Единый фонд и образование нового фонда
Фонд является единым, если: ü организация восстановлена с прежними функциями после временной приостановки ее деятельности; ü произошло расширение или сужение объема ее прав или территориальных границ деятельности; ü организация распалась на ряд других с передачей им своих функций; ü организация переименована или частично изменила свое название; ü организация передана из одного ведомства в другое; ü организация сменила свое местонахождение или структуру. Новый фонд образуется при создании новой организации, даже при сохранении полностью или частично прежнего названия, но с новой структурой и функциями. Фонд может быть систематизирован на следующей основе: ü хронологически-структурной — дела группируются по хронологии, а внутри ее — по структуре; ü структурно-хронологической - дела группируются по структуре, а внутри ее - по хронологии; ü хронологически-функциональной — дела группируются по хронологии, а внутри ее — по функциям организации; ü функционально-хронологической — дела группируются по функциям организации, а внутри их — по хронологии. Возможны другие варианты исходя из принципов систематизации единиц хранения внутри фонда, их значения для отражения делопроизводственной и смысловой связи между делами каждого конкретного фонда и создания наиболее удобной для использования документов системы их организации. Фонды личного происхождения систематизируются по следующей схеме: ü творческие документы; ü письма фондообразователя; ü письма фондообразователю; ü документы к биографии фондообразователя; ü документы имущественно-хозяйственного и бытового характера;
ü документы членов семьи фондообразователя и других лиц, отложившиеся в фонде; ü коллекции. Внутри каждого раздела документы группируются но хронологии, алфавиту, теме, видам документов, жанрам произведений в зависимости от их объема и удобства пользования. Хронологическими границами архивного фонда являются: ü организации — даты образования и ликвидации; ü объединенного фонда — даты образования наиболее ранней и ликвидации наиболее поздней из вошедших организаций; ü личного происхождения — даты рождения и смерти физического лица, членов семьи или рода; ü коллекции — даты самого раннего и самого позднего документа. При этом возможен, по ряду объективных причин, выход крайних дат конкретных документов за рамки хронологии архивного фонда. При формировании фондов необходимо учитывать делопроизводственную номенклатуру дел, являющуюся основой как делопроизводства, так и формирования первоначально ведомственных, а через них и государственных архивов.
Вопрос 20. Экспертиза ценности документов
Понятие экспертизы ценности документов Экспертиза ценности документов — отбор документов на государственное хранение или установление сроков их хранения на основе принятых критериев. В ходе ее определяется ценность документов, обусловливающаяся их культурным, научным, экономическим, политическим значением, устанавливаются сроки их хранения, происходит отбор утративших свое значение документов к уничтожению. Благодаря экспертизе ценности документов идет формирование Архивного фонда РФ и уничтожение малоценных документов. Отнесение документов к составу Архивного фонда РФ осуществляется на основе принципов историзма, системности и целостности путем комплексного применения критериев происхождения, содержания и внешних особенностей документа.
Критерии происхождения: ü роль и место организации в системе государственного управления или конкретной отрасли; ü значимость выполняемых ею функций; ü время и место образования документа; ü значимость отраженных в документе событий. Критерии содержания: ü уникальность и типичность информации документа; ü ее повторяемость в других документах; ü вид документа; ü подлинность документа. Критерии внешних особенностей документа: ü форма фиксирования и передачи содержания, удостоверения и оформления документа; ü юридическая достоверность документа; ü физическое состояние документа. При экспертизе ценности личных документов необходимо учитывать: ü значимость фондообразователя и его документов; ü объективность и субъективность документов; ü взаимосвязь документов фондообразователя с другими однотипными документами; ü физическую сохранность документов. При отборе документов на постоянное хранение необходимо учитывать: ü значимость учреждения или лица, в деятельности которых образовался документ; ü значимость содержания документа; ü время и место создания документа; ü подлинность и копийность документа; ü юридическую силу документа; ü дублетность, повторяемость документа; ü поглощенность содержания документа; ü физическое состояние документа.
Задачи и этапы экспертизы Основными задачами экспертизы ценности документов являются: ü отбор наиболее ценных документов из ведомственных и личных архивов на государственное хранение и определение профильности государственных архивов; ü определение сроков хранения документов; ü обеспечение полноты состава архивного фонда; ü отбор на государственное хранение наиболее информационных документов. Этапы экспертизы ценности документов: ü в делопроизводстве организации — при составлении номенклатур дел, в процессе формирования дел, при подготовке дел для передачи в ведомственный архив; ü в ведомственном архиве — при подготовке к передаче дел на постоянное хранение в государственный архив; ü в государственном архиве — при целостной комплексной экспертизе архивных документов с целью совершенствования архивных фондов и учетной документации.
