Методы оптимизации маршрутов перевозки грузов
Сокращение дальности перевозок — важнейший путь снижения расходов на доставку грузов потребителям. При сложившемся размещении производства этого достигают путем установления наиболее правильных схем перевозок в форме закрепления потребителей за поставщиками однородного или взаимозаменяемого груза. В литературе эта задача получила название транспортной задачи линейного программирования. В пределах города, района или области имеется, как правило, несколько поставщиков одного и того же продукта, и следовательно, потенциально возможно большое количество вариантов закрепления потребителей за поставщиками. Составление наилучшей схемы перевозок в этих условиях является далеко не простым делом. Из-за большого числа возможных вариантов найти оптимальное решение путем их перебора и сравнения невозможно. Поэтому на практике схемы перевозок определяют без специальных расчетов, исходя из общих соображений о необходимости доставки грузов по более коротким расстояниям. В результате эти планы несовершенны и далеки от оптимальных. Внедрение математических методов позволяет составлять оптимальные схемы перевозок грузов и дает большой экономический эффект. Рассмотрим и сформулируем в математической форме условия транспортной задачи. Потребителям Б1, Б2,..., Бп требуется однородный продукт (груз) в количествах соответственно b1, b2,bп тонн, который производится (или хранится) у поставщиков А1, А2,. •., Ат в количествах а1, а2,..., аn тонн. Так как все поставщики производят один и тот же продукт, каждый из них может удовлетворять запросы любого потребителя. Расстояния между отправителями и получателями груза известны и составляют lij километров. Требуется составить такой план перевозок грузов, который обеспечит удовлетворение запросов всех потребителей при минимальной транспортной работе, минимальной сумме тонно-километров)
Очевидно, что для решения рассматриваемой задачи необходимо равенство общей потребности получателей наличию груза у отправителей. Обозначим через Хij количество тонн груза, предназначенного к отправке из пункта Аi; в пункт Бj. Тогда количество груза, планируемое к доставке в пункт Бj в математической форме транспортная задача формулируется следующим образом: определить значение переменных Хij, минимизирующих линейную форму åli,j при условии åi=1m Xi,j=bj åj=1n Xi,j=ai Xi,j>=0 Для совместности системы уравнений необходимо åi=1m ai=åj=1n bj В настоящее время разработано несколько методов решения транспортной задачи, рассмотрим один из них — метод потенциалов. Общая схема метода следующая. Вначале составляют допустимый исходный план задачи, который затем исследуется на оптимальность. Если при проверке скажется, что составленный план оптимален, то решение закончено. В противном случае при помощи специального приема осуществляется переход к новому, лучшему плану. Этот план снова исследуется на оптимальность и в случае неоптимальности опять улучшается. Указанный процесс вычислений повторяется до получения оптимального решения. Идея метода содержит три существенных момента: во-первых, указывается способ составления допустимого исходного плана, во-вторых, устанавливается признак, позволяющий отличить оптимальный план от неоптимального, в-третьих, дается способ, позволяющий по некоторому неоптимальному варианту построить другой допустимый план, более близкий к оптимальному. Порядок вычислений: 1.составить матрицу условий. В правых верхних углах клеток. Представляющих реальные маршруты перевозок, указать расстояния между соответствующими пунктами. В процессе решения задачи в средней части этих клеток записывают значения Xij,
2. составляют допустимый исходный план. Производится это способом минимального элемента по строке: сначала планируем перевозки с первого склада,записывая их в соответствующие клетки первой строки, первое значение записываем в клетку с наименьшим расстоянием. Заполнив всю таблицу, считаем транспортную работу (Р). Р=ålij* Xij, 3.проверка оптимальности плана производится с помощью индексов, которые рассчитываются прямо на матрице. При этом индексы Uij записывают в клетки вспомогательного столбца, а индексы Vij – в клетки вспомогательного строки. Для определения индексов используют следующие правила: -индекс первой клетки вспомогательного столбца всегда равен 0 (U1=0) -для каждой занятой клетки матрицы сумма соответствующих индексов (записанных против нее сверху и сбоку во вспомогательных клетках) равна расстоянию, указанному в данной клетке, т.е. если у занятой клетке один из индексов известен, то другой будет равен разности ее растояния и известного индекса. Все индексы могут быть определены однозначно только при количестве занятых клеток равных, m+n-1, где m – число пунктов отправления, n- число пунктов назначения. Находим и записываем все индексы и приступаем к проверке плана, которая сводится к сравнению расстояния каждой незанятой клетки матрицы с суммой соответствующих ей индексов с целью выявления клеток, в которых расстояние меньше указанной суммы, например U1+V1<l1,2 Если найдутся клетки у которых расстояние будет меньше суммы их индексов, то составленный план не будет оптимальным и вычисления следует продолжить. В противном случае задача считается решенной и вычисления заканчиваются
4.улучшение оптимального плана. Выявленные в п.3 клетки, у которых расстояние меньше суммы их индексов, являются резервом улучшения плана и потому их называют потенциальными, а превышение суммы индексов над расстоянием-потенциалом (его обозначают в матрице цифрой в кружке или в квадратике). Процедура улучшения неоптимального плана сводится к перемещению загрузок в потенциальные клетки матрицы. Разработан специальный метод перемещения загрузок. Он состоит из составления цепочки возможных перемещений загрузок в матрице, определения величины загрузки, подлежащей перемещению, и собственно перемещения. Цепочку возможных перемещений определяют следующим образом. Для потенциальной клетки с наибольшим потенциалом строят замкнутую цепочку из горизонтальных и вертикальных отрезков так, чтобы одна ее вершина лежала в данной потенциальной клетке, а все остальные-в занятых клетках. Ее вершины отмечают клетки матрицы, которые должны участвовать в перераспределении загрузок с целью улучшения плана. Составив цепочку. Помечают знаком “+” ее нечетные вершины (считая первой вершину в потенциальной клетке), а четные знаком “_-“. Наименьшая из четных загрузок определяет величину перемещаемой загрузки. Уменьшив н6а эту величины объемы перевозок, записанные в клетках с “-“ и увеличив на ту же величину объемы клеток с “+”. Получают новый вариант плана с меньшей транспортной работой. Затем данный план исследуют на оптимальность повторяя процедуру вычислений.
