Изучение основных положений и движений
Изучение фехтования на винтовках следует начинать с основных положений и движений. Перед изучением каждого нового приема преподаватель дает краткое объяснение и образцово показывает прием в целом. После этого, если это требуется, прием показывается по элементам и дается тактическое обоснование его. Лишь затем прием прорабатывается занимающимися. Изучение основных положений и движений начинают с изучения учебной фехтовальной стойки (положения «к бою»), и только впоследствии, при переходе к вольным боям, ученик может принимать стойку, из которой ему удобнее и выгоднее вести бой. Наиболее характерные ошибки, встречающиеся при обучении фехтовальной стойке, на которые следует обратить особое внимание: 1) Тяжесть тела неравномерно распределена на обе ноги. Правая нога почти прямая. 2) Локти широко отведены от туловища, приклад не прижат к предплечью и низко опущен. 3) Левая рука выпрямлена в локте и напряжена. Штык высоко поднят или низко опущен. 4) Левое колено находится не по направлению движения, а повернуто влево или вправо и т. д. После изучения фехтовальной стойки (положения «к бою») следует переходить к изучению: а) передвижений щагом — вперед, назад и в сторону; б) показа укола; в) выпада и ьозйраВДёния из него назад и вперед. Здесь же прорабатываются и позиции, причем при их изучении, особенно вначале, не следует держать учеников в боевой стойке. Начинать изучение позиций нужно на месте, ученики должны стоять свободно на прямых ногах. После усвоения схемы переходов из одной позиции в другую они совершенствуются в боевой стойке на месте и с передвижением в виде упражнений (например: «с шагом вперед 2-й, 3-й закройсь, показать укол, коли, закройсь, с шагом назад 1-й закройсь). Такие упражнения могут выполняться под команду преподавателя или могут быть предложены для самостоятельной работы занимающихся. Упражнения при изучении основных положений и движений вырабатывают необходимую для боевых действий координацию движений и совершенствуют технику выполнения изучаемых элементов.
После изучения основных положений и движений переходят к изучению уколов. Изучение производится на чучелах и мишенях. На чучелах в основном изучается техника правильного нанесения укола, на мишенях — точное нанесение укола. До изучения уколов на чучелах дается понятие о дистанции (ближней, средней и дальней). Преимущественно используется групповой метод обучения (под команду руководителя), чередующийся с поточным обучением. В этом случае проводится проверка правильности выполнения приема отдельными занимающимися (чучела те же, что и в других видах фехтования). Изучение техники укола начинают с ближней дистанции, а затем со средней и по элементам т. е. показывается укол, посылается винтовка одними руками и уже дальше делается выпад. В дальнейшем изучении два первых движения сливаются вместе, затем делается выпад и, наконец, укол с выпадом выполняется слитно, одним движением. Укол с выпадом является в бою основой большинства атак, а поэтому отработке его следует уделить особое внимание. Когда изучен укол с выпадом, переходят к уколу с шагом вперед и выпадом. Он производится с дальней дистанции (т. е. с такой, с которой можно поразить противника, сделав шаг вперед и выпад). Техника выполнения укола такая же, но предварительно делается шаг вперед. Техника уколов при всех дистанциях изучается из всех позиций и окончательно закрепляется выполнением различных упражнений. Пример упражнения (с дальней дистанции): «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад».
В начале упражнение выполняется всей группой, а затем.потоком (по одному — один заканчивает, другой начинает). Команда для выполнения упражнения может подаваться двумя способами: 1-й способ—объясняется упражнение (например упражнение, приведенное выше), затем подается команда «упражнение начи-най»; после этого упражнение производится 3—4 раза в индивидуальном темпе или по счету преподавателя. 2-й способ — команда состоит из предварительной и исполнительной частей и включает все содержание упражнения. Пример: команда подается «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад». Словом «шаг» кончается предварительная часть команды. Делается пауза. Слово «назад» служит исполнительной частью команды. Такой способ команды употребляется с более подготовленным коллективом. С начинающими употребляется первый способ команды. К обучению уколам на мишенях следует переходить тогда, когда техника укола на чучеле уже в основном усвоена. На мишенях закрепляется техническая правильность и совершенствуется точность нанесения уколов. Более подробные указания о работе на чучелах и мишенях см. в разделе «Фехтование на рапирах». Необходимо уделить внимание чередованию работы всей группы в целом с короткой индивидуальной проверкой, дающей возможность отдыха группе и одновременно исправлению ошибок занимающихся. Не следует занимающихся долго держать в статическом положении (боевой стойки и выпада). Надо чаще давать команду «вольно». Время отдыха используют для указания характерных ошибок. По возможности применяют все разнообразие методических приемов, с включением элементов соревнования. Это оживляет проработку материала. Объяснение приемов должно быть коротким и понятным, показ — точным, хорошо видным всем занимающимся.
