Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «Психологические механизмы защиты личности»




Задача № 35. Определите вид проекции.

Ситуация 1. В психологии известен такой эксперимент. Он состоит из двух серий.

1 серия (предварительная). Испытуемых сажают на искусственный электрический стул, они получают удары тока.

2 серия. Испытуемым предъявляют фотографии неизвестных им людей.

После первой серии испытуемые (это были добровольцы мужчины) начинают испытывать страх.

Во 2 серии они начинают воспринимать людей на фотографиях как агрессивных. Почему? Какой вид проекции здесь задействован?

Ситуация 2. При опросе общественного мнения люди, голосовавшие за определенного кандидата, переоценивали количество голосов, собранных за этого кандидата. Почему? Какой вид проекции тут задействован?

Ситуация 3. Врач в течение длительного периода времени лечит больного (диагноз: атопический дерматит). Улучшения не наступает. Врач начинает обвинять больного в том, что тот не выполняет медицинских рекомендаций. На самом деле это не так. Почему врач обвиняет больного? Какой вид проекции здесь задействован, какую функцию она выполняет?

Ситуация 4. Игра «Фригидная женщина» (Берн).

Какой вид проекции здесь задействован? Его функции.

Задание для студентов: взять листок бумаги и перечислить 5 негативных характеристик хорошо знакомого Вам человека (родственника, друга и т. д.).

Цель: продемонстрировать действие механизма проекции.

Ситуация 5. Девочка, у которой очень властная, строгая мать, часто подвергающая девочку наказаниям, в детском саду любиг играть в агрессивные игры. Она часто берег на себя роль строгой учительницы или полицейского, который всех наказывает. Девочка часто разговаривает повышенным тоном, любит распоряжаться другими детьми, давать указания. Почему?

Ситуация б. В семье, где находится неизлечимый больной избегают разговоров о болезни, о смерти; разговор о болезни запретная тема.

Ситуация 7. Люди часто забывают отдавать свои денежные долги? Почему?

Ситуация 8. Девочка Света родилась от нежелательной беременности. После рождения мать Светы испытывает чувство постоянной тревоги. Девочка часто болеет. Мать проявляет по отношению к ребенку повышенную заботу, таскает девочку по врачам. Все время боится, что с ребенком что-нибудь случится. Не отпускает девочку ни на шаг.

Эталон ответа: вытеснение - вытесняется чувство вины по отношению к нежелательному ребенку. Дайте объяснение эталону ответа.

Ситуация 9. Молодой человек забывает прийти на свидание. Почему?

Ситуация 10. Человек, которого отчитал начальник на работе, приходит домой и вымещает гнев на своих родных. Почему?

Ситуация 11. Молодой человек, который испытывает к матери противоречивые чувства (любовь и агрессию одновременно) начинает проявлять повышенную заботу о своей матери: он очень внимателен к матери, старается выполнить любое ее желание.

Эталон ответа - формирование реакции: боязнь потерять любовь матери, из-за своей агрессии; повышенная заботливость выполняет функцию защиты матери от своих агрессивных импульсов, для того, чтобы сохранить ее любовь. Дайте объяснение эталону ответа.

Тема: «Личность»

Задача № 36. Для диагностики темперамента существуют аппаратурные методики (т. е. использующие электроэнцефалограф, а также приборы, позволяющие измерить время реакции и т. п.) и опросные методы. Какие методы, на ваш взгляд, более показательны в отношении темперамента? Почему?

Задача № 40. Возможно ли совпадение темперамента двух людей при большом различии их характеров? Обоснуйте ваш ответ или приведите пример.

Задача № 41. Что общего между способностями и характером человека как подструктурами личности?

Задача № 42. Как может направленность личности влиять на ее способности? В чем выражается такое влияние?

Задача № 43. Приведите примеры социально-ролевого поведения.

