Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Корпоративные организации.




Под корпоративной организацией понимается особая сис­тема связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности.

Для нее характерны замкнутые группы людей с ограни­ченным доступом в корпорацию, максимальная централиза­ция и авторитарность руководства, противопоставление себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов.

Через объединение ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация организует совместную деятельность людей, предоставляя и обеспечивая возможность для самого сущест­вования и воспроизводства той или иной социальной группы. Объединение людей в корпоративной организации происхо­дит через их разделение по социальным, профессиональным и другим критериям.

Корпорация стремится стандартизиро­вать свою деятельность и ее результаты, не допускать разру­шительной для нее внутренней конкуренции.

В корпоративной организации доминируют властные, иерархические структуры, которые поддерживают монопо­лию и процесс объединения людей через их разделение. Процесс согласования интересов различных групп людей осуществляется лидерами корпораций. Именно это и является основным источником их власти.

Одним из важнейших условий и способов поддержания существования корпоративной организации является посто­янное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а при необходимости искусственное обострение дефицита

Субъектом интереса в корпоративной организации являет­ся группа, коллектив или вся организация. Поэтому устанав­ливается приоритет целей организационных над целями ин­дивидуальными.

В корпоративной организации принятие решения строится по принципу большинства.

Интересы производства и любой другой деятельности в корпоративной организации определяются интересами вос­производства самого работника. При этом создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, и в первую очередь информацией.

В корпоративной организации имеет место двойная мораль в поведении — мораль индивидуалистская и мораль корпо­ративная. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Лояльность по отношению к организации доминирует в кор­поративных структурах.

Индивидуалистская организация

Индивидуалистский тип организации является противопо­ложным корпоративному. В данном случае мы также имеем дело с объединением людей, осуществляющих совместную деятельность, однако объединение это свободное, открытое и добровольное.

Организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований.

Властной иерархии в индивидуалистской организации противопоставлен принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Эффективными спосо­бами сочетания интересов членов организации являются про­цедуры управления по целям и участия в управлении.

В индивидуалистской организации вместо дефицита или ограничения возможностей членов организации в их деятель­ности создаются условия для свободного поиска возможнос­тей и их наиболее полного использования. Это осуществля­ется путем создания систем открытой коммуникации в орга­низациях и развития внутрихозяйственного коммерческого расчета.

В отличие от корпоративной в индивидуалистской органи­зации субъектом интереса организации становится личность:

· под человека, под его способности и мотивацию, проектируется или создается работа;

· не существует решения в организации независимо от рассмотрения качеств индивида;

· эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности.

В индивидуалистской организации принятие решений строится по принципу меньшинства или права вето, т.е. решение не принимается, если против него выступает мень­шая часть членов или хотя бы один член организации.

Однако применение на практике такого подхода требует наличия в организации соответствующей культуры.

В отличие от корпоративной организации интересы произ­водства в индивидуалистской организации определяются ин­тересами воспроизводства самого человека. Человеку предо­ставляется возможность самообеспечения своей деятельности.

 

В зависимости от того, какого типа организации распро­странены в экономике — корпоративные или индивидуалист­ские, во многом зависит степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени.

 

Как показывает практический опыт, конкурентоспо­собность индивидуалистских организаций очень высокая. Рассмотрим сравнительную таблицу 3.

Таблица 3.

 

Основные характеристики корпоративной и индивидуалистической организации

 

КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Объединение людей через их разъе­динение по социальному и профессиональному критериям. Свободное, открытое и доброволь­ное объединение людей
Монополия и стандартизация в дея­тельности организации Сочетание конкуренции и коопера­ции в деятельности членов и групп в организации
Доминирование иерархических властных структур Интересы согласовываются лидера­ми Господство принципа увязки интере­сов всех членов в рамках демократи­ческого процесса
Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их цент­рализованным распределением Поддерживаемое руководством обес­печение поиска возможностей и до­полнительных ресурсов
Субъект интереса — группа, коллек­тив или вся организация Субъект интереса — личность
Организация отвечает за человека Суверенитет организации Свобода для организации Человек отвечает сам за себя Суверенитет личности Свобода для личности
Принцип большинства или старшин­ства в принятии решений Принцип меньшинства или право вето в принятии решений
Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого че­ловека Интересы производства определяют­ся интересами воспроизводства са­мого человека
Двойная мораль (личная и организа­ции) в поведении Общечеловеческая мораль и здра­вый смысл в поведении
Лояльность по отношению к органи­зации Лояльность по отношению к своим убеждениям
Человек для работы Работа для человека

 

В условиях современного развитого рыночного хозяйства для организации также важно то, насколько в ней представ­лены элементы индивидуалистской структуры и культуры, так как в конечном счете это определяет конкурентоспособ­ность организации в условиях информационного общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...