Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование перевозок грузов, его роль в функционировании транспортных систем.




Прогнозирование. Одной из важнейших первоначальных процедур формирования плана является прогнозирование. Практическое формирование прогноза (прогнозирование) состоит в том, чтобы на основе определенной методологии и с помощью определенного аппарата обработать имеющуюся на данный момент информацию о состоянии изучаемого объекта и о наблюдавшихся ранее закономерностях его изменения и превратить ее в информацию о будущем состоянии или поведении объекта.

Основное направление прогнозов при разработке плана – это информационное обеспечение планирования. От полноты этого обеспечения зависит эффективность планов и их обоснованность. Прогнозы помогают определить, какие процессы целесообразно развивать опережающими темпами, позволяют подготовить альтернативы их развития и более или менее объективно сравнить их.

Процесс прогнозирования (вне зависимости от объекта прогнозирования) состоит из определенной последовательности ряда операций. Поэтому его можно представить в виде типовой технологической схемы, состоящей из нескольких этапов. Основные из них следующие:

 постановка задачи – описывают объект прогнозирования; выделяют подлежащие прогнозированию показатели и сопутствующие факторы; формируют окончательную цель и задачу прогнозирования;

 разработка математической модели прогнозирования – модель может быть выбрана из числа известных и апробированных к настоящему времени при решении аналогичных задач или же может быть разработана специально для поставленной задачи;

 обсуждение разработанной математической модели с представителями органов управления хозяйствующего субъекта для доведения до их сведения дополнительных ограничений, вытекающих из предполагаемой математической модели;

 разработка математического метода решения и соответствующего вычислительного алгоритма;

 разработка задания на программирование и согласование его с органами управления хозяйствующего субъекта, включающая описание формы представления результатов, способы внесения корректив и другие элементы задания;

 составление программы для электронно-вычислительной машины (ЭВМ) и ее описание;

 сбор необходимой информации, статистическое оценивание неизвестных параметров математической модели (оценивать можно как в рамках разработанных методов и программы, так и вне их);

 проверка работоспособности модели, метода и программы, внесение необходимых корректив, иногда пересмотр всей схемы прогнозирования; при оценке качества прогнозирования могут быть использованы как экспертные, так и математико-статистические методы (например, критерии согласия);

 составление, анализ и использование результатов прогнозирования.

Прогноз объемов хозяйственной деятельности в регионе (с дифференциацией по хозяйствующим субъектам) является исходной информацией для составления всех остальных прогнозов и планов. В частности, для транспорта объем перевозок используется при формировании парка технических средств (ТС) на перспективу, транспортной сети и расстановке ТС на сети, определении тенденции потребности в мощностях и капитальных вложениях в развитие транспортной системы региона и ее составных частей, распределении грузо- и пассажиропотоков между видами транспорта региона, планировании развития сети транспортных объектов (аэропортов, железнодорожных станций и вокзалов, речных портов и пристаней и т. д.), размещении мест базирования парка ТС и развития сети технических баз и т. п.

Сложность задач прогнозирования объемов хозяйственной деятельности объясняется следующими причинами: большим количеством прогнозируемых показателей; случайным характером спроса на продукцию того или иного хозяйствующего субъекта; влиянием постоянно меняющихся условий жизни и производства; взаимным влиянием спроса и предложений; взаимодействием хозяйствующих субъектов, огромными масштабами задач прогнозирования объемов хозяйственной деятельности.

Сложность задач прогнозирования приводит к необходимости широкого применения современных математических методов и ЭВМ. Использование ЭВМ в рамках автоматизированной системы позволяет своевременно и качественно обрабатывать большой объем информации, охватывающий данные по всем хозяйствующим субъектам, проводить многовариантные расчеты, реализовать сложные математические модели, находить оптимальные и наиболее достоверные прогнозы. Большим преимуществом составления прогнозов объемов хозяйственной деятельности на ЭВМ в рамках автоматизированной системы является также то, что они могут далее непосредственно использоваться для решения других задач планирования.

В настоящее время существует более 150 различных по уровню научной обоснованности методов, моделей и приемов прогнозирования.[1][1] Одни и те же методы и модели могут использоваться для прогнозирования различных показателей. Так, модель авторегрессии применима как для краткосрочного прогнозирования перевозок пассажиров и грузов, так и для краткосрочного прогнозирования роста численности жителей населенных пунктов региона.

Предложено немало схем классификации методов прогнозирования, в основу которых положены различные признаки, такие как сферы приложения, сроки прогнозирования и пр. В основу классификации методов прогнозирования должна быть взята общность основных предпосылок. Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования и выборе соответствующих методов их решения следует прежде всего четко и полно сформулировать и описать те допущения, ограничения и условия, при которых предполагается прогнозирование.

При автоматизированном прогнозировании развития региона предлагается следующая классификация методов прогнозирования экспертные и формальные методы, методы «снизу-вверх» и «сверху-вниз», индивидуальные и групповые модели.

 

 


 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...