Изучение боевых действий
Формами занятий являются: 1) двустороннее обучение, когда одна сторона занимающихся, сочетая свои движения с движениями партнеров, выполняет тс или другие упражнения под команду руководителя; 2) парное обучение, когда занимающиеся по два прорабатывают заданный материал; 3) элементы соревнований в отдельном приеме, где один обороняется, а другой наступает; 4) индивидуальный урок, где занимающийся совершенствует свои навыки с преподавателем; 5) инструкторская практика в парной работе (т. е. тот же индивидуальный урок, но место преподавателя занимает один из занимающихся); 6) урок боя — по заданию преподавателя (занимающийся с занимающимся или занимающийся с преподавателем); 7) вольный бой.
При первоначальном изучении навыка один из занимающихся предоставляет другому возможность выполнить тот или иной прием, не применяя активных действий обороны. В дальнейшем прием совершенствуется в активном противодействии. Это повышает технику и вырабатывает тактику как наступательных, так и оборонительных действий. Взаимодействие с активным противником дает возможность проработать все разнообразие материала по фехтованию и разрешает задачу овладения техникой, тактикой и воспитания морально-волевых качеств, необходимых бойцу. При изучении отдельных технических деталей надо обратить внимание на следующие моменты: 1) Соединения и их перемены вначале изучаются на месте. Затем они совершенствуются в движении (один из бойцов делает шаг назад, а другой с шагом вперед меняет соединение и т. д.). С первых же уроков надо развивать чувство дистанции и понимание взаимодействия оружия. При изучении соединений нужно предоставлять возможность владеть соединением то одной, то другой стороне зани-мающихся. Это можно сделать простым отведением оружия противника в сторону, которую нужно закрыть. 2) Простые атаки следует изучать из всех соединений. Из нижних изучается только перевод (выполняемый не под, а над оружием противника). Простые атаки прорабатываются в двустороннем обучении. Для совершенствования простых атак включается противодействие со стороны принимающих атаку занимающихся. Например ставится задача «одним нанести простую атаку, а другим не дать возможности себя уколоть — взять защиту». Перевод и перенос изучаются по разделениям, т. е. вначале изучается «показ перевода» (или переноса), а затем навык в целом. Команда для изучения: «показать перевод». После показа перевода дается команда «коли» и наносится укол. Для выполнения слитного движения перевода дается команда: «перевод».
3) Защиты прорабатываются вначале на месте, а затем с движением назад, при этом один атакует и дает возможность другому брать защиты. Оружие при изучении защит посылается атакующим замедленно, но по возможности реально (создавая настоящую угрозу). В дальнейшем защиты совершенствуются с отработкой простых атак: задача одной половины занимающихся — нанести укол, другой — взять защиту. Если занимающиеся научились хорошо брать защиту, то можно переходить к ответным атакам — взять защиту, дать ответ. 4) Ответные атаки изучаются со средней дистанции. Одна половина занимающихся по команде наносит одну из простых атак (прямой укол, перевод, перенос) с выпадом. Другая половина, стоя на месте, берет ту или иную защиту и, в зависимости от положения оружия противника, дает ответный прямой укол одними руками. Ответные атаки отрабатываются вместе с совершенствованием простых атак и защит — вначале на месте, затем в движении. 5) Подготовка к атаке отдельно не прорабатывается, но при начальном обучении сложная атака должна быть проработана по элементам. Следовательно, в начале обучения подготовка к атаке, как таковая, может быть несколько раз повторена и отдельно, но в завершении обучения она должна кончаться атакой. Так например, при изучении атак с ударом по оружию одна сторона занимающихся вытягивает винтовку (как бы показывая укол), а другая, с шагом вперед, делает удар (4—3—2-ю защиты). После повторения несколько 6) Одновременно со сложной атакой с обманом прорабатывается и сложная защита и ответы после нее. Успех сложной атаки зависит от быстроты выполнения, решительности при незаме чении ее противником. Особое внимание следует обратить на то, чтобы атаки на подготовку делались на первое движение противника. 7) Во время изучения повторных атак обороняющаяся сторона должна делать отход нпзад, для вызова атакующих на повторную атаку, — только в самый последний момент первой атаки. Атакующая сторона должна стремиться нанести укол во время первой атаки. При повторной атаке, выпадом с правой, нужно обращать внимание на то, чтобы винтовка в момент повторения выпада бралась на себя, как в боевой стойке, так как в момент повторной атаки противник может сделать контратаку, которую невозможно отразить винтовкой, оставленной на прямых руках.
Из общеметодических замечаний следует указать на необходимость уделить особое внимание инструкторской практике, которая должна проводиться возможно чаще. 8) Индивидуальный урок должен иметь место, начиная с первых уроков.
Стойка преподавателя при индивидуальном уроке на прямых ногах, винтовку можно держать как одной, так и двумя руками (рис. 209, 210). При первоначальном обучении лучше держать ее одной рукой для облегчения действия ученика и получения возможности свободной рукой поправить ошибки. Преподаватель должен иметь облегченную винтовку. Вместо выпада при атаках преподаватель делает шаг вперед, посылая винтовку в желаемом направлении. В уроке должны чередоваться наступательные действия с, оборонительными (что меньше утомляет ученика). Указания, сделанные в отношении индивидуального урока, должны выполняться занимающимися, выступающими в инструкторской практике в роли преподавателей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|