Тип сестры, «играющей заученную роль».
Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг может начать играть роль1 благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между больными и ею. Именно от таких сестер нередко можно слышать: «Напрасно я ему внушала...».«Часами пыталась убедить - и вот тебе...».
Задача № 17 Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью.
Больные уже издали по походке узнают таких сестер, отмечая их появление словами «Идет Гренадер!» Этот тии сестер отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных ситуациях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанницы станут говорить: «Строга, но справедлива». При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и агрессивны с больными.
Задача № 18 Довольно часто можно встретить сестер материнского типа, выполняющих свою роль с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Нередко это милые толстушки, бесшумно «перекатывающиеся» по палатам, успевающие повсюду и несмотря на свою седину подчас не уступают в живости и подвижности двадцатилетним. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как «милая сестрица». Частой заботой о других, любовью к людям пронизана и вся их личная жизнь.
Задача № 19 Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение... Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях. Иногда это чудаки и фанатики своей узкой специальности, которых не интересует больше ничего на свете.
Задача № 20 В приведенных ниже фразах, о каких мотивах идет речь? Задача 1. И. П. Павлов в предисловии к своей работе «Лекции о работе коры больших полушарий» написал, что она плод его «неотступного двадцатилетнего думанья». Задача 2. Беспокойство Маленького Принца из одноименного романа С. Экзюпери о своей розе. Задание N 3. В приведенном ниже отрывке из рассказа А. П. Чехова «Детвора» определите: 1) Какие мотивы направляли одну и ту же игровую деятельность детей. 2) Охарактеризуйте какие эмоции при этом были у детей. «Самый большой азарт написан на лице Гриши... Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженную голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться.... Сестра его Аня, девочка лет восьми... тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра Соня, девочка шести лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик... У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать - и на том сиасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он ни столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько на этом свете разных цифр и как это они все не перепутываются!»
«Партия! У меня иартия! - кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча. У партнеров вытягиваются физиономии. - Проверить! - говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню». (Из книги Ю. Б.Гии - пендрейтер. “Введение в общую психологию“) Задание N 4. Вспомните свою ситуацию, или ситуацию своих знакомых, или но описанию в литературе, когда имел место механизм сдвиг мотива на цель (превращение цели в мотив). Задание N 5. Определите какие мотивы побуждали деятельность каждого из участников, в онисанных ниже случаях.
Задача № 21 - Два друга В. и А. - оба студенты. А. попадает в больницу с тяжелой травмой. Ему нужно делать переливание крови. У него достаточно редкая группа крови. В. тут же предлагает свою. Ему сделали анализ крови и оказалось, что у него именно такая кровь, какая нужна его больному другу А. А. вскоре поправился и вышел из больницы. А. пригласил в гости друзей. Все радуются, смеются, но у В. вместо радости тоска, досада, разочарование. - Н. пока училась на психологическом факультете МГУ и в аспирантуре все время находилась в очень творческой обстановке. После успешной защиты диссертации она по распределению уехала в город С. По своим личностным особенностям она очень активна, напориста, немного авторитарна и с очень хорошими интеллектуальными задатками. В городе С. она оказалась одним единственным психологом. После ее настойчивых просьб в этот же город но распределению приехало еще несколько человек. Н. сразу же взяла их под свою опеку, создала психологический кружок. Кружок работал в течение ряда лет очень успешно. Обсуждались различные проблемы: теоретические, разбор интересных больных и т. д. Но реальной научной продукции кружок не давал. Однажды Н. на конференции в Москве рассказала о работе их кружка. После окончания заседания многие стали к ней подходить с поздравлениями: «Какая же ты молодец, за такой короткий срок ты создала целую школу!» Вернувшись домой у Н. наступило разочарование, апатия. Деятельность кружка ей стала неинтересна. Лишившись своего лидера кружок перестал существовать.
