Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение основных положений и движений




 

Изучение фехтования на винтовках следует начинать с основных положений и движений.

Перед изучением каждого нового приема преподаватель дает краткое объяснение и образцово показывает прием в целом. После этого, если это требуется, прием показывается по элементам и дается тактическое обоснование его. Лишь затем прием прорабатывается занимающимися.

Изучение основных положений и движений начинают с изучения учебной фехтовальной стойки (положения «к бою»), и только впослед­ствии, при переходе к вольным боям, ученик может принимать стойку, из которой ему удобнее и выгоднее вести бой.

Наиболее характерные ошибки, встречающиеся при обучении фехтовальной стойке, на которые следует обратить особое внимание: 1) Тяжесть тела неравномерно распределена на обе ноги. Правая нога почти прямая. 2) Локти широко отведены от туловища, приклад не прижат к предплечью и низко опущен. 3) Левая рука выпрямлена в локте и напряжена. Штык высоко поднят или низко опущен. 4) Левое колено находится не по направлению движения, а повернуто влево или вправо и т. д.

После изучения фехтовальной стойки (положения «к бою») сле­дует переходить к изучению: а) передвижений щагом — вперед, назад и в сторону; б) показа укола; в) выпада и ьозйраВДёния из него назад и вперед. Здесь же прорабатываются и позиции, причем при их изучении, особенно вначале, не следует держать учеников в боевой стойке.

Начинать изучение позиций нужно на месте, ученики должны стоять свободно на прямых ногах. После усвоения схемы переходов из одной позиции в другую они совершенствуются в боевой стойке на месте и с передвижением в виде упражнений (например: «с шагом вперед 2-й, 3-й закройсь, показать укол, коли, закройсь, с шагом назад 1-й закройсь). Такие упражнения могут выполняться под команду преподавателя или могут быть предложены для самостоятельной работы занимающихся. Упражнения при изучении основных поло­жений и движений вырабатывают необходимую для боевых действий координацию движений и совершенствуют технику выполнения изу­чаемых элементов.

После изучения основных положений и движений переходят к изучению уколов. Изучение производится на чучелах и мишенях. На чучелах в основном изучается техника правильного нанесения укола, на мишенях — точное нанесение укола. До изучения уколов на чучелах дается понятие о дистанции (ближней, средней и даль­ней). Преимущественно используется групповой метод обучения (под команду руководителя), чередующийся с поточным обучением. В этом случае проводится проверка правильности выполнения приема отдель­ными занимающимися (чучела те же, что и в других видах фехто­вания).

Изучение техники укола начинают с ближней дистанции, а затем со средней и по элементам т. е. показывается укол, посылается вин­товка одними руками и уже дальше делается выпад. В дальнейшем изучении два первых движения сливаются вместе, затем делается выпад и, наконец, укол с выпадом выполняется слитно, одним дви­жением.

Укол с выпадом является в бою основой большинства атак, а поэтому отработке его следует уделить особое внимание.

Когда изучен укол с выпадом, переходят к уколу с шагом вперед и выпадом. Он производится с дальней дистанции (т. е. с такой, с кото­рой можно поразить противника, сделав шаг вперед и выпад). Тех­ника выполнения укола такая же, но предварительно делается шаг вперед.

Техника уколов при всех дистанциях изучается из всех позиций и окончательно закрепляется выполнением различных упражнений.

Пример упражнения (с дальней дистанции): «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад».

В начале упражнение выполняется всей группой, а затем.потоком (по одному — один заканчивает, другой начинает). Команда для выполнения упражнения может подаваться двумя способами:

1-й способ—объясняется упражнение (например упражнение, приведенное выше), затем подается команда «упражнение начи-най»; после этого упражнение производится 3—4 раза в индивидуальном темпе или по счету преподавателя.

2-й способ — команда состоит из предварительной и исполнитель­ной частей и включает все содержание упражнения. Пример: команда подается «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад». Словом «шаг» кончается предварительная часть команды. Делается пауза. Слово «назад» служит исполнительной частью команды. Такой способ команды употребляется с более подготовленным кол­лективом. С начинающими употребляется первый способ команды.

К обучению уколам на мишенях следует переходить тогда, когда техника укола на чучеле уже в основном усвоена. На мишенях закре­пляется техническая правильность и совершенствуется точность нанесения уколов. Более подробные указания о работе на чучелах и мишенях см. в разделе «Фехтование на рапирах».

Необходимо уделить внимание чередованию работы всей группы в целом с короткой индивидуальной проверкой, дающей возможность отдыха группе и одновременно исправлению ошибок занимающихся. Не следует занимающихся долго держать в статическом положении (боевой стойки и выпада). Надо чаще давать команду «вольно». Время отдыха используют для указания характерных ошибок.

По возможности применяют все разнообразие методических при­емов, с включением элементов соревнования. Это оживляет проработку материала. Объяснение приемов должно быть коротким и понятным, показ — точным, хорошо видным всем занимающимся.

