Вопрос 2. Групповые ценности и нормы. Взаимодействие индивида и группы.
Существенным фактором поведения личности в группе являются групповые ценности и нормы. Они выступают не только как ориентир поведения субъектов в различных ситуациях, но и как и как средство социального контроля со стороны группы за поведением ее членов.
Групповые нормы — это определенные правила, вырабатываемые группой, принятые, им должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют функцию регулирования по отношению к этой деятельности[14][14].
Нормы могут оказывать сильное влияние, как на поведение отдельной личности, так и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие ему. Они помогают членам группы определить, какое поведение и какая работа ожидается от них. Воздействие норм на поведение связано с тем, что при соблюдении их человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Это относится как к неформальным, так и к формальным организациям. Все нормы с позиции интересов организации в целом могут нести как положительную, так и отрицательную нагрузку.
К положительным нормам относятся те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей. Отрицательные нормы создают противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации.
Нормы группы связаны с ценностями. Ценностикаждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, ее опытом в организации определенной деятельности. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой и иметь большую или меньшую значимость для групповой жизнедеятельности. Они также могут по-разному соотноситься с ценностями общества. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются именно на групповые ценности.
Понять взаимоотношения человека с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает, а какие отвергает и почему он так поступает.
Ценности определяют как набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Это проявляется в том, что путем соответствующей оценки происходящих вокруг него событий человек принимает решения и осуществляет свои действия.
Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека.
Ценности бывают двух видов: 1. ценности, относящиеся к цели жизни, желаемым результатам, исходу действия и т.д. Например: · ценности, касающиеся удобства жизни, красоты, мира, равенства, свободы, справедливости, удовольствия, самоуважения, общественного признания, дружбы и т.п. 2. ценности, относящиеся к средствам, используемым человеком для достижения целей: · касающиеся амбиций, открытости, честности, доброжелательности, интеллектуальности, обязательности, ответственности, самоконтроля и т.п. Совокупность ценностей, которым следует человек, составляет его ценностную систему, по которой окружающие судят о том, что собой представляет данная личность.
Ценностная система человека формируется в основном в процессе его воспитания. Многие ценности человек получает под влиянием родителей и других близких ему людей. Большое влияние оказывают образовательная система, религия, литература, кинематограф и т.п. Ценностная система подвергается развитию и изменению даже в зрелом возрасте. Большую роль в этом играет организационное окружение.
Для успешного сочетания двух систем ценностей и создания гармонии ценностей человека и ценностей организации необходимо проводить широкую разъяснительную работу по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация. Следует также уделять значительное внимание и уяснению того, какие ценностные ориентиры имеют члены организации. Групповая атмосфера - это совокупность таких показателей как: · · групповое давление (степень жесткости и однозначности требований, предъявляемых группой к своим членам); · · социально-психологический климат (характер эмоциональных отношений в группе); · · групповая сплоченность (устойчивость группы в течение определенного время и верность группы определенным ценностям и нормам, т.е. некое уподобление индивидуального интеллекта групповому); · · совместимость (степень непротиворечивости индивидуальных характеристик членов группы); · · срабатываемость (возможность членов группы сохранять устойчивые отношения в процессе совместной работы); · · конформность (осознанная готовность членов группы корректировать свое поведение и взгляды в соответствии с мнением группы); · · внушаемость (неосознаваемая готовность перенимать взгляды и нормы поведения, принятые группой, основанная на доверии к лидеру или группе в целом).
Сплоченная команда является более эффективной по сравнению с разрозненной группой. Но, не смотря на то, что групповая сплоченность влияет и напродуктивность деятельности, и на эмоциональное состояние членов группы, специалисты обнаруживают и отрицательные последствия групповой сплоченности.
В сплоченной группе: · · может проявляться однообразие идей и подходов к решению задач; · · возникает стремление членов группы к «усреднению» результатов; · · активные и независимые личности нередко чувствуют давление групповых норм, препятствующих свободе самовыражения; · · после достижения успеха может быть затруднено дальнейшее развитие, поскольку такая группа тяготеет к стабилизации; · · профессиональное развитие, повышение компетентности в сплоченной группе затруднено из-за установки на взаимозаменяемость.