Задача № 44. Определите, в каком, из описанных случаев наблюдается маскировка, а в каком - изменение свойств темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

А) М. в детстве отличался спокойным, уравновешенным темпераментом. Был сдержан, терпелив, настойчив. В младших классах учился хорошо. Изменения в поведении стали наблюдаться с 12 лет: часто срывался, грубил учителям, преподавателям, чего прежде не бывало. Разорвал тетрадь «от злости, что задача не получается». Был резок, нетерпелив, раздражителен, часто ссорился с товарищами. Указанные изменения наблюдались в течение 4-х лет в разных ситуациях семейной и школьной жизни. В 9 классе М. стал спокойнее, сдержаннее. Школу окончил хорошо.

Б) В. в раннем детстве перенес тяжелое заболевание. До болезни, по словам родителей, отличался спокойным и бодрым настроением и вполне уравновешенным поведением. После заболевания замедлилось физическое развитие и резко изменилось поведение - появилась нервозность, повышенная возбудимость, а в подростковом возрасте - резкость, раздражительность, грубость. Эти проявления наблюдались в самых различных ситуациях семейной и школьной жизни при различных мотивах и отношениях личности. В 16 лет поведение снова приобрело уравновешенный характер.

В) Л. в детстве отличалась настойчивым и агрессивным поведением. Крайне несдержанная и привередливая, она вызывала постоянные нарекания учителей и родственников, хотя училась хорошо. Когда девочка училась в 7 классе, семья сменила место жительства. В новой школе Л. была избрана старостой и с большой ответственностью отнеслась к поручению. Поведение А. изменилось. В учебной и общественной работе она проявила большую активность и настойчивость. С завидным терпением и сдержанностью работала с подшефными. Изменения в поведении были устойчивы и наблюдались в течение всего последующего обучения. Вспыльчивость, несдержанность проявлялись только дома но отношению к родителям, чрезмерно опекавшим девочку.

Г) И. в подростковом возрасте пережил конфликт в связи с разрушением семьи. До этого мальчик отличался спокойным, бодрым, жизнерадостным настроением, был вполне эмоционально уравновешенным, сдержанным.

В результате конфликта стала наблюдаться повышенная раздражительность, капризность. По словам матери, с И. дома трудно сладить. Для него характерны срывы в поведении. Когда в 10 классе начались неудачи в школе, И. совсем вышел из равновесия и устраивал дома скандалы по пустякам. В школе он вел себя более уравновешенно, но и тут наблюдались «срывы».

 

Задача № 45. В приведенных описаниях, взятых из клинической практики (по К. Леонарду, «Акцентуированные личности») выделите черты, характеризующие темперамент, характер, направленность личности. Проследите, как различные подструктуры личности взаимодействуют, влияют друг на друга.

А) Хорст X., 43 лет. По желанию отца выучился на механика по точным работам, хотя с детства мечтал стать музыкантом. Позднее обучился игре на духовом инструменте. Затем, - война, принесшая солдату X. много тяжелых переживаний: он не мог примириться с бессмысленными и безответственными требованиями военноначальников.

После войны играл в разных оркестрах. Как музыканта его ценили, однако он часто менял место работы, так как не уживался в коллективе. До открытых ссор не доходило, напротив, X. внешне отличался сдержанностью, но не мог продолжать сотрудничество с людьми, против которых таил в душе глубокую обиду. Очередная перемена места работы была связана с тем, что начальник, якобы сказал ему «пару острых слов», хотя тот, как выяснилось, вовсе не хотел задеть его. X. был хорошим семьянином, много помогал жене по дому, но считал, что половой жизнью ему не следует злоупотреблять, т. к. это вредит здоровью.

В школе очень боялся, когда его вызывали к доске. Настроение вечно колебалось, то он ликовал, то приходил в отчаяние, плакал. Вместе с тем, он превыше всего ставил порядок, аккуратность, его жестким правилом было: «каждая вещь должна знать свое место». То же и в работе: он часто собственноручно переписывал партию своего инструмента, чтобы дома «еще потренироваться». Постоянно проверял, выключено ли электричество, газ, закрыты ли замки на дверях.

