Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Потребности и мотивы




СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

Тема: Психология общения медицинского работника и пациента

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Упражнение «Определение психологических явлений, уровней и средств общения»

 

В данном упражнении перечислены основные психологические явления, уровни и средства общения, каждому психологическому утверждению соответствует определённое слово. Выберите последовательно все правильные ответы в схеме. В результате выполнения задания получится кодовое слово.

 

 

Эталон ответа

 

Кодовое слово ЭМПАТИЯ

 

Э - Средство вербального канала общения - Темп речи

 

М - Сторона общения, характеризующаяся организацией взаимодействия между людьми - Интерактивная

 

П - Средство невербального канала общения - Разговорная дистанция

 

А - Психологическое явление, при котором характер отношений занятых в совместной работе людей определяется их личностными качествами - Совместная работа

 

Т - Уровень общения, который позволяет решать любые проблемы, глубже понимать душевное состоя­ние партнера - Конвенциональный

 

И - Психологическое явление в общении, когда каждый готов принять другого, как уникальную и автономную личность - Эмоциональное переживание

 

Я - Уровень общения, при котором общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затра­гивающиеся интересы каждого из них, коллектива - Деловой

 

Приложение № 2

 

Стратегия сотрудничества

 

Выполните упражнения «Определение стратегии сотрудничества». Проверьте по эталону.

В данном упражнении установите соответствие:

 

 

 

Эталон ответа:

 

А. I – 3, 4, 6, 7; II – 1, 2, 5, 8

 

Б. I – 1, 3, 4, 6; II – 2, 7, 5

 

Психология общения медицинского работника в сложных (конфликтных) ситуациях

 

Ситуационные задачи «Определите для каждой ситуации вид барьера общения». Проверьте по эталону.

 

Задача № 1

В палату к пациенту вошла медсестра и с возмущением говорит пациенту, что он до сих пор не приготовился и не подошел на процедуру, которую ему назначил врач. Пациент, читая книгу и не поняв в чем его обвиняют, отказывается идти на процедуру.

Задача № 2

Старшая медсестра вызывает к себе в кабинет постовую медсестру и сообщает ей, что пациенты ее отделения не соблюдают распорядок лечебного отделения, т.е. после обеда многие пациенты во время послеобеденного «тихого сна» ходят по коридору, сидят в холле на диване, выходят на балкон. В 22 часа не готовятся ко сну, а смотрят телевизор в палате. При этом постовая медсестра не соглашается с замечаниями старшей медсестры.

Задача № 3

В приемное отделение поступила девушка 27 лет с подозрением на О. аппендицит. Врач, осмотрев ее решает госпитализировать девушку в хирургическое отделение. Медсестра приемного отделения просит пациентку пройти в соседнюю комнату для санитарной обработки. В процессе раздевания в сан. комнату вошли санитарки и стали обсуждать планерку. Пациентка не стала дальше раздеваться, высказав свое возмущение поведением санитарок, и отказалась от проведения манипуляции.

Эталон

Задача № 1 - Барьер – последовательность взаимодействий.

Задача № 2 - Барьер – правил общения

Задача № 3 - Барьер – репертуар действий

 

Ситуационные задачи «Определите для каждой ситуации вид эффекта общения». Проверьте по эталону.

 

 

 

 

Задача № 4

Пациент 45 лет находится в течении месяца на лечении в кардиологическом отделении. Он очень сомневается во всех процедурах, которые ему проводят по назначению врача, не верит в успех лечения. При проведении процедур спорит с медсестрой, на лице часто ухмылка, может не явиться на назначенные исследования. Медсестра попыталась побеседовать с пациентом, но он не слушает ее, грубит, прячет глаза. Медсестре удалось выяснить в ходе беседы, что пациент имеет негативный опыт общения с медперсоналом.

Задача № 5

В неврологическом отделении находится одинокая пациентка 75 лет, которая при беседе со знакомой рассказала, что постовая медсестра К. относится к ней не так, как к другим пациенткам. В палате часто присаживается к ней, рассказывает ей о своей дочки, оберегает ее от негативной информации, угощает ее собственной выпечкой.

Во время совместного чаепития медсестра К. рассказала, что 2 недели назад у нее умерла мама и она очень тяжело переживает потерю близкого человека, а в пациентки она видит черты своей мамы и ей после общения с ней легче смирится с утратой.

Задача № 6

В терапевтическом отделении на лечении находится женщина 50 лет. Женщина замужем, имеет двух дочерей, которые живут в другом городе и не имеют возможности часто навещать ее. Женщина очень чутко относится к своему здоровью, на процедуры приходит за 30-40 минут до назначенного срока, внимательно слушает и записывает все, что ей говорит медсестра. Делится с ней своими семейными проблемами. Ежедневно после процедур пытается отблагодарить ее небольшим подарком (шоколадкой, конфеткой).

