Корпоративные организации.
Под корпоративной организацией понимается особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Для нее характерны замкнутые группы людей с ограниченным доступом в корпорацию, максимальная централизация и авторитарность руководства, противопоставление себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов. Через объединение ресурсов, и в первую очередь людских, корпорация организует совместную деятельность людей, предоставляя и обеспечивая возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным и другим критериям. Корпорация стремится стандартизировать свою деятельность и ее результаты, не допускать разрушительной для нее внутренней конкуренции. В корпоративной организации доминируют властные, иерархические структуры, которые поддерживают монополию и процесс объединения людей через их разделение. Процесс согласования интересов различных групп людей осуществляется лидерами корпораций. Именно это и является основным источником их власти. Одним из важнейших условий и способов поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а при необходимости искусственное обострение дефицита Субъектом интереса в корпоративной организации является группа, коллектив или вся организация. Поэтому устанавливается приоритет целей организационных над целями индивидуальными. В корпоративной организации принятие решения строится по принципу большинства.
Интересы производства и любой другой деятельности в корпоративной организации определяются интересами воспроизводства самого работника. При этом создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, и в первую очередь информацией. В корпоративной организации имеет место двойная мораль в поведении — мораль индивидуалистская и мораль корпоративная. Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Лояльность по отношению к организации доминирует в корпоративных структурах. Индивидуалистская организация Индивидуалистский тип организации является противоположным корпоративному. В данном случае мы также имеем дело с объединением людей, осуществляющих совместную деятельность, однако объединение это свободное, открытое и добровольное. Организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований. Властной иерархии в индивидуалистской организации противопоставлен принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Эффективными способами сочетания интересов членов организации являются процедуры управления по целям и участия в управлении. В индивидуалистской организации вместо дефицита или ограничения возможностей членов организации в их деятельности создаются условия для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Это осуществляется путем создания систем открытой коммуникации в организациях и развития внутрихозяйственного коммерческого расчета. В отличие от корпоративной в индивидуалистской организации субъектом интереса организации становится личность: · под человека, под его способности и мотивацию, проектируется или создается работа;
· не существует решения в организации независимо от рассмотрения качеств индивида; · эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. В индивидуалистской организации принятие решений строится по принципу меньшинства или права вето, т.е. решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Однако применение на практике такого подхода требует наличия в организации соответствующей культуры. В отличие от корпоративной организации интересы производства в индивидуалистской организации определяются интересами воспроизводства самого человека. Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности.
В зависимости от того, какого типа организации распространены в экономике — корпоративные или индивидуалистские, во многом зависит степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени.
Как показывает практический опыт, конкурентоспособность индивидуалистских организаций очень высокая. Рассмотрим сравнительную таблицу 3. Таблица 3.
Основные характеристики корпоративной и индивидуалистической организации
В условиях современного развитого рыночного хозяйства для организации также важно то, насколько в ней представлены элементы индивидуалистской структуры и культуры, так как в конечном счете это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|