 

Изучение боевых действий

 

Формами занятий являются: 1) двустороннее обучение, когда одна сторона занимающихся, сочетая свои движения с движениями партнеров, выполняет тс или другие упражнения под команду руко­водителя; 2) парное обучение, когда занимающиеся по два прора­батывают заданный материал; 3) элементы соревнований в отдель­ном приеме, где один обороняется, а другой наступает; 4) индиви­дуальный урок, где занимающийся совершенствует свои навыки с преподавателем; 5) инструкторская практика в парной работе (т. е. тот же индивидуальный урок, но место преподавателя занимает один из занимающихся); 6) урок боя — по заданию преподавателя (зани­мающийся с занимающимся или занимающийся с преподавателем); 7) вольный бой.

При первоначальном изучении навыка один из занимающихся предоставляет другому возможность выполнить тот или иной прием, не применяя активных действий обороны. В дальнейшем прием совер­шенствуется в активном противодействии. Это повышает технику и вырабатывает тактику как наступательных, так и оборонительных действий.

Взаимодействие с активным противником дает возможность про­работать все разнообразие материала по фехтованию и разрешает задачу овладения техникой, тактикой и воспитания морально-воле­вых качеств, необходимых бойцу.

При изучении отдельных технических деталей надо обратить вни­мание на следующие моменты:

1) Соединения и их перемены вначале изучаются на месте. Затем они совершенствуются в движении (один из бойцов делает шаг назад, а другой с шагом вперед меняет соединение и т. д.). С первых же уроков надо развивать чувство дистанции и понимание взаимодействия оружия. При изучении соединений нужно предоставлять воз­можность владеть соединением то одной, то другой стороне зани-мающихся. Это можно сделать простым отведением оружия против­ника в сторону, которую нужно закрыть.

2) Простые атаки следует изучать из всех соединений. Из ниж­них изучается только перевод (выполняемый не под, а над оружием противника).

Простые атаки прорабатываются в двустороннем обучении. Для совершенствования простых атак включается противодействие со сто­роны принимающих атаку занимающихся. Например ставится задача «одним нанести простую атаку, а другим не дать возможности себя уколоть — взять защиту». Перевод и перенос изучаются по разде­лениям, т. е. вначале изучается «показ перевода» (или переноса), а затем навык в целом. Команда для изучения: «показать перевод». После показа перевода дается команда «коли» и наносится укол. Для выполнения слитного движения перевода дается команда: «пере­вод».

3) Защиты прорабатываются вначале на месте, а затем с движе­нием назад, при этом один атакует и дает возможность другому брать защиты. Оружие при изучении защит посылается атакующим замед­ленно, но по возможности реально (создавая настоящую угрозу). В дальнейшем защиты совершенствуются с отработкой простых атак: задача одной половины занимающихся — нанести укол, другой — взять защиту.

Если занимающиеся научились хорошо брать защиту, то можно переходить к ответным атакам — взять защиту, дать ответ.

4) Ответные атаки изучаются со средней дистанции. Одна поло­вина занимающихся по команде наносит одну из простых атак (пря­мой укол, перевод, перенос) с выпадом. Другая половина, стоя на месте, берет ту или иную защиту и, в зависимости от положения оружия противника, дает ответный прямой укол одними руками. Ответные атаки отрабатываются вместе с совершенствованием про­стых атак и защит — вначале на месте, затем в движении.

5) Подготовка к атаке отдельно не прорабатывается, но при начальном обучении сложная атака должна быть проработана по элементам. Следовательно, в начале обучения подготовка к атаке, как таковая, может быть несколько раз повторена и отдельно, но в завершении обучения она должна кончаться атакой. Так например, при изучении атак с ударом по оружию одна сторона занимающихся вытягивает винтовку (как бы показывая укол), а другая, с шагом вперед, делает удар (4—3—2-ю защиты). После повторения несколько
раз этой части атака заканчивается нанесением укола с выпадом. Команда для выполнения: «с шагом вперед удар (4—3—2—1) — коли».

6) Одновременно со сложной атакой с обманом прорабатывается и сложная защита и ответы после нее.

Успех сложной атаки зависит от быстроты выполнения, реши­тельности при незаме чении ее противником.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы атаки на под­готовку делались на первое движение противника.

7) Во время изучения повторных атак обороняющаяся сторона должна делать отход нпзад, для вызова атакующих на повторную атаку, — только в самый последний момент первой атаки. Атакую­щая сторона должна стремиться нанести укол во время первой атаки.

При повторной атаке, выпадом с правой, нужно обращать вни­мание на то, чтобы винтовка в момент повторения выпада бралась на себя, как в боевой стойке, так как в момент повторной атаки против­ник может сделать контратаку, которую невозможно отразить вин­товкой, оставленной на прямых руках.

Из общеметодических замечаний следует указать на необходимость уделить особое внимание инструкторской практике, которая должна проводиться возможно чаще.

8) Индивидуальный урок должен иметь место, начиная с первых уроков.

 

 

Стойка преподавателя при индивидуальном уроке на прямых ногах, винтовку можно держать как одной, так и двумя руками (рис. 209, 210). При первоначальном обучении лучше держать ее одной рукой для облегчения действия ученика и получения возможности свободной рукой поправить ошибки. Преподаватель должен иметь облегченную винтовку. Вместо выпада при атаках преподаватель делает шаг вперед, посылая винтовку в желаемом направлении. В уроке должны чередоваться наступательные действия с, оборонительными (что меньше утомляет ученика).

Указания, сделанные в отношении индивидуального урока, должны выполняться занимающимися, выступающими в инструкторской прак­тике в роли преподавателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...