Эталон

Задача № 4 - Эффект общения – отрицательный трансфер

Задача № 5 - Эффект общения – контртрансфер

Задача № 6- Эффект общения – положительный трансфер

 

Задача № 7

Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины-хирурга).

К какому типу психологических явлений относится данная реакция больного? Как бы вы построили беседу с больным в случае, если его желание удовлетворить не представлялось бы возможным.

Задача № 8

Если бы вы хотели узнать установку конкретного преподавателя по отношению к Вам, какую информацию от него Вам нужно было бы получить?

Задача № 9

Выберите в своем воображении одного из студентов вашей учебной группы.

Оцените по 5-ти балльной шкале свои взаимоотношения с ним (1 - отрицательное, 3 - безразличные, 5 - дружественные). Если они получили оценку 5, то это именно тот студент.

Какие факторы влияют на эти взаимоотношения:

А) ваши личностные особенности (потребности, пристрастия, убеждения, опыт и пр.);

Б) особенности личности выбранного вами партнера;

В) похож ли на вас этот партнер или дополняет вас (внешне, внутренне), может в чем-то более (менее) компетентнее вас;

Г) опыт взаимоотношений (взаимные отрицательные или положительные подкрепления и пр.);

Д) рядом живете, земляки и пр.;

Е) знали друг друга до института;

Ж)....

Если у Вас возникает желание, попробуйте в реальности обсудить свои отношения с выбранным вами студентом.

Задача № 10

Выберите в своем воображении, кто из студентов вашей группы вам не нравится.

Оцените, является ли эта неприязнь результатом:

А) ваших индивидуальных особенностей (стереотипов, установок, предубеждений);

Б) особенностей вашего партнера (внешний вид, личностные особенности);

В) особенностей ваших взаимодействий (неудачный опыт взаимодействия, предшествующие конфликты, действия эффектов ореола, первичности и новизны).

 

Тема: «Научение»

 

Задача № 11

Определите, какие виды научения, и какие особенности процесса научения имеют место в каждом случае.

А) В промышленном районе одного из городов США железнодорожные пути примыкают вплотную к жилым строениям. Составы проходят по расписанию, в том числе по ночам. Это сопровождается сильным шумом и вибрацией в домах. Но все это не мешает жителям домов спокойно спать. Более того, когда однажды из-за технических неполадок ночной рейс поезда был отменен, наутро многие жители чувствовали себя не выспавшимися и жаловались на головную боль.

Б) 8-летний мальчик проводит лето у деда в деревне, к которому очень привязан. Дед-инвалид: у него нет одной руки. Тем не менее он приспособился выполнять практически все необходимые домашние работы. Когда мальчик вернулся домой, родители вдруг обнаружили, что он все старается делать одной рукой.

В) В книге Б. В. Зейгарник «Патопсихология» приводится эпизод из жизни молодой женщины К., пережившей тяжелую психическую травму - от нее ушел любимый муж, оставив ее с двумя маленькими детьми. Событие это произошло летом, во время жизни на даче, в одном из пригородов Москвы. К. было слишком тяжело оставаться на даче, где все напоминало о случившемся. Она переехала в город, однако здесь состояние отчаяния приняло еще более острый характер. Она не могла видеть те места, в которых бывала с мужем, не могла переступить порог консерватории, театра____ К.

Чувствовала, как все больше сужается ее «жизненное пространство».

И тогда К. сознательно приняла решение вернуться на некоторое время в ту местность, где произошло травмирующее событие. Вскоре, несмотря на оставшиеся тяжесть и горечь переживаний она освободилась от дополнительных симптомов: пригородный пейзаж перестал тревожить ее; она вновь стала общаться со зна­комыми мужа, посещать концертные залы и т. д.

Г) Человек более успешно осваивает заданное действие с некоторым предметом, если прежде ему приходилось видеть этот предмет, манипулировать им. Результатом какого вида научения является это «облегчение» усвоения?

Д) Эпизод из романа Жана Поля «Зибенкэз» (по К. Леонарду, «Акцентуированные личности»). Описаны отношения Зибенкэза, писателя, и его жены Линетты.

Шум на улице и на лестнице не раздражает Зибенкэза, но малейший шорох, производимый женой при уборке квартиры, выводит его из себя.