Б) Хельмут К., 12 лет. С малых лет очень боязлив, неохотно уходит из дому, контакт со сверстниками находить не может. Боится матери (мать раздражительна, плохо слышит). Если о чем-либо хочет попросить родителей, посылает младших братьев. Боится детей, которые часто бьют его, со взрослыми крайне робок. В школе хорошо учится, один из лучших учеников в классе. Весьма аккуратен в одежде, экономно расходует кар - манные деньги. Говорить начал в два года, но артикуляция многих слов была неправильной. Позже это перешло в заикание, которое усилилось, когда он поступил в школу: его непрерывно дразнили и сделали посмешищем класса. Когда мальчика журили, он плакал.

Хельмут поступил в клинику по поводу заикания. Был боязлив и заторможен. Над предлагаемыми заданиями думал очень долго. При трудностях у него сразу опускались руки. Прошло много времени, пока он привык к персоналу. Всегда искал общения с младшими детьми. Когда Хельмут свыкся с обстановкой, лечение пошло хорошо. В процедуры и тренировки вкладывал много рвения.

В) Хельмут Ц., 22 года, связист. Медлительный, малоподвижный мужчина. Без особого внешнего повода не ищет общества, но даже и при наличии стимула включается в общение весьма туго. Ц. очень любит детей, животных, собственными усилиями еще подростком смастерил себе аквариум.

 

Его нельзя характеризовать как человека оторванного от коллектива, хотя он мало контактен. Самый ничтожный повод вызывает у него возбуждение, стресс, хотя он отлично отдает себе отчет в том, что сам повод «выеденного яйца не стоит». Когда Ц. обнаружил, что невеста его обманывает, он впал в бессильную ярость. С этого момента он начал пить, причем выпивка долгое время не выходила за рамки дозволенного. Но и в этой начальной стадии его нередко преследовали мысли о самоубийстве.

Родители Ц. в конце концов обратились к офицеру его воинской части, хотя он здесь еще ни разу не был замечен в злоупотреблении алкоголем. Он пришел на прием в клинику в сопровождении двух офицеров: оба расхваливали честность Ц, его скромность, готовность помочь товарищу, трудолюбие, отличную профессио­нальную подготовку.

Г) Моника К., 7 лет 11 мес. Уже в 4 года девочка была дикой, неуправляемой, дезорганизовывала детский коллектив. В школе оказалась невыносимой, родители были вынуждены забрать ее. Она постоянно лгала, забирала у детей вещи, которые ей нравились, прогуливала уроки, класс ее «не принял». В клинике без всякого стеснения рассказывала о своих выходках, кражах. Никаких признаков стыда не было и в помине. Кроме того, Моника все время была неспокойна, ерзала на стуле, говорила возбужденно и без умолку. Вообще, настроение у девочки всегда приподнятое. С игрушками Моника обращается на редкость неряшливо. Другие дети в клинике не хотели с ней играть, т. к. она была нетерпима, груба и бесцеремонна. Однако ко взрослым она пыталась втереться в доверие, льстила напропалую, старалась мм понравиться.

Д) Ханс Ш. 45 лет. Любит бывать в обществе, где всегда находится в центре внимания. С детства мечтал стать актером, т. к. прекрасно умеет вживаться в роли. По окончании школы пытался поступить в театральное училище и провалился. Затем пробовал заняться режиссерской работой, даже сочинил за три дня (!)драму, но и на этом поприще не сумел продвинуться. В поисках работы устроился наборщиком в типографию и здесь начал писать. Писал новеллы, короткие рассказы. Как писатель пользовался успехом и хорошо зарабатывал.

С двадцатилетнего возраста Ш. пьет, постепенно увеличивая дозы, - ему кажется, что в состоянии опьянения лучше идет работа. На самом деле он зачастую так напивался, что вообще ничего не мог написать. Женился, но в 28 лет развелся. После развода, несмотря на приличный заработок, влез в долги; вел беспорядочную половую жизнь.

