Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 16. Социология науки и образования.




Студент должен знатьпредмет и объект социологии науки и социологии образования, научно-техническая революция, зеленая революция, информационная революция, глобализация образования, Болонское соглашение.

Студент долженпонимать процесс взаимодействия науки и образования, знать проблемы отечественного образования, основные модели образования в современном мире.

Наука как социальный институт. Место науки в системе культуры, факторы влияющие на науку. Формы социальной организации науки. Человек и коллектив в науке. Типология ученых. Исследовательская группа. Воспроизводство научного потенциала.

Модели развития научных знаний. Сущность научной революции. Наука и идеология. Социальные последствия НТР. Наука и образование: система взаимодействия. Перспективы развития социологии науки.

Образование как социальный феномен. Теоретические подходы в исследовании образования. Функции образования: экономическая, социального отбора, политическая, социального контроля. Роль образования в развитии современного общества. Взаимодействие института образования с другими сферами общественной жизни. Социология личности студента.

Социологические проблемы отечественного образования: низкая востребованность знаний; проблема уровня квалификации и текучести кадров; степень феминизации кадров; проблема сохранения здоровья учащихся и студентов.

Образование в современном мире: британская и американская модели. Проблемы и тенденции развития образования в современной России. Образование и профессиональный рынок в России. Россия и Болонское соглашение.

Рекомендуемая литература:

1.Смелзер Н. Социология // Социс. 1993, № 5-6.

2. Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992. Гл. 6, 11.

3. Сторер Н.У. Социология науки // американская социология. М., 1972.

4. Мертон Р. Наука, техника и общество в Англии XVIII в. // Социокультурная детерминированность науки (реферативный сборник). М., 1984.

5. Наука в России: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994, № 10-11.

6. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992.

7. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999, № 11.

8. Осипов А.М. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.

1. Социология образования // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.

2. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие № 1 по теме

«Эмпирические социологические исследования»

(4 часа)

 

1. Виды социологических исследований. Выборочное и сплошное исследования

2. Методология, методика и техника социологического исследования.

3. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов.

4. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Анкетирование, интервью, метод экспертных оценок.

5. Уровни социологического анализа.

6. Социальное измерение: индикаторы, шкала.

 

Самостоятельная работа: экспресс-игра; решение тестов по темам «Неопросные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов», «Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки»

 

Рекомендуемая литература по теме:

Основная:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002.

2. Как провести социологическое исследование. М., 1990.

3. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1997.

4. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998.

5. Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований. М., 1998.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

Дополнительная:

1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

2. Веселкова Н.В. Об этике исследования //Социс. 2000. №8.

3. Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001.

4. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11.

5. Краткий словарь по социологии. М., 1990.

6. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование. М., 2000.

7. Социология на пороге ХХI века: Новые направления социологических исследований. М., 1998.

8. Хеллевик О. Социологический метод: Практическое пособие по социологии. М., 2002.

 

Семинарское занятие № 2 по теме

БРЕЙНСТОРМИНГ

«Социология о проблемах общественного

Развития: современность и будущее»

(2 часа)

Знать:Определение мирового сообщества. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации: электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий. Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические. Иметь представление о месте России в современном мире. Роль России в процессах глобализации

Уметь: классифицировать страны мира по их месту в мировой системе

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Глобальные проблемы человечества: социально-экологические, социально-политические, социально-экономические, социально-гуманитарные. Определение, характерные черты.

2. Неравномерность общественного развития: «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии, факторы и причины. «Юг и Север». Концепция Ф.Фукуямы. Мир – системный анализ И. Валлерстайна. Гексогональная модель мироустройства А.Неклессы.

3. Концепции постиндустриального общества (А. Тоффлер, Дж. Несбитт и П. Эбурдин, З.Бжезинского).

4. Глобализация современного общества: периодизация, характерные черты, проблемы и перспективы

 

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по темам: «Мировое сообщество. Формирование мировой системы», «Процессы глобализации», «Место России в мировом сообществе».

Рекомендуемая литература.

Основная:

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998.

2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.

3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995.

4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

5. Неклесса А. Конец эпохи большого модерна // http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=9220

6. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992.

7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. Гл. 5, 9.

10. Современная «постиндустриальная волна» на Западе. М., 1998.

11. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997; М., 2002.

12. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.

 

Дополнительная:

1. Еляков А.Д. Феномен информационного общества. Самара, 2001.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000.

3. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.

5. Кардозо Ф. Отношения «Север – Юг». Новая зависимость // Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 114 – 123.