9. Особенности планирования перевозок мелкопартионных грузов Перевозки тарно-штучных грузов занимают первое место среди грузовых автомобильных перевозок. Можно выделить две основные технологии, используемые при перевозке тарно-штучных грузов: • помашинные отправки; • мелкопартионные перевозки. При мелкопартионных перевозках, как правило, обслуживаются клиенты, не обладающие механизированными погрузочно-разгрузочными пунктами (ПРП). В этом случае наиболее целесообразно использовать ПС, оборудованный погрузочно-разгрузочными приспособлениями. Чаще всего на ПС устанавливаются следующие устройства: · консольные крановые установки с шарнирно-сочлененной, балочной или неповоротными стрелами; · портальные крановые установки; · устройства бескранового типа (съемные кузова); · грузоподъемный борт; · комбинированные устройства. Основным способом повышения эффективности перевозки мелкопартионных грузов является максимально возможное укрупнение грузовых единиц. Для этого используются контейнеры, поддоны и пакеты. При этом повышение трудоемкости подготовки грузов к перевозке компенсируется снижением простоев АТС при погрузке и разгрузке и существенно упрощается процесс оформления документов.
Грузы, которые по своим размерам и свойствам могут быть сформированы в пакеты, должны предъявляться к перевозке, как правило, в пакетированном виде. Пакетирование груза, чаще всего, выполняет грузовладелец до предъявления их к перевозке. Однако в логистических системах доставки пакетирование может выполняться и другими участниками перевозочного процесса, например на терминале (для повышения эффективности выполнения транспортно-грузовых работ). Пакеты, предъявляемые к перевозке, должны отвечать требованиям стандартов или технических условий. Поддоны для перевозки пакетированных грузов могут принадлежать перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю (если стоимость транспортной упаковки включена в стоимость товара). Поддоны, принадлежащие грузоотправителю, после перевозки обычно возвращаются владельцу. При постоянных перевозках для повышения ответственности перевозчика целесообразно поддоны перевести в оборотный фонд. При перевозке грузов в пакетах в товарно-транспортной накладной, помимо основных реквизитов, указывается: количество пакетов; вид упаковки отдельных мест; тип поддона в соответствии со стандартами или техническими условиями; масса нетто груза в пакете; масса брутто пакетов. Прием и сдача грузов пакетами перевозчиком осуществляется по количеству пакетов с их наружным осмотром для проверки целости без их расформирования и взвешивания. Подготовка груза к перевозке должна обеспечивать: сохранность груза на всем протяжении перевозки и безопасность ПС и окружающей среды; максимальное использование грузоподъемности и (или) грузовместимости ПС и грузоподъемных механизмов; необходимую прочность упаковки груза при штабелировании и перегрузочных операциях; удобство проведения грузовых операций, крепления и размещения на АТС и складах. Грузоотправитель отвечает за последствия недостатков тары и внутренней упаковки грузов (бой, поломка, деформация, течь и т.п.), а также применение тары и упаковки, не соответствующей свойствам груза, его массе или установленным стандартам. При планировании загрузки ПС необходимо следить за соблюдением норм предельно допустимых нагрузок на оси АТС - их нарушение может повлечь наложение штрафа на водителя и перевозчика.
Грузоотправитель обязан до предъявления к перевозке выдать перевозчику грузовые характеристики изделий и условия их складирования, в которых указывают: наименование изделия, его марку, массу и размеры; схему складирования и число ярусов, допускаемое в штабеле, исходя из прочностных характеристик изделия; размеры прокладок; данные по захватным приспособлениям; особые условия при погрузочно-разгрузочных работах и размещении груза.
Читайте также: Автобусные и автомобильные перевозки Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|