Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамическая характеристика автомобиля; задачи, решаемые с ее помощью




Динамической характеристикой (Д)называется отношение тяговой силы к весу автомобиля

где Pm – тяговая сила; PB – сопротивление воздуха; G – вес автомобиля

Динамический фактор безразмерен. Близок к 1 у гоночного автомобиля. У обычных – 0,3 – 0,4.

Коэффициент приспосабливаемости двигателя – когда нехватка мощности компенсируется крутящим моментом.

Коэффициент сопротивления дороги равен динамическому фактору

D

(Vкрит для каждой передачи) Va

 

 

6. Управляемость автомобиля.

Управляемость – это целенаправленная организация процесса движения. Управляемость — свойство транспортного средства сохранять или изменять направление движения, заданное водителем, с определенными затратами физической и психической энергии. Причины, приводящие к снижению управляемости АТС следующие: скорость движения автомобиля, радиус кривизны дороги в плане, рассоединение элементов крепления деталей рулевого управления, и, в частности, сошки рулевого вала. Значительное количество происшествий связано с низким уровнем мастерства (класса) водителя, недостаточной шириной проезжей части и падением характеристик микропрофиля дороги, износа деталей передаточной пары, отказом гидроусилителя руля. Необходимые качества управляемости могут быть достигнуты при условии выполнения следующих требований:

- качение управляемых колес при криволинейном движении должно происходить без бокового скольжения;

- углы поворота управляемых колес должны иметь необходимое соотношение;

- стабилизация управляемых колес должна быть обеспечена;

- произвольные колебания управляемых колес должны быть исключены;

- углы поворота передней и задней осей должны находиться в опред. соотношении;

- в рулевом управлении должна быть обратная связь, обеспечивающая водителя информацией о значении и направлении сил, действующих на управляемые колеса. Исходя из этих требований, критериями оценки управляемости транспортного средства являются:

- критическая скорость;

- поворачиваемость;

- соотношение углов поворота управляемых колес;

- стабилизация управляемых колес;

- автоколебания управляемых колес.

В соответствии с ГОСТ 51709-2001 управляемость АТС оценивается суммарным люфтом в рулевом управлении, который не должен превышать предельных значений указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений

- легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы - 10°;

- автобусы - 20°;

- грузовые автомобили - 25°.

Надо стремится к стабилизации управляемого моста за счет конструкции.

 

 

7. Проходимость автомобиля. Взаимодействие колеса с деформируемой опорной поверхностью и препятствиями.

Проходимость – это эксплуатационно-техническое свойство, определяющее возможность использования автомобиля по бездорожью и на дорогах с покрытием, находящимся в плохом состоянии.

Все автомобили должны в значительной мере обладать хорошей проходимостью, а для машин, которые систематически работают в трудных дорожных условиях, такое свойство имеет первостепенное значение. От проходимости зависит средняя скорость движения, производительность и сохранность автомобиля, безопасность движения и другие немаловажные факторы.

Известно, что для хорошей проходимости автомобиль должен обладать хорошими тяговыми свойствами, а также иметь достаточно крепкие детали и механизмы ходовой части.

Кроме того, выявлен ряд измерителей, которые в достаточной мере определяют возможности преодоления препятствий автомобилем. К основным измерителям необходимо отнести следующие:

  1. Расстояние между низшими точками автомобиля и дорогой (дорожный просвет).

Чем больше это расстояние, тем безболезненнее автомобиль будет преодолевать неровную дорогу, не рискуя задевать за кочки, камни, пни и т. д. Этим самым исключается возможность повреждения отдельных деталей шасси. У всех автомобилей наиболее низкими точками шасси являются картер маховика, передняя и задняя оси. Происходит много случаев, когда низкие части повреждаются, наскакивая на камни. Это чаще бывает в горных каменистых районах. Расстояние от низших точек автомобиля до поверхности дороги у большинства легковых автомобилей составляет 180-250 мм, а у грузовых – 250-325 мм (рис. 1, таблица 1).

