Оборудование архивохранилищ
Оборудование архивохранилищ: ü применяются металлические и деревянные стеллажи после их соответствующей противопожарной обработки, кроме них используются металлические шкафы, сейфы, шкафы-стеллажи, отсеки-боксы с металлическими перегородками и полками; ü оборудование располагается с учетом особенностей помещения, стеллажи устанавливают перпендикулярно стенам с оконными проемами; ü не допускается размещение стеллажей вплотную к наружным стенам здания и к источникам тепла, не ближе полуметра от них. При установке стеллажей выдерживаются следующие нормы: ü расстояние между рядами стеллажей (главный проход) - 120 см; ü расстояние (проход) между стеллажами - 75 см; ü расстояние между наружной стеной здания и стеллажами, параллельными ей, — 75 см; ü расстояние между стеной и торцом стеллажа (обход) — 45 см; ü расстояние между полом и нижней полкой стеллажа — не менее 15 см, а в цокольных этажах — не менее 30 см; ü высота стеллажа - 220—240 см; ü ширина одностороннего стеллажа при горизонтальном хранении коробок или связок с делами - 35-40 см; ü ширина одностороннего стеллажа при вертикальном хранении коробок или связок с делами — 25—30 см; ü расстояние между полками по высоте — 35—40 см; ü при высоте архивохранилища от 4 м стеллажи устанавливаются в два яруса и снабжаются стационарной лестницей с перилами; ü документы размещаются на стеллажах с использованием первичных средств защиты, коробок, папок, футляров. Размещение документов в архивохранилище: ü документы располагаются в порядке, обеспечивающем их комплексное хранение в пределах групп или отдельных фондов в соответствии с учетными документами, а также оперативный поиск;
ü документы на стеллажах располагаются с учетом дальнейшего их поступления в рамках конкретных фондов, поэтому каждый фонд должен располагаться с учетом резервного места для новых поступлений; ü документы постоянного, долговременного и кратковременного хранения в ведомственных архивах хранятся раздельно, документы личного состава также хранятся отдельно; ü обособленному хранению подлежат секретные, уникальные, имеющие в оформлении драгметаллы документы; ü учетные документы хранятся отдельно от документов архива; ü в ведомственном архиве документы постоянного хранения хранятся в коробках и папках, долгосрочного хранения в связках, краткосрочного хранения — без связок по годам хранения; ü при хранении коробок и связок на стеллажах зазор между их верхом и полкой стеллажа не должен превышать 5 см; ü коробки и связки документов не должны выступать за пределы стеллажей; ü связки документов формируются не более 20 см толщиной; ü коробки и связки располагаются на стеллажах вертикально или горизонтально в зависимости от условий хранения, дела выше 40 см хранятся вертикально, коробки и связки — горизонтально; ü коробки и связки снабжаются ярлыками, на которых указываются название и номер фонда, номер описи, первая и последняя в коробке или связке единица хранения, коробки и связки нумеруются и указываются в описи. Ведение топографических указателей: ü помещения архива, стеллажи, полки нумеруются, при этом помещения - буквами, стеллажи и полки - цифрами; ü нумерация комнат производится от входа слева направо; ü нумерация стеллажей и полок производится от входа в хранилище слева направо; ü нумерация стеллажных полок производится в пределах каждого стеллажа слева направо сверху вниз; ü односторонние стеллажи нумеруются от входа в хранилище слева направо, двухсторонние — вкруговую;
ü в целях закрепления места хранения и поиска документов составляются пофондовые и постеллажные топографические указатели; ü постеллажная карточка определяет место хранения документов, поскольку составляется на каждый стеллаж, карточки располагаются по порядку номеров стеллажей в пределах одного хранилища; ü пофондовая карточка определяет место хранения фондов, поскольку ее основным реквизитом является номер фонда с последующей ссылкой на место его хранения, карточки располагаются по номерам фондов в пределах архива; ü в совокупности постеллажные и пофондовые карточки являются единым топографическим указателем, определяющим место хранения документов фонда.
Вопрос 32. Первичная реставрация и консервация архивных документов
Понятие первичной реставрации и консервации архивных документов В процессе хранения архивных документов происходит их старение — изменение первоначальных физико-химических свойств под воздействием внешних и внутренних факторов. Поэтому требуется их реставрация — восстановление первоначальных или близких к первоначальным свойств и внешних признаков архивного документа, подвергшегося повреждению или разрушению, и консервация — создание условий, обеспечивающих длительную и полную сохранность документов. Реставрацию и консервацию проводят специалисты в реставрационных мастерских. Однако первичную реставрацию и консервацию документов, особенно в ведомственных архивах, могут проводить сами работники архива.
Содержание реставрации и консервант При обнаружении документов с физическими дефектами основы или текста они регистрируются в специальном журнале или картотеке учета физического состояния документов. Затем определяются меры по ликвидации этих дефектов, реставрации и консервации. Специальную обработку документов проводят с целью: ü устранения причин ускоренного старения и разрушения документов; ü восстановления их свойств, технических характеристик, долговечности; ü воспроизведения документной информации на более устойчивых носителях.
Основными видами специальной обработки документов являются: ü дезинфекция, дезинсекция, дератизация хранилищ как совокупность мер биопрофилактики, биозащиты и уничтожения биологических вредителей в хранилищах и на документах; ü реставрационно-консервационная обработка — комплекс работ и технологических операций по восстановлению свойств и долговечности оригиналов документов. В условиях ведомственного архива это может быть заделка разрывов листов, укрепление полей, подклейка выпавших листов; ü воспроизведение документов с целью создания страхового фонда копий и фонда пользования; ü фотореставрация документов с угасшим и слабоконтрастным текстом; ü замена оригиналов с недолговечными или разрушенными носителями копиями; ü переплет документов; ü обеспыливание документов; ü ламинирование документов. После первичного укрепления документов все последующие работы должны проводить специалисты-реставраторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|