«Достаточно было ей сделать пару шагов, чтобы он уже почувствовал приступ бешенства: этот звук всякий раз душил пару его хороших свежих мыслей». После разговора с мужем жена выполняет домашнюю работу почти бесшумно: «Она перелетала из одного помещения в другие неслышно, как паучок». Но хотя Зибенкэз почти не улавливает звуков, остается напряженное ожидание того, когда же «послышится шум»: «Вот уже час я слушаю, как ты ходишь на цыпочках; лучше уж топай в деревяшках, подбитых железом, право, лучше не старай - тя, ходи как обычно!» Жена выполняет и эту просьбу, ходит обычной походкой. Но Зибенкэз все равно сосредоточен на ее шагах, а не на своей работе. Тогда Линет - та, приспособилась не делать никакой работы по дому, пока Зибенкэз работает; дождавшись паузы в работе мужа, она с удвоенной энергией принимается орудовать щетками и вениками». Но Зибенкэз вскоре раскусил эту тактику. Ожидание женой пауз в работе мужа делало его больным, а его идеи бесплодными. В конце концов Зибенкэз кричит Линетте, чтобы она не выжидала «интервалов», а лучше бы сразу его убила.

Е) Фрагмент из истории болезни больной нервной анорексией - девочки-подростка Лены Т. (по Б. В. Зейгарник, «Патопсихология»).

Определите, какие формы научения имели место в этом случае. Что служило подкреплением при выработке данного поведения.

- Спокойная, общительная. В школе до 5 класса была отличницей. В подростковом возрасте стала интересоваться своей внешностью, огорчалась, что она полная. С восхищением рассказывала об одной из своих учительниц, «стройной женщине», которая указывала девочкам, что надо следить за собой, быть всегда подтянутой. Лена стремилась стать похожей на нее.

Однажды после просмотра французского фильма, в котором играла «красивая актриса с тонкой фигурой», многие одноклассницы Лены стали себя ограничивать в еде, чтобы стать такими же изящными. Больная тоже включалась в эту деятельность похудания, стала резко ограничивать себя в еде, после еды делать упражнения «для живота».

Одноклассницы заметили, что Лена похудела. Восхищались ее силой воли. Никто из них не мог долго ограничивать себя в еде. Девочки подходили к ней, сове­товались, спрашивали о диете, ей это нравилось.

С этого времени стала еще больше ограничивать себя в еде. Вес достиг 38 кг. при росте 161 см. Прекратились менструации, появилась апатия, раздражитель­ность, быстрая утомляемость. Тем не менее продолжала ограничивать себя в еде. Гордилась своей «силой воли»: «Доктор, вы представить не можете, что это такое, когда бабушка приносит свежую булочку, посыпанную сахарной пудрой, и умоляет ее съесть, а я ее не ем!»

Ж) Известно, что для развития ребенка (в том числе интеллектуального) большое значение имеет так называемая «обогащенная среда» - большое количество разнообразных предметов, игрушек, которые можно исследовать, разбирать, с которыми можно экспериментировать. Ребенок, росший в обогащенной среде впоследствии быстрее обучается. Какие факторы, с точки зрения теории научения, играют здесь свою роль?

Задача № 12

Определите, делает ли «воспитатель» ошибки, и какие именно. Как следовало бы поступить?

А) Сын - подросток увлекся катанием на мотоцикле и совсем забросил учебу. Отец запер мотоцикл в гараж, сказав, что не позволит сыну катание до тех пор, пока сын не исправит свои двойки. Сын немного «подтянулся», стал приносить тройки. Отец счел это недостаточным, требовал, чтобы у сына были отметки «4» и «5» и продолжал держать мотоцикл под замком.

Б) Пожилая женщина, живущая одна, жалуется на то, что замужняя дочь «совсем ее забыла, не удосуживается позвонить». Выясняется, что изредка дочь все - таки звонит. Тогда мать приветствует ее так: «Наконец-то! Я то уж думала, ты вовсе забыла о существовании матери!...»

В) Жене не нравится манера мужа подшучивать над ней. После очередной шутки она начинает дуться и перестает разговаривать с мужем. Тот видя обиду жены, меняет тон и извиняется. Но жена продолжает дуться, желая его «проучить».

 

Задача № 13

Нежелательное поведение можно устранить различными способами.

Каковы могут быть действия «воспитателя», если он использует стратегии:

А) наказания;

Б) положительного подкрепления;

В) отрицательного подкрепления;

Г) угашения;

Д) связывания поведения с сигнальным стимулом, характерным для таких видов поведения как:

(1) капризничающий ребенок;

(2) навязчивое действие (например, грызение ногтей);

(3) собственная лень;

(4) хронические опоздания.

 

Задача № 14

Подберите самостоятельно примеры различных видов научения и видов подкрепления у человека.

Тема: Потребности и мотивы

Ниже приводятся описания типов медсестер (из книги И. Харди «Врач, сестра, больной», 1988) По характеристикам их деятельности определите, какие мотивы могли действовать в каждом случае.

 

Задача № 15

Сестра-рутинер.

Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные им задачи такие сестры выполняют с необычайной тщательностью, скрупулезностью, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, но самого-то ухода и не получается. Такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая с больными, не сочувствуя им. Они делают все, упуская из виду самого больного. Именно сестры этого тииа могут совершать поистине абсурдные ошибки, так они способны разбудить больного, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.

 

Задача № 16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...