 

Рис. 1. Определение наименьшего дорожного просвета между нижней точкой шасси и дорогой
Рис. 2. Определение радиуса продольной проходимости автомобиля

Таблица 1

СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ

Марки а/м Дорожный просвет, мм Радиус продольной проходимости, м Угол в градусах
Передн. Задн.
Легк. 150-220 3-8 20-30 15-20
Груз. 250-350 2,5-6 40-60 25-45
Автоб. 220-300 4-9 10-40 6-20
  1. Радиусы продольной и поперечной проходимости.

Это второй показатель, определяющий проходимость автомобиля по пересеченной местности. Необходимо различать нижний и верхний радиусы продольной проходимости, а также радиус поперечной проходимости. Нижний радиус продольной проходимости – это радиус дуги окружности, проведенной касательно к передним и задним колесам и нижней точкой между ними (рис. 2).

Верхний радиус продольной проходимости – радиус дуги окружности, проведенной касательно к передним и задним колесам и выступающей передней или задней частью автомобиля. Радиус поперечной проходимости – радиус дуги окружности, проведенной касательно к передним или задним колесам автомобиля и нижней точкой между ними соответствующей оси (рис. 3).

Рис. 3. Оыпределение радиуса поперечной проходимости

Чем меньше радиусы продольной и поперечной проходимости, тем большая способность автомобиля преодолевать рвы, крутые мосты, бугры цилиндрической формы, кюветы и т. д. без задевания за своими низшими точками.

  1. Передний и задний углы проходимости.

Это углы образуются между опорной плоскостью дороги и касательными, проведенными из крайних точек, выступающих спереди и сзади частей автомобиля к переднему и заднему колесам (рис. 4).

Рис. 4, Определение переднего угла въезда и заднего угла съезда автомобиля

Чем больше величина переднего и заднего углов проходимости, тем выше проходимость автомобиля при переезде через канавы, выступы, бугры и другие препятствия, которые могут встретиться в пути.

4. Удельное давление колес на опорную поверхность.

Определяется эта величина делением нагрузки, приходящейся на соответствующее колесо, на площадь отпечатка шины.

g = G/F кг/см2,

где G – вес, приходящийся на колесо в кг; F – площадь отпечатка шины в см2; Давление колес на опорную поверхность имеет большое значение для проходимости автомобиля, в особенности при движении его по песку, снегу, пашне, грязи, болоте и т. д. (рис. 5). Чем меньше давление колес, тем меньше глубина образуемой колеи, следовательно, меньше сопротивление движению и больше проходимость автомобиля.

5. Сцепление ведущих колес с дорогой.

Часто на скользких дорогах с обледенелым дорожным покрытием, а также на дорогах с глинистым грунтом, черноземом происходит буксование ведущих колес. Колеса буксуют в том случае, когда тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных дорожных условиях, превосходит максимально возможное значение реакции между ведущими колесами и дорогой.

Рис. 5. Средние удельные давления лыжника, пешехода, легкового автомобиля.

Условия движения без буксования определяются следующим выражением:

Gв ∙ φ > P,

где: Gв – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; φ – коэффициент сцепление шин с дорогой; Р – тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных условиях.

Для сравнения проходимости автомобилей в части их предрасположения к буксованию ведущих колес используется следующая зависимость:

Dφ = Gв/Ga ∙ φ,

где: Dφ – сцепной фактор автомобиля; Gв – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; Ga – полный вес автомобиля; φ – коэффициент сцепления; (φ = 0,1, что соответствует движению автомобиля по обледенелой, наиболее скользкой дороге). Следует отметить, когда значение Dр больше, то автомобиль меньше предрасположен к буксованию колес и застреваниям и хорошо преодолевает подъемы на скользкой дороге.

6. Радиус поворота автомобиля.

Чем меньше радиус поворота автомобиля, тем удобнее водителю маневрировать при езде по дорогам с большим количеством поворотов и препятствий (рис. 6).

 

 

Рис. 6.Схема поворота автомобиля

7. Максимальная высота автомобиля (или расстояние от высшей точки автомобиля до плоскости опоры колеса).

Это качество важно главным образом автобусам, предназначенным для работы в городских условиях, где им приходится проезжать под мостами и другими сооружениями.

К оценке проходимости относятся и такие измерителя, как вес автомобиля и его распределение по осям, высота центра тяжести, габариты, высота расположения механизмов, ограничивающих глубину преодолеваемого брода, возможность преодолевания препятствий: вертикальных стенок, рвов и т. п.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...