Замечено, что в группе человек всегда ведет себя иначе, чем сам по себе. Этот феномен изучали многие исследователи (В.Меде, Ф.Оллпорт, В.М.Бехтерев и пр.) и сделали ряд выводов: · · в присутствии группы у некоторых людей продуктивность возрастает на 40%, а у некоторых - падает на 20%, но есть и такие, у кого продуктивность в группе не меняется; · · в присутствии значимых людей у человека изменяется мотивация, причем изменение мотивации человека в присутствии других людей зависит от их значимости, сложности решаемой задачи, подготовленности к ее решению, его положения в группе, реакций других членов группы, ситуации, его ожидания поощрения или награды; · · степень влияния группы на индивида зависит от его образования, возраста, пола, статуса, от его отношения к присутствующим; · · группа влияет на индивида даже тогда, когда ее реально рядом с ним нет, но он ее себе ярко представляет, а также степень влияния группы на субъекта зависит от того, считает ли он других людей в этой группе своими соперниками либо наблюдателями за его деятельностью; · · присутствие группы облегчает выполнение простых видов деятельности и влияет преимущественно на количественны е характеристики. И наоборот, решение сложных задач и качественные характеристики деятельности в группе затрудняются, что говорит о возможном отрицательном влиянии присутствия группы на деятельность индивида; · · в изолированных условиях люди более субъективны в суждениях, чем в групповой обстановке; · · в группах сильно изменяется эмоциональная сфера личности; · · восприимчивость к шумам в группе падает на 29%; · · способность переносить боль повышается в условиях соревнования; · · группы способствуют усреднению результатов анализа, когда люди занимаются сравнением (в эксперименте люди сравнивали запахи, тяжести); · · примерно у 70% испытуемых, работающих в группе, при выполнении заданий возрастает внимание; кроме того, повышается эффективность восприятия, памяти, мышления, творческого воображения, смягчается отношение к проступкам.
Обобщая экспериментальные данные анализа механизмов функционирования группы, а также фактов влияния группы на ее членов, исследователи Л.Г. Почебут и В.А. Чикер[15][15] выделяют целый ряд групповых эффектов. 1. Психофизиологический — в присутствии других людей психофизиологические реакции и состояния человека изменяются (усиливается потоотделение, учащается дыхание и пр.), причем тем ярче, чем значимее ситуация группового взаимодействия. 2. Эффект «синергии» — при объединении людей в группу их энергетика и интеллектуальная активность повышаются. В большинстве успешных фирм этот эффект специально инициируется, например, за счет организации группового принятия решений с применением активных методов, в числе которых наиболее популярным является метод «мозгового штурма». 3. Эффект Рингельмана — с увеличением количества людей в группе их индивидуальный вклад в общегрупповую работу уменьшается. Его размер можно рассчитать по формуле:
С = 100 - 7(К - 1),
Где С — средний индивидуальный вклад участников, К — количество членов группы.
4. Эффект «маятника» — означает циклическое чередование групповых эмоциональных состояний: подъема и спада общего настроения. Характер настроения группы важно учитывать при выборе стиля руководства. 5. Эффект «пульсара» — изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов происходит от оптимальной, необходимая для деятельности активность к «всплеску» активности, после чего наступает ее спад и возвращение к оптимальному уровню. Активность группы резко повышается в начале деятельности и резко спадает, когда задача решена. 6. Эффект «мы и они» — возникающее у людей чувство принадлежности к своей группе («мы») и чувство размежевания с другими группами («они»). Этот эффект также необходимо учитывать при анализе стратегий межгруппового поведения — как внутри фирмы, так и между сотрудниками фирмы и представителями других организаций. 7. Эффект группового фаворитизма — стремление каким-то образом благоприятствовать членам своей группы в противовес членам других групп. Базируется на эффекте «мы и они». 8. Эффект группового эгоизма — проявляется, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности. В норме этот эффект способствует сплочению группы, за пределами нормы — ведет к негативным последствиям. 9. Эффект «ореола» — влияние на оценку конкретной личности индивидуальной установки, имеющейся у другого человека. Результат действия этого эффекта - искажение информации, возникновение предубеждений.
10. Эффект «бумеранга» — действия или информация, направленные против кого-либо, оборачиваются против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию. 11. Эффект конформизма — подчинение индивидуальных мнений и оценок общегрупповому мнению, нередко навязываемому лидером, руководителем или неосведомленным большинством. Эффект конформизма в своей основе имеет такое свойство групповой структуры, как конформность. В разумных пределах конформность — это взаимные уступки членов группы. Однако если конформность проявляется в принципиальных вопросах, то она перерастает в конформизм и закрывает группе путь к таким видам деятельности, как совместное принятие решений, открытое обсуждение спорных вопросов, конструктивная критика, разработка рацпредложений. 12. Эффект подражания — добровольное следование групповым нормам, стереотипам группового поведения, в некоторых случаях — внешним атрибутам принадлежности к группе, проявляющимся в одежде, аксессуарах, особенностях прически и пр. Эффект подражания также полезен в разумных пределах.
Например, его часто имеют в виду при выработке и трансляции фирменного стиля, для обозначения карьерных ориентации членов группы. Вне разумных пределов эффект подражания в сочетании с другими групповыми эффектами приводит к несбалансированному обособлению группы, к нарушению ее взаимодействия с другими группами, в крайних проявлениях — к превращению группы в подобие секты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|