Экспертные комиссии Экспертиза ценности документов осуществляется рядом экспертных комиссий: ü в учреждениях, организациях, предприятиях — экспертная комиссия; ü в министерствах, ведомствах, главках — Центральная экспертная комиссия; ü в госархивах — экспертно-проверочная комиссия; ü в Росархиве — Центральная экспертно-проверочная комиссия. ЭК и ЦЭК взаимосвязаны по соподчиненности, так же как ЭПК и ЦЭПК. Кроме того, архивные экспертно-проверочные комиссии курируют экспертные комиссии учреждений, организаций, предприятий, министерств, ведомств, главков. Первичной экспертной комиссией является ЭК учреждений, организаций, предприятий. Положение о ней утверждено Росархивом 19.01.95. Согласно данному положению ЭК создается для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на государственное хранение документов Архивного фонда РФ. Комиссия является совещательным органом при руководителе учреждения, возглавляется его заместителем и состоит из ответственных за ведение делопроизводства и ведомственного архива лиц, сотрудников структурных подразделений, представителя госархива. В случае необходимости к работе комиссии могут привлекаться как эксперты представители других организаций. Комиссия утверждается приказом руководителя учреждения и курируется ЭПК госархива, с которой согласовываются решения ЭК. В основе работы ЭК находится архивное законодательство, типовые и ведомственные перечни документов. Комиссия собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Задачи экспертной комиссии: ü организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии делопроизводство при составлении номенклатуры дел и формировании дел; ü организация и проведение экспертизы ценности документов на стадии их подготовки к архивному хранению;
ü организация и проведение отбора и подготовки документов на государственное хранение. Функции экспертной комиссии: ü организует и проводит совместно с делопроизводственной и архивной службами работу по ежегодному отбору документов учреждения для дальнейшего хранения и к уничтожению; ü осуществляет методическое руководство работой по экспертизе ценности документов учреждения и по подготовке их к архивному хранению, по разработке номенклатуры дел; ü дает экспертную оценку проектам нормативно-методических документов по названным вопросам; оказывает содействие и методическую помощь специалистам учреждения по вопросам документоведения и архивоведения; ü рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на утверждение ЭПК госархива, а затем на утверждение руководителя своего учреждения — описи дел постоянного хранения управленческой и специальной документации, перечни проектов, проблем, тем, научно-техническая документация по которым подлежит передаче на госхранение, акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения; ü рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на согласование ЭПК госархива, а затем на утверждение руководителя своего учреждения — сводную номенклатуру дел учреждения, описи дел по личному составу, акты об утрате или неисправимом повреждении документов постоянного хранения; ü рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на рассмотрение ЭПК госархива — предложения об изменении сроков хранения категорий документов, установленных перечнем, и об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнем; ü рассматривает, принимает решения об одобрении и представляет на утверждение руководителя учреждения — акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения, кроме документов со сроками хранения 10 и более лет, о отметкой ЭПК, документов до 1945 года включительно, рассматриваемых ЭПК госархива, акты об утрате или неисправимом повреждении документов по личному составу; ü совместно со службами делопроизводства и кадров проводит для сотрудников учреждения консультации по вопросам работы с документами, участвует в проведении мероприятий по повышению их деловой квалификации. Остальные экспертные комиссии, основываясь на тех же основных задачах и функциях, расширяют свои полномочия в зависимости от их значимости, в основном за счет контрольно-руководящих функций. Росархив, как высшая архивная инстанция, организует экспертизу научной и практической ценности документов в пределах Российской Федерации и отбор их на постоянное хранение в составе Архивного фонда РФ в архивах страны.
В результате деятельности экспертных комиссий составляются следующие документы: ü протоколы их заседаний; ü описи дел постоянного хранения; ü описи дел временного хранения; ü акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению. В основе деятельности экспертных комиссий находятся типовые и ведомственные перечни документов — систематизированные списки видов и категорий документов, содержащие нормативные указания о сроках их хранении. Выделяются типовые и ведомственные перечни с указанием сроков хранения и типовые с указанием подлежащих передаче на государственное хранение документов постоянного хранения. В настоящее время наиболее распространены: ü Перечень типовых документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения; ü Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения; ü Управленческие документы постоянного срока хранения, образующиеся в деятельности негосударственных коммерческих организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|