дерево —многозначное: лово. К примеру, на стволе слова идти - 26 ветвей значений, слова стать -17, слова переводить - 14. Все значения многозначного слова связаны между собой по смыслу, поэтому на рисунке несколько словосочетаний с многозначным словом хвост «растут» на отдельных ветвях одного ствола. Первоначально хвост - «у животных: придаток (обычно подвижный) на задней части тела... », затем по сходству хвостом стала называться «... оконечность чего-либо», а в недавнем прошлом так именовалась «женская прическа в виде стянутого на затылке пучка волос» (последнее значение в словарях не отразилось). Почему мы всегда догадываемся, в каком значении употреблено многозначное слово? Помогают нам слова-соседи в предложении или обстановка, в которой происходит действие. Слово колокольчик в значении «маленький колокол» мбжет сочетаться со словом звонить, но не со словом рвать; в значении «травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветками, похожими на маленькие колокола», - со словом рвать, но не со словом звонить Так же слово ручной в значении «прирученный, привыкший к человеку» - со словомл< едве< )ь. I-й ЭТАП 1. Знакомим детей с многозначными словами. Прослушайте стихотворение. Назовите зн< чения слова ключ. Слово в языке может иметь не одно, а несколько значений. Составьте предложения, в которых слово ключ выступило бы в разных значениях. 13. Л Г Кобзареваидр Блок 9 Ключ Много разных есть ключей: Ключ - родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ дверной. Скажи «родник» -И вот возник, Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут не причем). (А. Барто) 2. Пользуясь словарем, определите разные значения многозначно Ручка Ученики пишут шариковыми ручками. На входной двери сменили ручку. У малыша чистые ручки. 3. Прочитайте предложения. Перечислите, в каких значениях ис Язык У колокола - язык. Колокол без языка нем. Разведка закончилась тем, что поймали языка и привели его в штаб отряда. Врач попросил пациента показать язык. Вот ботинок. И в нем есть язык. Заливной язык -отличное блюдо для праздничного стола. 4. Прочитайте, объясните значение слова перемена, употребленного «Перемена, перемена! » -Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог -Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? к I / этап: воспроизведение знаний Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то несомненно, С ним бо-о-льшая перемена! (Б. Заходер) 5. В каком значении употреблено в стихотворении слово предлог? Нет предлога Чудесный выдался денек, А я учу предлоги... Я должен твердо знать урок -У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит - «по»? Что значит - «за»? И «за» и «по» - предлоги... » А хорошо бы - за порог И - мчаться по дороге!... Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? (А. Шибаев) 6. Прочитайте стихотворение. Объясните значение глагола ставить Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном (Он растит такую рожь -С головой в нее уйдешь). Ставит счетчики монтер, Ставит фильмы режиссер. (Снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог! ) Мама ставит пироги (Подойди и помоги).
13* Блок 9 А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь! » Если кончится рассказ, Ставить точку в самый раз. (Г. Демыкина) 7. Спишите стихотворение, подчеркните глаголы, употребленные в Солнышко запело на свободной воле, Поле засопело - пробудилось поле. Ветерок очнулся, заморгал спросонок, Тополь отряхнулся шумно, как теленок. Море почему-то все еще зевает... Вот какое утро в Латвии бывает. (М. Гриезане) 8. Определите, одно или несколько значений имеют выделенные Какой караван не может двигаться по пустыне? Какую линейку не используешь для черчения? Из какого автомата нельзя стрелять? 9. Прочитайте, выпишите те предложения, в которых выделенные 1) Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка 2) Объяснения Сергея были очень туманными. В туманной дали 3) Около одиноко стоящего домика выросло каменное здание. Вы 4) В окна первого этажа были вставлены железные решетки. В 5) На Земле космонавтов ждала теплая встреча. Осень была нео 6) В дом можно было войти только через черный ход. На отце был // этап: понимание знаний_________________________ 197 10. Послушайте. Отгадайте загадку и найдите многозначное слово. Он всюду - в поле и в саду, Но в дом не попадает. Но никуда я не иду, Покуда он идет. (дождь) 11. Подберите синонимы к существительным ворона, заяц, лиса, Образец: ворона - ротозей. Слова для справок: | разиня, ротозей, увалень, хитрец, плут, подхалим, трус. 12. Составьте словосочетания со словами в разном значении: 13. Составьте предложения со словосочетаниями. Полеводческое звено, звено самолетов, звено в цепи. Иголки у ежа, шить иголкой, сосновые иголки. 14. Прочитайте. Что изменилось в природе после дождя? Назовите
После дождя Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку - она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу, Даже цветы удивились друг другу... (А. Яшин)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|