Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II-й ЭТАП




II-й ЭТАП

1. Объясните значение глаголазагораться в данных предложениях.

Мое сердце загорелось жалостью и сочувствием к отцу. Над зам­ком загорелись звезды. Глаза Маруси загорелись огоньком восторга. Маруся смотрела вокруг широко раскрытыми глазами, на щеках ее загорелся румянец.



Блок 9


 


2. Прочитайте предложения. Выпишите существительные, употреб­
ленные в переносном значении.

Мои заводы строятся, мои леса шумят, мои стальные соколы штурмуют небеса. Наши соколы дружно очищали небо от фашистских коршунов. Выстроил я своих орлов и сказал: «Умрем за Севастополь, а не сдадим его». «Да замолчи ты, наконец, сорока», - рассердилась ба­бушка. «Уже и подрались, петухи», - покачала головой мама.

С выписанными словами составьте предложения, где бы они употреблялись в прямом значении.

™»

3. Составьте предложения, употребив слова орел, сорока сначала в
прямом, а затем в переносном значении. Используйте данные словосоче­
тания.

Взвиться в небо. Победить врага. Стрекотать в роще. Вертеться за партой.

4. Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенное слово. Ска­
жите, в каком значении употреблено оно. Составьте предложение, в
котором слово зайчик употреблено в другом значении.

Рыхлый снег темнеет в марте. Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте на стене.

5. Прочитайте предложения. Объясните, что обозначают выделен­
ные словосочетания.

1) На колхозных полях кипит работа. В самоваре кипит вода.

2) Из открытого окна тихо лилась песня. Из водопроводного крана
медленно лилась вода.

3) Отец бросил укоризненный взгляд на сына. Ребенок бросил на
пол игрушку.

4) Дежурный несет ответственность за порядок в классе. Но­
сильщик несет чемодан в камеру хранения.

5) Время идет быстро. Этот цвет тебе идет.

6. Прочитайте предложения. Объясните значение прилагательного
толстый. В каких предложениях оно является антонимом к слову худой,
а в каких - к слову тонкий. Разделите по значениям.


// этап: понимание знаний



На задней парте сидел толстый Васята. Местами ручей был засте­лен толстым снеговым одеялом. Была женщина - военный хирург, тол­стая, пожилая, в круглых очках и синем берете. Вася заметил на парте две толстые красные стрелы, направленные в одну точку.

7. Подберите к данным прилагательным такие существительные, чтобы получились словосочетания, в которых прилагательные употреб­лены в переносном значении. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Образец: Серебряный ручей. Бежит, струится маленький сере­бряный ручей.

Серебряный. Твердое. Каменное. Холодная. Глубокая. Железная. Горячая. Дикий. Золотые. Черная. Худой. Жаркий.


8. Выпишите словосочетания, употреблены в переносном значении.

Копна сена. Толстая стена. Море пшеницы. Горный поток. Снежный вихрь. Мокрая волна. Утолить жажду. Лесной пожар. Поле деятельности. Блеск солнца. Пятно позора. Морская бездна. Горы Кавказа. Оглушительный гром.


в которых выделенные слова

Копна волос. Стена тумана. Синее море. Поток слов. Вихрь событий. Волна негодования. Жажда знаний. Пожар войны. Овсяное поле. Блеск славы. Сальное пятно. Бездна дел. Горы арбузов. Гром победы.


Составьте предложения с пятью словосочетаниями на выбор.

9. Ответьте на следующие шуточные вопросы, обоснуйте ответ. Какой кистью нельзя рисовать? Какой иглой не сошьешь рубашку? Какая стрелка не показывает время? Какую шляпку нельзя надеть на голову? Какой ручкой нельзя писать?



Блок 9


Какой корень не находится в земле? Какой рукав нельзя пришить? Из какого полотна не сошьешь рубашки? Каким гребнем не расчешешь волосы? На каких полях не пашут и не сеют?

10. Прочитайте и объясните, чего не понимали дети. В каком зна­
чении употреблены выделенные глаголы? Составьте и запишите предло­
жения, употребив эти глаголы в прямом и переносном значении.

 1) - Мама, крапива кусается"? -Да.

- А как она лает?

2) Мать приказала запереть за ней дверь на крючок и никого не пускать. «Так как, - пояснила она, - по городу ходит скарлатина». В от­сутствие матери кто-то долго стучал в дверь. Приходила скарлатина, но мы ее не пустили.

(К. Чуковский)

11. Чьи иголки? Рассмотрите рисунки. Составьте предложения по
картинкам так, чтобы слова игла, иголка, иглы были использованы в разных
значениях.

Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке, А называются...

12. Прочитайте предложения. Составьте новые предложения, упо­
требляя выделенные слова в другом значении.

Образец: Колокольчики весело звенели под дугой. Колокольчики мои, цветики степные.

Подчеркните в выделенных словах корень. У подошвы горы альпи­нисты устроили привал. Лодка уткнулась носом в берег. На бахче к отправке были готовы горы арбузов. Пожар войны коснулся и нашей деревушки.

13. Прочитайте. Найдите в тексте глаголы. Сравните значение сло­
ва стоят в первом и в последнем предложениях.

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат,


/// этап: применение знаний



Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

14. Прочитайте, объясните значение слова богатый в каждом из
данных примеров.

«Рассвет» - самый богатый колхоз в нашей области. Новый дворец культуры обставлен красивой, удобной и богатой мебелью. К услугам колхозников - богатая библиотека.

15. Прочитайте словосочетания. В каких многозначных словах (они
выделены) общим в лексических значениях является: а) форма предмета;
б) характер действия?

Шляпка гриба -                Соломенная шляпка

Барабанить в барабан -    Барабанить в дверь

Гребень горы -                  Гребень петуха

Варить сталь -                 Варить обед

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...