Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История и основные положения бихевиоризма




В. 4. поведение как предмет психологии

Возникновение бихевиоризма явилось протестом против экспериментальной психологии и интроспекции (недопустимого в науке субъективного метода). Под объективным методом Уотсон понимал естественнонаучный метод, т.е. прямое наблюдение в экспериментальных условиях, обеспечивающее воспроизводимость результатов. Человеческое сознание недоступно для объективного метода, поэтому и предметом психологии должно стать доступное наблюдению извне поведение как система реакций на внешние стимулы.

Основоположник Джон Уотсон (1878-1958) своей научной базой признавал учение Павлова и Бехтерева об условных рефлексах. Он считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить поведение, а не душевные феномены. Уотсон много экспериментировал и пришел к выводу, что для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением.

Связь (S-R) характеризуется признаками: 1)исходный пункт – проблемная ситуация; 2)организм противостоит ей как целое; 3)он активно действует в поисках выбора; 4)выучивается путем упражнения.

С т.з. Уотсона, поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, "по-человечески" трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать,с целью выявить механизмы образования условных реакций. Человек у бихевиористов понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Однако Уотсон считал, что исследование собственно физиологических процессов находится вне сферы внимания психологии, задача которой – научиться по стимулу предсказывать реакцию и наоборот, что позволит контролировать поведение, в том числе и в масштабах всего общества. Благодаря манипуляциям внешними стимулами, можно формировать у человека разные черты поведения.

Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Т.о. на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.

Эмоции подлежали изучению лишь в своих внешних проявлениях: мимике, пантомимике, изменениях тембра голоса, интонаций речи. Аффективный и когнитивный аспекты поведения в класс. бихевиоризме не рассматрив.

Одной из конкретных задач бихевиоризма признавалось выяснение законов образования реакций: (закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе; закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию). Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы.

Торндайк – теория научения. Научение понимается как выработка определённого поведения. Он пришёл к выводу о наличии единого закона научения для человека и животных. Такой способ научения получил название оперантного или инструментального. Он осуществляется по методу «проб и ошибок».

Скиннер – (развивал теория Торндайка) метод формирования реакций путём последовательных приближений, подкреплённых «шаг за шагом». Роль подкрепления в методе Скиннера является подкреплением результата, в отличие от подкрепления раздражителя в методе выработки условного рефлекса по Павлову.

Толмен ввел промежуточную переменную К (S-K-R) - это индивидуальные характеристики (способности, установки) и приспособительные акты (осознание задачи, выдвижение гипотезы и т.д.). Необихевиористы строятся как раз на раскрытии роли и объёма самого понятия «промежуточной переменной». Важнейшим типом промежуточных переменных Толмен считал детерминанты поведения: его цель и «когнитивные карты» окружающей среды, которые постепенно формируются и сохраняются в латентном состоянии до той поры, пока появление цели не актуализирует их использование.

Значение открытия когнитивной карты и латентного способа научения: 1) доказательство активной роли субъекта в построении своего поведения; 2) новое понимание поведения как типа связи целостного пластичного организма со средой; 3) новое понимание научной объективности.

Основы бихевиоризма получили широкое прикладное применение в США в терапии и в педагогике.

В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое).

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...