Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование опосредованного запоминания




Запоминание материала может протекать либо путем заучивания, не опирающегося на какие-либо опосредствующие вспомогательные приемы (непосредственное запоминание), либо путем использования ряда специальных средств, направленных на запоминание предлагаемого материала (опосредованное запоминание).

Задачи задания:

А) Определить, насколько память, опирающаяся на использование системы вспомогательных смысловых связей, эффективнее непосредственного запоминания.

Б) Установить, может ли испытуемый использовать созданные им для запоминания связи, и опираясь на них, вспомнить заученный таким образом материал.

В) Сравнить продуктивность непосредственного и опосредованного методом пиктограмм запоминания материала.

Для исследования опосредованного запоминания могут применяться классические методы изучения памяти (метод удержания членов ряда, метод удачных отве­тов). Однако гораздо чаще используются специальные приемы. К числу таких приемов относиться так называемый метод пиктограмм, предложенный Л. С. Выготским.

Сущность метода пиктограмм состоит в том, что для запоминания (зрительного или слухового) предъявляется ряд слов или фраз, которые не поддаются непос­редственному изображению.

Например: «мальчику холодно»,

«скупой старик»,

«развитие»,

«сомнение».

Чтобы запомнить, предлагается сделать простые зарисовки. Записывать словами и числами нельзя. При воспроизведении испытуемому разрешается опираться на свои зарисовки.

Таким образом, задача испытуемого сводится к выделению в качестве вспомогательного средства для запоминания характерных признаков предъявляемого слова или фразы, доступных для условного изображения.

Методика.

Последовательно проводится 2 групповых опыта.

В опыте 1 эксперт читает испытуемым 20 отвлеченных понятий, которые они после 5 минут паузы должны воспроизвести письменно, сохраняя по возможности

 

 

Порядок предъявленного. Затем испытуемые письменно дают отчет о том, как шел процесс запоминания и воспоминания.

Во 2-ом опыте, который производится через 30 мин. после первого, экспериментатор читает 20 других отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово испытуемый должен сделать в протоколе какую-либо зарисовку, не употребляя букв и цифр. После 5-минутной паузы испытуемые по этим зарисовкам воспроизводят прочитан­ные понятия, а затем пишут отчет о том, как они связывали понятие с рисунками.

Читать эти слова надо четко, громко, делая между словами паузу.

Инструкция испытуемым к опыту 1:

«Я прочитаю вам 20 отвлеченных понятий. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов. Когда я скажу: «Пишите», - запишите те понятия, которые я прочитал (а), сохраняя по возможности порядок представления. Все ли Вам понятно? Нет ли вопросов? Если нет, внимание! Начинаем!»

Инструкция испытуемым ко 2-ому опыту:

«У Вас в протоколе приготовлено 20 пронумерованных клеток. Я буду читать Вам 20 отвлеченных понятий. После каждого слова Вы должны в соответствующей клетке сделать рисунок, чтобы лучше запомнить слово. Качество рисунка не имеет значение. Писать слова, буквы, цифры в клетках не разрешается. Когда я прочту Вам все 20 слов, переверните лист протокола, чтобы не видеть, что вы уарисовали. А когда я скажу: «Пишите»,

- переверните протокол на лицевую сторону и в каждой клетке напишите понятие, которое соответствует рисунку. Все ли Вам понятно? Если нет вопросов, приступаем!»

Экспериментальный материал:

Опыт 1.

1. санкция

2. фантазия

3. радость

4. заключение

5. веселый завтрак

6. богатство

7. инструкция

8. уверенность

9. терпение

10. понятие

11. отречение

12. мышление

13. пространство

14. создание

15. законность

16. одиночество

17. узнавание

18. способность

19. индукция

20. сочинение.

Опыт 2.

1. Злой старик 11.

2. Всадник 12.

3. Торжество 13.

4. Любовь 14.

5. Доброта 15.

6. Злая собака 16.

7. Возможность 17.

8. Инстанция 18.

9. Сомнение 19.

10. Невежественный 20.

