Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение теории игр при выработке оптимальной стратегии




Ряд задач теории игр можно преобразовать в задачи линейного программирования и решать их с помощью пакета "Поиск решения" Ехcel.

 

 

"Поиск решения" — это надстройка для Microsoft Excel, которую можно использовать для анализ "что если". С ее помощью можно найти оптимальное значение (максимум или минимум) формула, содержащейся в одной ячейке, называемой целевой, с учетом ограничений на значения в других ячейках с формулами на листе. Надстройка "Поиск решения" работает с группой ячеек, называемых ячейками переменных решения или просто ячейками переменных, которые используются при расчете формул в целевых ячейках и ячейках ограничения. Надстройка "Поиск решения" изменяет значения в ячейках переменных решения согласно пределам ячеек ограничения и выводит нужный результат в целевой ячейке.

 

 

Задача.

Определить с помощью линейного программирования решение игровой задачи вида

.

Решение.

I. Если среди элементов исходной матрицы имеются отрица­тельные, необходимо ко всем ее элементам прибавить одно и то же положительное число γ, такое, чтобы все элементы новой матрицы были неотрицательными.

Прибавляем ко всем элементам матрицы С число γ = 1, в резуль­тате получим

. Определяем оптимальную смешанную стратегию   игрока А.

1. Для этого составляем задачу линейного программирования вида

. . zi 0,

k = 1,..., n; i = 1,..., m. L = z 1 + z 2 + z 3 → min,

2. Запишем целевую функцию в виде

Введем в систему неравенств дополнительные переменные и перейдем к системе уравнений


3. Выделяем в этой системе базис z 4 z 5 z 6. Коэффициенты при ба­зисных переменных должны быть равны единице. Для этого урав­нения этой системы нужно умножить на (- 1):

Составляем симплекс-таблицу (табл. 1):

Таблица 1

 

Базис z 1 z 2 z 3 z 4 z 5 z 6 Свободные члены
z 4 -1 -1 -2 1 0 0 -1
z s -2 0 -1 0 1 0 -1
z 6 0 - 1 0 0 0 1 - 1
- L 1 1 1 0 0 0 0

 

Среди свободных членов есть отрицательные,, следовательно, используем двойственный симплекс-метод.

Выводимая из базиса переменная определяется минимальным отрицательным элементом в столбце свободных членов (выделен в таблице пунктирным овалом).

Разрешающий элемент определяется максимальным отноше­нием небазисных элементов в строке целевой функции к соответ­ствующим коэффициентам выводимой из базиса переменной. При этом не учитываются элементы a ij 0. Разрешающий элемент (вы­делен в табл. 1 сплошным овалом) находится в столбце, соответ­ствующем переменной, вводимой в базис.

4. Далее выполняются симплекс-преобразования:

а) строка разрешающего элемента делится на разрешающий эле­мент;

б) из всех остальных строк таблицы вычитается полученная стро­ка, умноженная на такие множители, чтобы во всех клетках столбца с разрешающим элементом получились нули.

Критерий оптимальности решения — положительность столб­ца свободных членов (кроме (- L)) (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Базис z 1 z 2 z 3 z 4 z 5 z 6 Свободные члены
z 4 -1 0 -2 1 0 -1 0
z 1 -2 0 -1 0 1 0 -1
z 2 0 1 0 0 0 -1 1
-L 1 0 1 0 0 1 -1

Таблица 3

Базис z 1 z 2 z 3 z 4 z 5 z 6 Свободные члены
z 4 0 0 -1,5 1 - 0,5 -1 0,5
z 1 1 0 0,5 0 - 0,5 0 0,5
z 2 0 1 0 0 0 -1 1
-L 0 0 0,5 0 0,5 1 -1,5

 

Значения полученных переменных представлены в столбце сво­бодных членов таблицы 3: z 1 = 0,5; z 2 = 1; z 3 = 0; - L = - 1,5.

Следовательно, , а vA = .

5. Возвращаемся к переменным х i по формулам xi = vA zi

;  

6. Вычисляем значение цены игры для исходной матрицы по формуле

В результате получили:

III. Определяем оптимальную смешанную стратегию   игрока В.

1. Составляем задачу линейного программирования вида ;

wk ≥ 0, i = 1, …, m; k = 1, …, n.

 

2. Запишем целевую функцию в виде

Введем в систему неравенств дополнительные переменные и перейдем к системе уравнений

;

3. Составляем симплекс-таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Базис w 1 w 2 w 3 w 4 w 5 w 6 Свободные члены
w 4 1 2 0 1  0 0 1
w 5 1 0 1 0 1 0 1
w 6 2 1 0 0 0 1 1
L' -1 -1 -1 0 0 0 0

Свободные члены положительны, поэтому применяем прямой симплекс-метод.

Вводимая в базис переменная определяется минимальным от­рицательным элементом в строке целевой функции (выделен в табл. 4 пунктирным овалом), знак свободного члена при этом не учитывается.

Разрешающий элемент определяется минимальным из отноше­ний свободных членов к соответствующим коэффициентам при вы­бранной вводимой в базис переменной (не учитываются элементы а ij ≤ 0). Разрешающий элемент (выделен в таблице сплошным овалом) находится в строке, соответствующей переменной, выводимой из базиса.

4. Далее выполняются симплекс-преобразования (табл. 5—6).

Признак оптимальности решения — неотрицательность всех элементов в строке целевой функции.

Таблица 5

Базис w 1 w 2 w 3 w 4 w 5 w 6 Свободные члены
w 4 1 2 0 1  0 0 1
w 3 1 0 1 0 1 0 1
w 6 2 1 0 0 0 1 1
L' 0 -1 0 0 1 0 1

Таблица 6

Базис w 1 w 2 w 3 w 4 w 5 w 6 Свободные члены
w 2 0,5 1 0 0,5  0 0 0,5
w 3 1 0 1 0 1 0 1
w 6 1,5 0 0 -0,5 0 1 0,5
L' 0,5 0 0 0,5 1 0 1,5

Значения полученных переменных представлены в столбце сво­бодных членов таблицы 1.7: w 1  = 0; w 2 = 0,5; w 1  = 1; , следовательно, vA = .

5. Возвращаемся к переменному yi  по формулам yi = vA wi:

; ;

6. Вычисляем цену игры для исходной матрицы:

 

Ответ: ; ; .

 


 

 

ПР№5.Риски в проектах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...