- Молодой человек А. будучи еще школьником мечтал стать штурманом на атомных подводных лодках. Его дед был моряк и он слышал много всяких рассказов о моряках и их службе. Но медицинская комиссия военкомата забраковала его по зрению. Мальчик очень переживал. В школе он и так учился неважно, особенно по математике и физике, а после этого у него совсем опустились руки. Кто-то из близких сказал ему, что можно стать конструктором ядерных реакторов и перечислил вузы, где ГОТОВЯТ 110 этой специальности. Среди них были МИФИ, МВТУ и ряд других. Мальчик остановился на МИФИ. Он перешел учиться в другую школу. Там ему очень нонравился преподаватель по физике и он стал успевать немного лучше. Но на физику он смотрел по-нрежнему как на предмет, который просто надо сдавать в институт, а не как на свою будущую специальность. Пришла пора вступительных экзаменов и в МИФИ он поступил. В зимнюю сессию он был отчислен за неуспеваемость. Летом он снова пытается поступить в МИФИ, но не проходит по конкурсу. Тогда он успешно поступает в МВТУ на тот же самый факультет, что и в МИФИ. Сейчас он учится уже на 4-м курсе. Но вся его жизнь проходит в МИФИ. К своей будущей специальности относится достаточно равнодушно.
- Больной Л, 68 лет, пенсионер, токарь по специальности в глазном отделении находится с диагнозом глаукома левого глаза. Сопутствующие заболевания: ишемическая болезнь сердца, атеросклеротический и постинфарктный кардиосклероз. Себя считает спокойным, добродушным, с устойчивым настроением. К своему здоровью всегда относится беспечно. За все свою жизнь дважды обращался к врачам: сыпной тиф в 19 лет и инфаркт миокарда в 62 года.
Настоящее обращение к врачам связано с ощущением неловкости, периодическим потемнением в глазах, ухудшением зрения. Данное заболевание расценивает как легкое, не грозящее серьезными последствиями не только в жизни, но и для здоровья. При разъяснении врачами всей серьезности заболевания и необходимости продолжительного и систематического лечения вначале соглашается с их доводами и лечебные назначения выполняет регулярно. Однако через несколько дней вновь начинает считать заболевание легким, несерьезным, ввиду этого лечебные процедуры пропускает, считая их необязательными и даже ненужными.
В общем рисунке поведения и высказываний прослеживается добродушный фон настроения.
Задача № 22 Представьте, что Вы пришли в сказочный магазин, где продаются положительные качества медработника (15 качеств группа составляет сама). Разбейтесь в группы по 3 человека. Каждая из троек может купить только 5 качеств для себя, запишите их себе. В качестве расплаты каждая тройка выбирает 3 качества, которыми она расплачивается вместо денег (запишите их тоже). После этого тройки обмениваются своими записями. Каждая тройка анализируя чужую продукцию определяет какие действовали мотивы при покупке 5 качеств для себя и какие действовали мотивы при выборе 3-х качеств в виде расплаты. Далее обсуждение в группе.
Тема: «Восприятие человека» Задача № 23 В приведенных ниже задачах укажите где речь идет о восприятии? По каким признакам Вы это установили? - Необходимым условием достижения высоких спортивных результатов является наличие у спортсмена хорошо развитых некоторых “чувств“: чувство мяча у футболистов, чувство воды у пловцов, чувство планки у прыгунов в воду и т. д. - Князь Андрей... любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.... Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. - Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечи, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Этот маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами...
Задача № 24 О какой характеристике предметности образа восприятия идет речь в следующих задачах? - Хирург ощупывает пулю в ране. Где при этом локализуются его ощущения?
- Мы часто говорим “в ухе звенит“, “из глаз посыпались искры“. Прокомментируйте их. - Вам будут предложены несколько картинок. Укажите, какая из них иллюстрирует принцип фигуры и фона, принцип близости, принцип сходства, принцип непрерывности, принцип симметрии. Задача № 25 Какой феномен восприятия социальных объектов характеризуют следующие утверждения? - Все преподаватели назидательны. - Все врачи - педанты. Задача № 26 Чем вызвана динамика в описаниях репродукции картины Рубенса “Портрет молодой женщины с вьющимися волосами“ у студента А. (Описания приводятся до и после изучения курса эндокринологии). -“Портрет молодой девушки. Открытое лицо. Она красива и знает об этом. Немного насмешлива - ироническая улыбка. Но в то же время она добра. Простая прическа, одежда подчеркивает нежность, мягкость“. -“Молодая женщина повышенного питания с румянцем на щеках неизвестной этиологии, шея несколько утолщена. По-видимому, у нее тиреотоксикоз. А взгляд у нее сегодня не такой уж насмешливый“.
