Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формы текущего и итогового контроля




Федеральное агентство по образованию РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Истории политологии и социологии»

УТВЕРЖДАЮ:

 

Зав. кафедрой (Доброноженко Г.Ф.) ____________________

«» ____­­_______ 2012 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины «Социология»

Для специальности

Комплексная защита объектов информатизации

 

 

 

Курс: 4

Семестр: 7

Лекции: 16 час.

Практические занятия: 18 час.

Контрольная работа

Самостоятельная работа студентов: 38 час.

Форма контроля – зачет

 

 

 

Сыктывкар, 2012

 

1. Структура учебной дисциплины 4

2. Пояснительная записка 5

3. Государственный стандарт 6

4. Формы текущего и итогового контроля 6

5. Самостоятельная работа студентов 7

6. Содержание учебной дисциплины 9

7. Семинарские занятия 22

8. Приложение 1. Примеры оформления библиографического списка 35

9. Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний 37

10. Приложение 3. Рекомендуемые интернет-сайты 195

11. Приложение 4. Темы эссе. Методические рекомендации к написанию эссе. 187

12. Вопросы к зачету 192

13. Общий список литературы 194


 

Структура учебной дисциплины

  № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.)   Компетенции Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
В том числе  
лекции Практические занятия; КСР С Р С         О К
  1.   Вводная часть
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки               «Входное тестирование».  
1. .   2.   Основная часть
Тема 2. Эмпирические социологические исследования. Методы социологических исследований         2-15   ОК1 Участие в семинарских занятиях. Деловая игра. Экспресс-игра. Дебаты. Брейнсторминг. Составление тематических таблиц по учебной и научной литературе. Решение текущих тестов. Написание творческой контрольной работы. Портфолио.  
Тема 3. Классические социологические теории.   ОК
Тема 4. Современные социологические теории.    
Тема 5. Российская социологическая мысль     ОК
Тема 6. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Подходы к развитию общества.  
Тема 7. Мировая система и процессы глобализации   О К
Тема 8. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность.  
Тема 9. Социальный институт. Социальная организация.  
Тема 10. Семья как социальный институт    
Тема 11. Социальные группы и общности    
   
Тема 12. Культура как социальный феномен.    
Тема 13. Личность и общество. Понятие социального статуса.    
Тема 14. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение    
  3.     Закрепление материала
Социальные проблемы современного российского общества         Семинар-пресс-конференция
Закрепление материала       Итоговое тестирование, зачет
      Итого: 72 часов                    
                     

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение социологии в нашей стране как вузовской дисциплины насчитывает уже более десяти лет. Социология как никакая другая дисциплина уходит корнями в практическую социальную жизнь общества, однако опыт и знания предшествующих поколений помогут вам познать социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов, где социология входит в учебные программы. Она включает перечень тем лекционного курса, тематический план семинарских занятий с рекомендуемым (основным и дополнительным) библиографическим списком к каждой теме, перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к зачету и тесты для проверки знаний студентов, перечень интернет-сайтов.

При подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ следует опираться не только на рекомендованную в методическом пособии литературу, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, по возможности, привлекать данные социологических исследований. Такая информационная база поможет понять самые сложные социологические проблемы, например, проблемы социальных институтов.

Данный курс призван способствовать:

- становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышению уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки;

- умению самостоятельно анализировать социальные явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития;

- подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

Студент, прослушавший курс социологии, должен:

- знать основные категории и методы социологической науки;

- иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук;

- представлять сущность исторического развития основных направлений социологической мысли, в том числе и русской социологической школы;

- ориентироваться в социальных проблемах современного российского общества;

- иметь представление о структуре конкретного социологического исследования и этапах его проведения;

- обладать практическими навыками анализа современных социальных явлений и процессов.

Социология, в отличии от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Место курса в системе социогуманитарного образования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологи, социологии и социальной антропологии. Социология тесно связана с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни: право, этика, эстетика, религиоведение и др.

По курсу «социология» на специальности «Геология» предусмотрены лекции и семинарские занятия. Курс рассчитан на 24 часа, из них 16 ч. лекций и 12 ч. семинарских занятий.

 

Государственный стандарт

Дисциплина: «Социология»

(обязательный минимум содержания)

ГСЭ. Ф.9. СОЦИОЛОГИЯ.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль идевиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировойсистемы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

 

Формы текущего и итогового контроля

Основной формой текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях. Наиболее предпочтительной является групповая работа студентов. Навыки письменного изложения проверяются в ходе написания творческой контрольной работы, в которой студенты должны отразить не только обсужденные в рамках семинаров подходы, но и выразить свою собственную позицию по вопросу и обосновать ее.

В конце курса проводится зачет.

Оценка по курсу является накопительной. Каждый студент для допуска к экзамену обязан набрать не менее 30 баллов. Первая часть складывается из средней оценки активности каждого студента на семинарах, деловой игре, в дебатах. Каждый студент не менее одного раза обязан выступить на семинаре. Вторая часть оценки складывается из результатов решения тестовых заданий по каждой теме. Третья часть состоит из итогового тестирования по всем темам, а также письменных ответов студентов на открытые вопросы по пройденному материалу на зачете.

Итоговые баллы по дисциплине рассчитываются по портфолио. Портфолио – это индивидуальные образовательные достижения каждого студента по курсу «Социология». В портфолио входят доклад(-ы) студента (не менее одного); лекционный материал; творческая контрольная работа; работы, определяющие творческую активность (результаты дебатов, деловой игры, пресс-конференции); результаты тестовых испытаний; таблицы, составленные на практических занятиях.

Итоговые баллы:

Не менее 56 баллов – «зачет»

Менее 55 баллов – «незачет»

Менее 30 баллов – «недопуск»





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.