Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оптимизации маршрутов перевозки грузов




Сокращение дальности перевозок — важнейший путь сни­жения расходов на доставку грузов потребителям. При сло­жившемся размещении производства этого достигают путем установления наиболее правильных схем перевозок в форме закрепления потребителей за поставщиками однородного или взаимозаменяемого груза. В литературе эта задача получила название транспортной задачи линейного программирования. В пределах города, района или области имеется, как прави­ло, несколько поставщиков одного и того же продукта, и сле­довательно, потенциально возможно большое количество ва­риантов закрепления потребителей за поставщиками. Состав­ление наилучшей схемы перевозок в этих условиях является далеко не простым делом. Из-за большого числа возможных вариантов найти оптимальное решение путем их перебора и сравнения невозможно. Поэтому на практике схемы перево­зок определяют без специальных расчетов, исходя из общих соображений о необходимости доставки грузов по более ко­ротким расстояниям. В результате эти планы несовершенны и далеки от оптимальных. Внедрение математических мето­дов позволяет составлять оптимальные схемы перевозок гру­зов и дает большой экономический эффект.

Рассмотрим и сформулируем в математической форме условия транспортной задачи. Потребителям Б1, Б2,..., Бп требуется однородный продукт (груз) в количест­вах соответственно b1, b2,bп тонн, который произ­водится (или хранится) у поставщиков А1, А2,. •., Ат в количествах а1, а2,..., аn тонн. Так как все по­ставщики производят один и тот же продукт, каждый из них может удовлетворять запросы любого потребителя. Расстоя­ния между отправителями и получателями груза известны и составляют lij километров. Требуется составить такой план перевозок грузов, который обеспечит удовлетворение запро­сов всех потребителей при минимальной транспортной работе, минимальной сумме тонно-километров)

Очевидно, что для решения рассматриваемой задачи необходимо равенство общей потребности получателей наличию груза у отправи­телей.

Обозначим через Хij количество тонн груза, предназна­ченного к отправке из пункта Аi; в пункт Бj. Тогда количе­ство груза, планируемое к доставке в пункт Бj в математической форме транспортная задача формулируется следующим образом: определить значение переменных Хij, минимизирующих линейную форму åli,j при условии åi=1m Xi,j=bj åj=1n Xi,j=ai Xi,j>=0

Для совместности системы уравнений необходимо åi=1m ai=åj=1n bj

В настоящее время разработано несколько методов ре­шения транспортной задачи, рассмотрим один из них — ме­тод потенциалов. Общая схема метода следующая. Вначале составляют допустимый исходный план задачи, который за­тем исследуется на оптимальность. Если при проверке ска­жется, что составленный план оптимален, то решение за­кончено. В противном случае при помощи специального при­ема осуществляется переход к новому, лучшему плану. Этот план снова исследуется на оптимальность и в случае неоп­тимальности опять улучшается. Указанный процесс вычисле­ний повторяется до получения оптимального решения.

Идея метода содержит три существенных момента: во-первых, указывается способ составления допустимого исходного плана, во-вторых, устанавливается признак, позволяющий отличить оптимальный план от неоптимального, в-третьих, дается способ, позволяющий по некоторому неоптимальному варианту построить другой допустимый план, более близкий к оптимальному.

Порядок вычислений:

1.составить матрицу условий. В правых верхних углах клеток. Представляющих реальные маршруты перевозок, указать расстояния между соответствующими пунктами. В процессе решения задачи в средней части этих клеток записывают значения Xij,

2. составляют допустимый исходный план. Производится это способом минимального элемента по строке: сначала планируем перевозки с первого склада,записывая их в соответствующие клетки первой строки, первое значение записываем в клетку с наименьшим расстоянием. Заполнив всю таблицу, считаем транспортную работу (Р).

Р=ålij* Xij,

3.проверка оптимальности плана производится с помощью индексов, которые рассчитываются прямо на матрице. При этом индексы Uij записывают в клетки вспомогательного столбца, а индексы Vij – в клетки вспомогательного строки. Для определения индексов используют следующие правила:

-индекс первой клетки вспомогательного столбца всегда равен 0 (U1=0)

-для каждой занятой клетки матрицы сумма соответствующих индексов (записанных против нее сверху и сбоку во вспомогательных клетках) равна расстоянию, указанному в данной клетке, т.е. если у занятой клетке один из индексов известен, то другой будет равен разности ее растояния и известного индекса. Все индексы могут быть определены однозначно только при количестве занятых клеток равных, m+n-1, где m – число пунктов отправления, n- число пунктов назначения.