Задача № 27 Опишите свое восприятие кого-либо из Вашей группы (но желанию) или Вашего преподавателя. Сравните описания. К какому типу внутренней картины болезни относятся следующие задачи:
- Тревожные опасения сомотизируются, обретая конкретность: ощущение сжатия в области сердца, боли со стороны желудочно-кишечного тракта, мышечные, суставные боли... и т. д.). - Для больных характерны следующие высказывания: “Часто беспокоят боли, ломит суставы, остро реагирую на погодные условия. Общая слабость, снижение активности, потеря интереса. Иногда “срываюсь“ на близких“. - Больной воспринимает болезнь на основе прошлого опыта. Он анализирует симптоматику своего заболевания исходя из прочитанной медицинской литературы. Пациент много размышляет о своей болезни, внимательно наблюдает и анализирует отношение врача и медицинского персонала к себе, к своему заболеванию.
Задача № 28 Какой вид боли соответствует следующей характеристике:
- Боль: глубокая, тупая, ломящая, распирающая, длится почти ежедневно, пациент испытывает состояние безнадежности, депрессии.
- Боль: режущая, саднящая, стреляющая, длится минуты, больной испытывает состояние страха.
- Боль: ноющая, тянущая, длится ежедневно, постоянно, больной испытывает состояние гнева, агрессии или сострадания.
Задача № 29 Какой вид восприятия наблюдается у больного с диагнозом “алкогольный делирий“.
Тема: «Психология эмоций» Задача № 30. Функции эмоций: Представьте себе человека, полностью лишенного всех эмоций. Как протекали бы его психические процессы? Как он воспринимал бы окружающий мир? Какие трудности возникли бы в процессе воспитания такого человека? Смог бы он сформироваться в полноценную личность? Какие проблемы он бы встречал при общении с другими людьми? При обсуждении этой гипотетической ситуации выявляется важность эмоций и необходимость выполняемых ими функций для нормального течения душевной жизни.
Задача № 31. Формы переживания: Какие эмоциональные явления описаны в приведенных ниже литературных отрывках? А) Ей отрадно было думать, что она не лучше, как прежде думала, а хуже, гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала эю и спрашивала себя «что же дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Наташа, видимо, старалась юлько никому не быть в тягость, никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних... Б)... Пьеру захотелось тоже говорить. Он выдвинулся вперед, чувствуя себя воодушевленным, сам не зная еще чем, и сам не зная еще, что он скажет... Он ожесточился против сенатора, вносящего эту правильность и узость воззрений... Пьер выступил вперед и остановил его. Он сам не знал, что будет говорить, но начал оживленно... В) - Разбойники, что делают! - закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. - Беги к резервам, при - вози ящики! - крикнул он сердито. Г) Пьер хотел что-то сказать, взглянул на нее странными глазами, выражения которых она не поняла и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что-то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно... Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к Ней. - Я тебя убью! - закричал он, и, схватив со стола мраморную доску с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее... Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства... Бог знает, что сделал бы Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты. Обоснуйте свой ответ. По каким параметрам различаются эти переживания? Каковы субъективные различия? По каким внешне наблюдаемым признакам можно судить об эмоциональном состоянии другого? Задача № 32. Деструктивные аспекты эмоций: Всегда ли аффективная реакция является деструктивной? Какой биологический смысл заложен в механизме аффективной разрядки? В каких случаях эмоции нарушают нормальное протекание деятельности, а в каких - наоборот способствуют ей? (В качестве примера предлагается подробно рассмотреть реакцию тревоги). Задача № 33 Внешние проявления эмоций: Как Вы думаете, какую эмоцию испытывает человек, который:
А) Сидит, понурившись, плечи опущены, руки бессильно свисают, голова склонена, неподвижный взгляд устремлен в иол, голос глухой, речь немного замедлена. Б) Поза напряженная, руки лихорадочно перебирают край одежды, взгляд бегающий, речь отрывистая, быстрая, голос громкий, иногда срывающийся. В) Сидит неподвижно, немного подавшись вперед, тело напряжено, взгляд неотрывно устремлен на собеседника, говорит почти шепотом или громкими отрывистыми междометиями. Достаточно ли приведенной информации, чтобы точно определить эмоцию?
Задача № 34. Опишите внешний вид человека при различных эмоциях, так, чтобы Ваши товарищи смогли догадаться, какую эмоцию Вы имеете в виду. (Причем, описывать нужно, только в терминах положения и физических характеристик тела, нельзя говорить «печальное выражение лица», нужно описывать: брови приподняты и надломлены, углы рта опущены вниз и т. д.). Как Вы думаете, почему возникают затруднения при соблюдении этого ограничения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|