Бедность принцип жизни лекарство

Склонность к пению

Размышления о смерти

Ликование

Авантюрист

Спокойный человек

Равнодушие

Анатомия.

Ученик

Обработка результатов:

1. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных понятий и вычислить коэффициент запоминания по формуле:

V воспр.

К3................... х 100% 20

Где К3 - коэффициент запоминания

V восир. - количество правильно воспроизведенных понятий

V общ. - объем материала (в данных опытах - 20).

2. Составить сводную таблицу количественных данных обоих опытов по группе испытуемых и вычислить средние показатели.

Анализ результатов и выводы:

1. Сопоставить результаты обоих опытов по количественным показателям, но словесных отчетам, показать различия в непосредственном и опосредованном запоминании.

2. Для 2-го опыта проанализировать материал словесного отчета, показать продуктивность зарисовок для запоминания сложного материала, направленность и характер ассоциаций, степень их условности (обобщенность, отвлечение от конкретных признаков), содержательности связей.

3. По сводным данным сделать выводы и показать индивидуальные различия между испытуемыми.

 

Задача № 52.

Один из сотрудников Эббингауза пользовался методом непосредственного заучивания. В эксперименте участвовал иностранец. Он не понял инструкцию. Ему прочитали 8 слогов 46 раз. Затем попросили воспроизвести. Он не смог.

Затем попросили воспроизвести эти 8 слогов лаборантку, которая их читала. Она смогла воспроизвести только некоторые, не все. Какое существенное условие запоминания было нарушено?

Задача № 53.

В двух группах студентов провели новое практическое занятие. В первой группе сообщили, что материал занятия будет проверяться на экзамене в конце сессии. В обоих группах проверили материал через 2 недели.

Вопрос: В какой группе студенты лучше помнят материал и почему?

Задача № 54.

В двух группах 6-ти летних детей изучали закономерности непосредственного запоминания. Для этой цели были подготовлены таблички с картинками животных, птиц, рыб. На каждой картинке стояла в левом верхнем углу цифра от 1 до 10.

 

Первую группу детей просили разложить картинки на кучки по принципу «что к чему подходит». Задача на классификацию.

Вторую группу просили разложить эти карточки по принципу возрастания цифр от 1 до 10.

После того как задание было выполнено обеими группами, первую группу просили вспомнить, что еще было на карточках кроме картинок, а вторую попросили

Вспомнить, какие картинки были на этих карточках. С этим заданием группы не справились.

Вопрос: Объясните, чем вызваны затруднения. Какая закономерность непосредственного запоминания нашла здесь свое подтверждение?

Задача № 55.

Теоретически обосновать прием организации запоминания. Приемы предлагаются преподавателем.

Задача № 56.

Как можно объяснить большую продуктивность опосредованного запоминания в сравнении с непосредственным?

 

Тема «Общение»

Задача № 57:

В детском отделении больницы периодические лечилась девочка 8 лет по поводу лимфогранулематоза. Однажды у постели больной студенты подробно обсудили ее историю болезни и высказались о неблагоприятном прогнозе ее заболевания. После ухода студентов девочка со слезами обратилась к медицинской сестре: «Правда ли, что я умру?». Девочка подавлена, все время плачет и отказывается принимать лекарства.

1. Сформулируйте возникшие биоэтические проблемы.

2. Проанализируйте их.

Задача № 58:

В хирургическое отделение ночью после дорожно-транспортного происшествия поступает по «скорой» девушка 18 лет со множественными резаными ранами лица и шеи. Дежурный хирург приехать в отделение отказывается и предлагает медсестре обработать раны и наложить швы самостоятельно.

1. Каковы действия медсестры?

2. Проанализируйте ситуацию.

Задача № 59:

В хирургическое отделение поступил мужчина 60 лет с диагнозом:

«гангрена н/к». Больному была назначена плановая операция по «ампутации н/к» (с его согласия). Накануне вечером, перед операционным днем, при вечернем обходе, пациент находился в нетрезвом состоянии.