Находим и записываем все индексы и приступаем к проверке плана, которая сводится к сравнению расстояния каждой незанятой клетки матрицы с суммой соответствующих ей индексов с целью выявления клеток, в которых расстояние меньше указанной суммы, например U1+V1<l1,2

Если найдутся клетки у которых расстояние будет меньше суммы их индексов, то составленный план не будет оптимальным и вычисления следует продолжить. В противном случае задача считается решенной и вычисления заканчиваются

 

 

4.улучшение оптимального плана. Выявленные в п.3 клетки, у которых расстояние меньше суммы их индексов, являются резервом улучшения плана и потому их называют потенциальными, а превышение суммы индексов над расстоянием-потенциалом (его обозначают в матрице цифрой в кружке или в квадратике). Процедура улучшения неоптимального плана сводится к перемещению загрузок в потенциальные клетки матрицы. Разработан специальный метод перемещения загрузок. Он состоит из составления цепочки возможных перемещений загрузок в матрице, определения величины загрузки, подлежащей перемещению, и собственно перемещения. Цепочку возможных перемещений определяют следующим образом. Для потенциальной клетки с наибольшим потенциалом строят замкнутую цепочку из горизонтальных и вертикальных отрезков так, чтобы одна ее вершина лежала в данной потенциальной клетке, а все остальные-в занятых клетках. Ее вершины отмечают клетки матрицы, которые должны участвовать в перераспределении загрузок с целью улучшения плана. Составив цепочку. Помечают знаком “+” ее нечетные вершины (считая первой вершину в потенциальной клетке), а четные знаком “_-“. Наименьшая из четных загрузок определяет величину перемещаемой загрузки. Уменьшив н6а эту величины объемы перевозок, записанные в клетках с “-“ и увеличив на ту же величину объемы клеток с “+”. Получают новый вариант плана с меньшей транспортной работой. Затем данный план исследуют на оптимальность повторяя процедуру вычислений.

 

 

9. Особенности планирования перевозок мелкопартионных грузов

Перевозки тарно-штучных грузов занимают первое место среди грузовых автомобильных перевозок. Можно выделить две ос­новные технологии, используемые при перевозке тарно-штучных грузов:

• помашинные отправки;

• мелкопартионные перевозки.

При мелкопартионных перевозках, как правило, обслуживаются клиенты, не обладающие механизированными погрузочно-разгрузочными пунктами (ПРП). В этом случае наиболее целесообразно использовать ПС, оборудованный погрузочно-разгрузочными при­способлениями. Чаще всего на ПС устанавливаются следующие устройства:

· консольные крановые установки с шарнирно-сочлененной, ба­лочной или неповоротными стрелами;

· портальные крановые установки;

· устройства бескранового типа (съемные кузова);

· грузоподъемный борт;

· комбинированные устройства.

Основным способом повышения эффективности перевозки мелкопартионных грузов является максимально возможное укрупне­ние грузовых единиц. Для этого используются контейнеры, поддо­ны и пакеты. При этом повышение трудоемкости подготовки гру­зов к перевозке компенсируется снижением простоев АТС при погрузке и разгрузке и существенно упрощается процесс оформ­ления документов.

Грузы, которые по своим размерам и свойствам могут быть сформированы в пакеты, должны предъявляться к перевозке, как правило, в пакетированном виде. Пакетирование груза, чаще всего, выполняет грузовладелец до предъявления их к перевозке. Однако в логистических системах доставки пакетирование может выпол­няться и другими участниками перевозочного процесса, напри­мер на терминале (для повышения эффективности выполнения транспортно-грузовых работ). Пакеты, предъявляемые к перевоз­ке, должны отвечать требованиям стандартов или технических ус­ловий.

Поддоны для перевозки пакетированных грузов могут принад­лежать перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю (если стоимость транспортной упаковки включена в стоимость товара). Поддоны, принадлежащие грузоотправителю, после перевозки обычно возвращаются владельцу. При постоянных перевозках для повышения ответственности перевозчика целесообразно поддо­ны перевести в оборотный фонд.

При перевозке грузов в пакетах в товарно-транспортной на­кладной, помимо основных реквизитов, указывается:

количество пакетов;

вид упаковки отдельных мест;

тип поддона в соответствии со стандартами или техническими условиями;

масса нетто груза в пакете;

масса брутто пакетов.

Прием и сдача грузов пакетами перевозчиком осуществляется по количеству пакетов с их наружным осмотром для проверки целости без их расформирования и взвешивания.

Подготовка груза к перевозке должна обеспечивать:

сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность ПС и окружающей среды;

максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости ПС и грузоподъемных механизмов;

необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях;

удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на АТС и складах.

Грузоотправитель отвечает за последствия недостатков тары и внутренней упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам. При планировании загрузки ПС необходимо следить за соблюдением норм предельно допустимых нагрузок на оси АТС - их нарушение может повлечь наложение штрафа на водителя и перевозчика.

Грузоотправитель обязан до предъявления к перевозке выдать перевозчику грузовые характеристики изделий и условия их складирования, в которых ука­зывают:

наименование изделия, его марку, массу и размеры;

схему складирования и число ярусов, допускаемое в штабеле, исходя из прочностных характеристик изделия;

размеры прокладок;

данные по захватным приспособлениям;

особые условия при погрузочно-разгрузочных работах и разме­щении груза.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...