В клинике всегда был разговорчив, в приподнятом настроении. Всегда у него находилось что рассказать. Любит покрасоваться своей речью, иногда говорит манерно, вставляя иностранные слова там, где в них нет никакой надобности. Рассказывая автобиографию, всячески приукрашивал ее, желая показать себя в выгодном свете. Когда его упрекали в злоупотреблении алкоголем, но тут же приводил тысячи оправданий и, по всей видимости, внутренне также не признавал за собой вины. Более того, он считал, что как писатель имеет право претендовать на большее в жизни, чем другие люди. Однако его зазнайство и высокомерие никогда не производили в клинике неприятного впечатления, потому что Ш. любые свои заявления сопровождал улыбкой, веселыми шутками и прибаутками. По окончании лечения стал снова продуктивно писать, сделался - во всяком случае на время - социально уравновешенным человеком.

Е) Раугильда М., домохозяйка. В школе училась хорошо; после поступила в ВУЗ. Занятия в вузе были прерваны, когда М. в 22 года вышла замуж. Муж погиб на войне. После войны М. благополучно окончила ВУЗ, получив диплом учительницы. Некоторое время преподавала в школе. В 33 года вышла замуж и оставила про­фессиональную деятельность. Гораздо охотнее занималась хозяйством и детьми. Хотя оба мужа и по профессии, и, судя по ее рассказам, интеллектуально находились на более низком уровне, чем сама М., однако они решали в семье все, кроме вопросов приготовления пищи и уборки. Социально-политические взгляды ее мужей становились ее собственными взглядами.

Училась легко, все легко воспринимала. Собственных мыслей, как и собственных проблем, у М. никогда не было. С обязанностями учительницы, с дисциплиной в классе она отлично справлялась. Она в основном придерживалась материала программы и учебников, не внося ничего своего, оригинального. Свободное время в одиночестве М. проводила неохотно, но общество всегда находилось. Ей всегда не трудно завязмва гь близкие отношения с людьми, в частности с мужчинами. Больше всего на свете М. любила развлекаться. Она занималась и спортом - легкой атлетикой, плаванием, обожала смотреть спортивные состязания: с большим волнением следила за тем, кто победит. М. любила путешествия, туристические походы, но относилась к ним несколько беспорядочно, просто радовалась, что увидит что-то новое.

Ж) Герхард Д, чертежник. С детства был тихим, замкнутым ребенком. В школе всегда проявлял себя старательным учеником, получал хорошие оценки. Без осо­бого труда прошел курс в профессионально-техническом училище. Работал добросовестно. Свободное время у Д. было всегда поглощено его собственным внутренним миром. Он много читал, мог ночами просиживать над книгами. Особенно интересовали его Ницше, Шопенгауэр и Гете. Первую часть «Фауста» знал наизусть. Увлекался астрономией, психологией. Некоторое время Д. пробовал свои силы в поэзии, но результатов не достиг. В соответствии с профессиональной направленностью Д. очень любит рисовать, старается постоянно совершенствоваться в черчении, в рисовании. Всем играм предпочитает шахматы: постоянно покупает литературу о партиях чемпионов мира, анализирует ее. Иногда играет со своим братом, но чаще сам с собою. Своими удачами и невзгодами он делится в семье и больше фактически ни с *кем не контактирует. Уже ребенком он сидел дома и читал, когда другие дети играли. В кино, театр Д. всегда ходит один. Впечатлениями, порою критическими, делится дома с родными. С девушками никогда не контактировал. Весьма скупая мимика, на все вопросы отвечал с запин­кой. По свидетельству родных Д. всегда был крайне замкнут, трудно было его понять, что у него происходит внутри.

Задача № 46.

В эксперименте участвовали 2 группы студентов. Первой группе была предложена задача, в которой использовались цифровые показатели, и надо было получить ответ используя их.

