Особенности законодательства о транспортно-зкспедиционнои деятельности.
Деловые отношения между клиентом и экспедитором, как и между перевозчиком и его транспортным агентом, с правовой точки зрения — это отношения между принципалом и агентом. Потенциальным экспедиторам и агентам следует иметь в виду: — при выборе агента или экспедитора принципалы отдают предпочтение не только грамотным и солидным, но и инициативным фирмам, действующим по принципу разумного коммерческого риска; — наличие огромного числа экспедиторских и агентских фирм в каждой стране обусловлено, в частности, тем, что многие транспортно-экспедиторские предприятия целенаправленно создают в своих структурах формально самостоятельные дочерние и внучатые специализированные фирмы под другими названиями, или придавая им разный юридический статус— акционерного общества, товарищества, партнерства и др., или, например, железнодорожного агента регистрируют в одном городе, а речного — в соседнем, авиационного — в аэропорту, или к названию предприятия добавляют определения типа «промышленный экспедитор», «транспортное агентство», «перевозки химических грузов» и т.п. После этого материнская компания назначает дочернюю фирму в качестве независимого агента или экспедитора в конкретной сделке по обслуживанию того или иного принципала. Выполняя договоры транспортной экспедиции и транспортного агентирования и «принципалы» и «агенты» вступают в правоотношения с «третьими лицами». В силу такой особенности транспортно-экспедиторского обслуживания, понятие «третье лицо» в транспортной экспедиции весьма широкое. Прежде всего это официальные власти: администрация портов, железнодорожных и автомобильных дорог, таможенные, пограничные, санитарные, органы внутренних дел и полицейские власти, консульства, нотариусы, судебные органы и др., а также партнеры по договорам, в которых экспедитор и агент выступают принципалом. Ими могут быть фрахтователи, операторы терминалов, отправители и получатели груза, фирмы, обслуживающие груз, транспортные средства, снабженческие фирмы, компании, обслуживающие парк оборудования, и др. Кроме того, существует группа так называемых прочих третьих лиц: сюрвейеров (инспекторов, экспертов, занимающихся обследованием груза, транспортного средства и т.д.), страховщиков, адвокатов, представителей классификационных обществ, клубов взаимного страхования и др. Таким образом сфера договоров транспортной экспедиции и транспортного агентирования расширяется за счет включения в нее возникающих при исполнении таких договоров обязательств сторон перед третьими лицами и требований третьих лиц к экспедиторам, агентам, клиентуре и к перевозчикам. Они определяются различными нормами гражданского права (перевозка, транспортная экспедиция, поручение, комиссия, агентирование, хранение, подряд, страхование, аренда). Законодательство исходит при этом из основного принципа: по договору, заключенному экспедитором/агентом с третьими лицами от своего имени и за счет клиента/перевозчика, экспедитор/агент приобретает права и становится обязанным даже, если клиент/перевозчик и был назван в договоре; по договору заключенному с третьими лицами от имени и за счет клиента/перевозчика, права и обязанности возникают непосредственно у клиента/перевозчика.
В договоре необходимо предусмотреть, что в тех случаях, когда экспедитору или транспортному агенту будет поручено заключить от имени клиента с третьим лицом договор, обеспечить отправку или получение груза, а также выполнять от имени клиента другие обязанности, связанные с перевозкой, клиент должен выдать экспедитору доверенность (она возвращается клиенту, если ее срок не истек после прекращения договора). Кстати, опытный экспедитор, действующий по доверенности, никогда не забывает, во избежание недоразумений, указывать на это обстоятельство в ходе своих деловых контактов с третьими лицами в связи с исполнением экспедиторского поручения клиента.
При определении размера прав и обязанностей, ответственности экспедитора/агента необходимо обязательно всегда учитывать правовые нормы, на которых экспедитор/агент строил свои отношения с третьими лицами в ходе исполнения выданного ему принципалом экспедиторского или агентского поручения. Более того, все виды поручений на выполнение конкретных услуг целесообразно каждую классифицировать по её соответствию той или иной определенной договорной, гражданско-правовой норме и на основе этого находить правильное решение коммерческих и эксплуатационных задач в работе с третьими лицами. Сказанное можно иллюстрировать на примере экспедиторского поручения: «организовать или выполнить перевозку груза». Оно может выполняться экспедитором по-разному, в зависимости от конкретных обстоятельств. Выполнение экспедиторского поручения на основе договора агентирования. В соответствии с правовыми нормами, предусмотренными гл. 52 ГК РФ (Агентский договор»). Агент вправе: если иное не предусмотрено договором, заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом (ст. 1009). Агент обязан: представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором (ст. 1008); Принципал обязан: сообщить свои возражения в 30-дневный срок со дня получения отчета, если иной срок не установлен соглашением сторон; в противном случае, при отсутствии иного соглашения, отчет считается принятым (ст. 1008); уплатить агенту вознаграждение (ст. 1006). К выполнению поручений клиента в соответствии с правовыми нормами договора агентирования экспедитор прибегает, когда ему поручается совершать не только юридические, но и «иные действия», а также в тех случаях, когда экспедитор считает целесообразным возложить на клиента всю ответственность за последствия выполнения действий от имени и за счет клиента и, наоборот, когда клиент требует от экспедитора принять на себя всю ответственность, как «агент» клиента за последствие сделки.
По такому типу договора оформляется поручение на организацию агентирования транспортного средства. К поручениям, выполняемым по отношению к третьим лицам на условиях агентского договора, можно отнести следующие: — Поручение на изготовление и доставку товаросопроводительной и транспортной документации. — Поручение на получение требующихся для экспорта или импорта документов. На прием/сдачу груза на складе третьего лица (грузоотправителя/грузополучателя; их экспедитора; на таможенном складе; таможенному перевозчику и т.д.), а также на возврат или получение порожних контейнеров. — Поручение на выполнение таможенных формальностей (например, заполнение грузовой таможенной декларации), согласно «Порядку лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов» (Приказ ГТК РФ от 15.06.98.г. №392) и других операций административного характера, например, с органами санитарно-карантинного надзора. — Поручение на выполнение расчетов по внешнеторговым сделкам клиента, в том числе через централизованные расчетные центры, создаваемые экспедиторскими ассоциациями. — Поручение на организацию проверки качества товара в ходе приемки/сдачи груза.
В случае возникновения разногласий между экспедитором и третьим лицом при приемке/сдаче груза по качеству, экспедитор обязан уведомить клиента об этих разногласиях и требовать участия в этих операциях независимого инспектора по качеству.
Читайте также: Adv особенно, в особенности Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|