Что будет правильнее: а)простить больного? б)выписать за нарушение режима?

Задача № 60:

Пациент обратился в поликлинику с острой зубной болью.

Врач отказал ему в приеме, сославшись на отсутствие талонов и конец рабочего дня.

1.Правомерны ли действия врача?

2.Охарактеризуйте их с точки зрения права и этики.

Задача № 61:

Виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб 20-летний молодой человек, был сын крупного местного чиновника, который находился за рулем в нетрезвом состоянии. Для осмотра был доставлен в приемный покой центральной районной больницы машиной «скорой помощи». По приказу главного врача во всех медицинских документах он проходил как «трезвый», кровь на наличие алкоголя за него сдала мать. Все медработники подчинились главному врачу и изменили подписи.

1.Как должны были поступить медработники?

2.Проанализируйте ситуацию.

Задача № 62:

Молодая мама К. вызывает машину «скорой помощи» к своему заболевшему шестимесячному ребенку. У малыша поднялась температура до 39С. По телефону фельдшер «скорой помощи» отвечает ей: «Дайте ребенку таблетку, по температуре мы не выезжаем!» Мама пребывает в панике, т.к. малышу становится совсем плохо. В этот же день в эту же «скорую» поступил звонок от гражданки Д. 76 лет, которая жаловалась на подъем артериального давления до 210/180 мм РТ. ст., на что тот же фельдшер ей предлагает выпить таблетку. К людям после 70 лет мы не выезжаем».

1.Правомерны ли действия фельдшера?

2.Прокомментируйте ситуацию.

Задача № 63:

Мама новорожденного отказывается от проведения ребенку прививок. Медсестра забирает младенца для взвешивания, во время которого малышу сделали прививку без согласия матери.

1.Оцените ситуацию.

2.Примите правильное решение.

Задача № 64:

Пациенту с диагнозом «мочекаменная болезнь (камень в мочеточнике)» необходима операция. Больной от операции отказывается. Врач уходит со словами: «Мы вас сюда не звали, не соглашаетесь на операцию – выписывайтесь».

Оцените действия врача.

1.Укажите, какие биоэтические проблемы возникли в данной ситуации.

2.Сформулируйте задачу врача.

3.Оцените действия врача.

4.Составьте схему действий врача.

5.Подготовьте убедительную беседу врача с пациентом.

Задача № 65:

Пациенту 35 лет врач сообщает о необходимости операции, от которой больной отказывается. Врач берет расписку об отказе и уходит. На другой день больной умирает.

1.Укажите, какие биоэтические проблемы возникли в данной ситуации.

2. Сформулируйте задачу врача.

3. Оцените действие врача.

4. Составьте схему действий врача.

5. Подготовьте убедительную беседу врача с пациентом.

Задача № 70:

Больной готовится к операции – ампутации ноги. Он находится в депрессивном состоянии, хочет покончить с жизнью, просит врача «лучше назначить ему яд, чтобы побыстрее умереть». Как должен поступить врач в данной ситуации?

Задача № 71:

Раненный при задержании преступника милиционер был доставлен в больницу. После обработки раны, ему необходимо переливание крови в связи с большой кровопотерей. Однако кровь подобной группы имеется для другого больного, который должен оперироваться в плановом порядке. Дежурный хирург принимает решение использовать имеющийся запас крови, отменить плановую операцию, поставив об этом в известность пациента. Какой моральный принцип определил решение врача? Каким критерием руководствовался врач, распределяя дефицитный медицинский ресурс?

Задача № 72:

Врач диагностировал у пациента, работающего шофером автобуса, эпилепсию. Пациент отказывается сообщить о случившемся с ним по месту работы, поскольку знает, что это повлечет его отстранение от рейсов и необходимость переквалификации. Как должен поступить врач в этой ситуации?

Задача № 73:

Во время беседы на с мед.сестрой пациент сообщает о возникающих у него в идеях убить или покалечить кого-либо из близких. Должна ли медсестра предупредить этих людей о грозящей им опасности или же ему надлежит сохранить информацию конфиденциальной?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...