Динамическая характеристика автомобиля; задачи, решаемые с ее помощью
Динамической характеристикой (Д)называется отношение тяговой силы к весу автомобиля где Pm – тяговая сила; PB – сопротивление воздуха; G – вес автомобиля Динамический фактор безразмерен. Близок к 1 у гоночного автомобиля. У обычных – 0,3 – 0,4. Коэффициент приспосабливаемости двигателя – когда нехватка мощности компенсируется крутящим моментом. Коэффициент сопротивления дороги равен динамическому фактору D (Vкрит для каждой передачи) Va
6. Управляемость автомобиля. Управляемость – это целенаправленная организация процесса движения. Управляемость — свойство транспортного средства сохранять или изменять направление движения, заданное водителем, с определенными затратами физической и психической энергии. Причины, приводящие к снижению управляемости АТС следующие: скорость движения автомобиля, радиус кривизны дороги в плане, рассоединение элементов крепления деталей рулевого управления, и, в частности, сошки рулевого вала. Значительное количество происшествий связано с низким уровнем мастерства (класса) водителя, недостаточной шириной проезжей части и падением характеристик микропрофиля дороги, износа деталей передаточной пары, отказом гидроусилителя руля. Необходимые качества управляемости могут быть достигнуты при условии выполнения следующих требований: - качение управляемых колес при криволинейном движении должно происходить без бокового скольжения; - углы поворота управляемых колес должны иметь необходимое соотношение; - стабилизация управляемых колес должна быть обеспечена; - произвольные колебания управляемых колес должны быть исключены; - углы поворота передней и задней осей должны находиться в опред. соотношении;
- в рулевом управлении должна быть обратная связь, обеспечивающая водителя информацией о значении и направлении сил, действующих на управляемые колеса. Исходя из этих требований, критериями оценки управляемости транспортного средства являются: - критическая скорость; - поворачиваемость; - соотношение углов поворота управляемых колес; - стабилизация управляемых колес; - автоколебания управляемых колес. В соответствии с ГОСТ 51709-2001 управляемость АТС оценивается суммарным люфтом в рулевом управлении, который не должен превышать предельных значений указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений - легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы - 10°; - автобусы - 20°; - грузовые автомобили - 25°. Надо стремится к стабилизации управляемого моста за счет конструкции.
7. Проходимость автомобиля. Взаимодействие колеса с деформируемой опорной поверхностью и препятствиями. Проходимость – это эксплуатационно-техническое свойство, определяющее возможность использования автомобиля по бездорожью и на дорогах с покрытием, находящимся в плохом состоянии. Все автомобили должны в значительной мере обладать хорошей проходимостью, а для машин, которые систематически работают в трудных дорожных условиях, такое свойство имеет первостепенное значение. От проходимости зависит средняя скорость движения, производительность и сохранность автомобиля, безопасность движения и другие немаловажные факторы. Известно, что для хорошей проходимости автомобиль должен обладать хорошими тяговыми свойствами, а также иметь достаточно крепкие детали и механизмы ходовой части. Кроме того, выявлен ряд измерителей, которые в достаточной мере определяют возможности преодоления препятствий автомобилем. К основным измерителям необходимо отнести следующие:
Чем больше это расстояние, тем безболезненнее автомобиль будет преодолевать неровную дорогу, не рискуя задевать за кочки, камни, пни и т. д. Этим самым исключается возможность повреждения отдельных деталей шасси. У всех автомобилей наиболее низкими точками шасси являются картер маховика, передняя и задняя оси. Происходит много случаев, когда низкие части повреждаются, наскакивая на камни. Это чаще бывает в горных каменистых районах. Расстояние от низших точек автомобиля до поверхности дороги у большинства легковых автомобилей составляет 180-250 мм, а у грузовых – 250-325 мм (рис. 1, таблица 1).
Таблица 1 СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ОСНОВНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОХОДИМОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ
Это второй показатель, определяющий проходимость автомобиля по пересеченной местности. Необходимо различать нижний и верхний радиусы продольной проходимости, а также радиус поперечной проходимости. Нижний радиус продольной проходимости – это радиус дуги окружности, проведенной касательно к передним и задним колесам и нижней точкой между ними (рис. 2). Верхний радиус продольной проходимости – радиус дуги окружности, проведенной касательно к передним и задним колесам и выступающей передней или задней частью автомобиля. Радиус поперечной проходимости – радиус дуги окружности, проведенной касательно к передним или задним колесам автомобиля и нижней точкой между ними соответствующей оси (рис. 3).
Чем меньше радиусы продольной и поперечной проходимости, тем большая способность автомобиля преодолевать рвы, крутые мосты, бугры цилиндрической формы, кюветы и т. д. без задевания за своими низшими точками.
Это углы образуются между опорной плоскостью дороги и касательными, проведенными из крайних точек, выступающих спереди и сзади частей автомобиля к переднему и заднему колесам (рис. 4).
Чем больше величина переднего и заднего углов проходимости, тем выше проходимость автомобиля при переезде через канавы, выступы, бугры и другие препятствия, которые могут встретиться в пути. 4. Удельное давление колес на опорную поверхность. Определяется эта величина делением нагрузки, приходящейся на соответствующее колесо, на площадь отпечатка шины. g = G/F кг/см2, где G – вес, приходящийся на колесо в кг; F – площадь отпечатка шины в см2; Давление колес на опорную поверхность имеет большое значение для проходимости автомобиля, в особенности при движении его по песку, снегу, пашне, грязи, болоте и т. д. (рис. 5). Чем меньше давление колес, тем меньше глубина образуемой колеи, следовательно, меньше сопротивление движению и больше проходимость автомобиля. 5. Сцепление ведущих колес с дорогой. Часто на скользких дорогах с обледенелым дорожным покрытием, а также на дорогах с глинистым грунтом, черноземом происходит буксование ведущих колес. Колеса буксуют в том случае, когда тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных дорожных условиях, превосходит максимально возможное значение реакции между ведущими колесами и дорогой.
Условия движения без буксования определяются следующим выражением: Gв ∙ φ > P, где: Gв – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; φ – коэффициент сцепление шин с дорогой; Р – тяговое усилие, необходимое для движения автомобиля в данных условиях. Для сравнения проходимости автомобилей в части их предрасположения к буксованию ведущих колес используется следующая зависимость:
Dφ = Gв/Ga ∙ φ, где: Dφ – сцепной фактор автомобиля; Gв – вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса; Ga – полный вес автомобиля; φ – коэффициент сцепления; (φ = 0,1, что соответствует движению автомобиля по обледенелой, наиболее скользкой дороге). Следует отметить, когда значение Dр больше, то автомобиль меньше предрасположен к буксованию колес и застреваниям и хорошо преодолевает подъемы на скользкой дороге. 6. Радиус поворота автомобиля. Чем меньше радиус поворота автомобиля, тем удобнее водителю маневрировать при езде по дорогам с большим количеством поворотов и препятствий (рис. 6).
7. Максимальная высота автомобиля (или расстояние от высшей точки автомобиля до плоскости опоры колеса). Это качество важно главным образом автобусам, предназначенным для работы в городских условиях, где им приходится проезжать под мостами и другими сооружениями. К оценке проходимости относятся и такие измерителя, как вес автомобиля и его распределение по осям, высота центра тяжести, габариты, высота расположения механизмов, ограничивающих глубину преодолеваемого брода, возможность преодолевания препятствий: вертикальных стенок, рвов и т. п.
Читайте также: H”- абсолютная (динамическая) вязкость. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|