6. Лейбин В.М. Римский клуб и проект моделей мирового порядка // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1997. Вып. 25.

7. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество// Социс. 2000. № 4.

8. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. – М., 2001.

9. Тоффлер А. Метаморфозы власти. М.. 2002.

10. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

11. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004.

Этапы проведения брейнсторминга:

  1. Выбор списка задач, выносимых на обсуждение

Примерный список проблем, выносимый на обсуждение:

· Социально-политические глобальные проблемы: функции и дисфункции

· Проблема «север-юг»: функции и дисфункции, пути решения

· Социально-демографическая проблема: функции и дисфункции, пути решения

· Сырьевая проблема: функции и дисфункции, пути решения

· Глобализация: «плюсы» и «минусы», варианты преодоления дисфункций

· Постиндустриальное общество: функции и дисфункции

  1. Решение собственной команды (выдвижение не менее 2-3 решений)
  2. Первый переход лидера по часовой стрелке в другую команду – краткое посвящение в суть проблемы новых членов, предложение 2-3 новых решений проблемы
  3. Второй переход лидера, та же процедура
  4. Переход против часовой стрелки – возвращение лидера в собственную команду – обсуждение предложенных другими членами группы решений, отказ от непродуктивных решений.
  5. Третий переход лидера в команду, с которой еще не происходило обсуждение
  6. Возвращение в свою команду – изучение всех идей и подготовка презентации
  7. Презентация. Выводы. Рекомендации и поправки преподавателя.

Необходимые материалы: ватманы А3, маркеры или доска и мел.

 

Семинарское занятие № 3 по теме

«Модели социальных стратификаций общества»

(2 часа)

1. Понятие социальной стратификации. Проблема равенства

2. Исторические типы социальной стратификации.

3. К.Маркс и М.Вебер о социальной стратификации (составить таблицу)

4. Социальная стратификация П.Сорокина: социальное пространство, страты, типы социальной стратификации. Социальная мобильность: виды и каналы.

5. Социологи о критериях и проблемах стратификации советского и постсоветского общества.

6. Теория воспроизводства классового общества П. Бурдье: социальное поле и пространство, габитус и типы капиталов.

7. Э. Гидденс о социальной стратификации: социальная структура, подкласс, высший и средний классы.

 

Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров).

Основная:

  1. Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1.
  2. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  3. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социс. 1992. № 9,11.
  4. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теоретической структурации. М., 2003.
  5. Заславская Т.И. Социально-культурные аспекты трансформации российского общества // Социс. 2001. № 8.
  6. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М., 2002.
  7. Ильин В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, 1990.
  8. Ильин В.И. Социальное неравенство: Уч. пос. М., 2000.
  9. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского общества. 1917-1996. Сыктывкар, 1997.
  10. Маркс К. Социология. М, 2000.
  11. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
  12. Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социс. 1999. № 4.
  13. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
  14. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // Социс. 2001. № 5.

Дополнительная:

  1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. № 9.

2. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. 2003. № 7.

3. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М., 2002.

4. Дэвис Анджела. Женщины, раса, класс. М., 1987.

5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социс. 2001. № 5.

6. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46.

8. Обыдённова Т.Б. Средний класс и его работа // Социс. 2000. № 3.

9. Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. № 5.

10. Разумов А.А. Проблемы бедности в современной России. М., 2000.

11. Ронге Ф. Условия жизни в России // Социс. 2000. № 3.

12. Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социс. 2001. № 4.

13. Социальное расслоение и социальная мобильность / Под ред. З.Т. Голенковой. М., 1999.

14. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности //Социс. 2000. №3.

15. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попов И.П. Индекс условия жизни и модель стратификации российского общества // Социс. 2004. № 6.

16. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1996.

17. Шматко Н.А. Анализ культурного производства П. Бурдье // Социс. 2003. №8.

18. Яковлев А.М. Социальная структура общества. М., 2003.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по теме «Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации», «Социальная мобильность».

 

Составление таблицы по третьему вопросу семинара

Автор К.Маркс М. Вебер
Название работы    
Определяющий признак социальной стратификации    
Количество классов    
Особенности классовых отношений    
Классы на исторических этапах развития общества    

 

Семинарское занятие № 4 по теме

«Лидерство и стили руководства персоналом»

(2 часа)

 

1. Стили управления. Готовность персонала.

2. Ситуационный подход в управлении персоналом.

 

Самостоятельная аудиторная работа.

 





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2023 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...