Во второй группе на занятии были предложены те же цифровые показатели для самостоятельного составления задачи по теме.

Вопрос: Студенты, какой группы запомнили лучше сами цифровые показатели и почему?

Задача № 47.

Эксперимент

Цель. Показать зависимость эффективности запоминания от установки личности.

Инструкция к серии А:

«Сейчас вашему вниманию будет предложено несколько слов. Читать их будут парами. Через две минуты я попрошу вас воспроизвести эти слова в вашей тетради. Желательно сохранить порядок, в котором они читались».

Через 2 минуты студенты записывают оставшиеся в памяти слова. Преподаватель вместе с ними проверяет эффективность запоминания.

Инструкция к серии В:

 

«Сейчас вашему вниманию будут предложены несколько слов. Читать я их буду парами. Через 2 минуты после окончания прошу записать в ваших тетрадях все слова с буквой О». Инструкция по ходу эксперимента меняется. После окончания чтения преподаватель просит студентов записать любые слова, которые они за­помнят (слов с буквой «О» в серии А столько же, сколько и в серии В). Сравнить результаты запоминания в серии А и В.

Вывод: Запоминание зависит от установки.

Серия А

1. лира 5. туча

Вода нога

2. чаша 6. зима

Серия В

1. нива 5. чума кожа роза

2. дача 6. луна

Гора рота

3. дума 7. шуба поза мода

4. пила 8. река

Соха роза

3. рука 7. губа пора лапа

4. наша 8. поза

Роса зола

Задача № 48.

 

Эксперимент:

Цель: Измерить индивидуальный объем памяти. Показать зависимость объема памяти от индивидуальных особенностей студентов.

Инструкция:

«Сейчас Вам для запоминания будут предложены возрастающие ряды цифр. После каждого ряда я буду делать остановку на I минуту, после чего вы получаете разрешение записать то, что запомнили. Всего 8 рядов.» Проверять преподаватель должен после каждого ряда.

1. 37 48 95

2. 24 73 58 49 3.89 65 17 59 78

4. 53 27 87 91 23 47

5. 16 51 38 43 87 14 92

6. 72 84 II 85 41 68 27 58

7. 47 32 61 18 92 34 52 76 81

8. 69 15 93 72 38 45 96 26 58 83.

Вопрос: Чему равен средний индивидуальный объем памяти?

Задача № 49.

Эксперимент:

Цель: Показать роль осмысленного восприятия в запоминании.

Серия А.

Экспериментальный материал: кукла-играть, бабочка-муха, чернила-тетрадь, курица-яйцо, щетка-зубы,корова-молоко, ножницы-резать, барабан-пионер, паровоз-ехать, лошадь-сани,снег-зима, груша-компот, книга-учить, петух-кричать, лампа-вечер.

Инструкция:

«Сейчас я зачитаю вам слова. Постарайтесь запомнить их попарно».

Зачитывается вся серия. Через 2 минуты проверка: зачитываеся первое слово пары, студенты пишут второе. Проверить правильность воспроизведения.

 

Серия Б:

Экспериментальный материал: паук-кресло, сапоги-котел, перо-вода, замок-мать, очки-ошибка, спички-окно, колокольчик-память, терка-море, голубь-отец, салазки-завод, лейка-трамвай, рыба-пожар, гребенка-ветер, тонор-ткань.

К серии Б инструкция такая же, как и к серии А.

Вопрос: Почему хуже запомнились слова серии Б.

 

Задача № 50.

Эксперимент: Показать зависимость запоминания от особенностей личности и от эмоциональной окрашенности материала.

Экспериментальный материал:

Любовь, спичка, институт, встреча, полка, школа, разлука, кочегарка, болезнь, доска, сессия, экзамен, мыло, дружба, винт, стена, стипендия, капуста, свидание, труба, кирпич, вода, общежитие, учебник, окно, дождь, память.

Через 2 минуты после зачитывания слов преподавателем записать то, что осталось в памяти. Дать словесный отчет.

Задача № 51.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...