Тема 16. Социология науки и образования.
Студент должен знать предмет и объект социологии науки и социологии образования, научно-техническая революция, зеленая революция, информационная революция, глобализация образования, Болонское соглашение. Студент должен понимать процесс взаимодействия науки и образования, знать проблемы отечественного образования, основные модели образования в современном мире. Наука как социальный институт. Место науки в системе культуры, факторы влияющие на науку. Формы социальной организации науки. Человек и коллектив в науке. Типология ученых. Исследовательская группа. Воспроизводство научного потенциала. Модели развития научных знаний. Сущность научной революции. Наука и идеология. Социальные последствия НТР. Наука и образование: система взаимодействия. Перспективы развития социологии науки. Образование как социальный феномен. Теоретические подходы в исследовании образования. Функции образования: экономическая, социального отбора, политическая, социального контроля. Роль образования в развитии современного общества. Взаимодействие института образования с другими сферами общественной жизни. Социология личности студента. Социологические проблемы отечественного образования: низкая востребованность знаний; проблема уровня квалификации и текучести кадров; степень феминизации кадров; проблема сохранения здоровья учащихся и студентов. Образование в современном мире: британская и американская модели. Проблемы и тенденции развития образования в современной России. Образование и профессиональный рынок в России. Россия и Болонское соглашение. Рекомендуемая литература: 1.Смелзер Н. Социология // Социс. 1993, № 5-6.
2. Монсон П. Современная западная социология. СПб., 1992. Гл. 6, 11. 3. Сторер Н.У. Социология науки // американская социология. М., 1972. 4. Мертон Р. Наука, техника и общество в Англии XVIII в. // Социокультурная детерминированность науки (реферативный сборник). М., 1984. 5. Наука в России: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1994, № 10-11. 6. Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992. 7. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс. 1999, № 11. 8. Осипов А.М. Общество и образование: Лекции по социологии образования. Новгород, 1998. 1. Социология образования // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. 2. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001. Самостоятельная работа. Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста. Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие № 1 по теме «Эмпирические социологические исследования» (4 часа)
1. Виды социологических исследований. Выборочное и сплошное исследования 2. Методология, методика и техника социологического исследования. 3. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов. 4. Опрос как основной метод сбора социологической информации. Анкетирование, интервью, метод экспертных оценок. 5. Уровни социологического анализа. 6. Социальное измерение: индикаторы, шкала.
Самостоятельная работа: экспресс-игра; решение тестов по темам «Неопросные методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, анализ документов», «Опросные методы социологического исследования. Виды опросов и понятие выборки»
Рекомендуемая литература по теме:
Основная: 1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М., 2002. 2. Как провести социологическое исследование. М., 1990. 3. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М., 1997. 4. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998. 5. Юдина Т.Н. Методика и техника социологических исследований. М., 1998. 6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003. Дополнительная: 1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998. 2. Веселкова Н.В. Об этике исследования //Социс. 2000. №8. 3. Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. М., 2001. 4. Коробов В.Б. Организация проведения экспертных опросов при разработке классификационных моделей // Социс. 2003. №11. 5. Краткий словарь по социологии. М., 1990. 6. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию: Анкетирование. М., 2000. 7. Социология на пороге ХХI века: Новые направления социологических исследований. М., 1998. 8. Хеллевик О. Социологический метод: Практическое пособие по социологии. М., 2002.
Семинарское занятие № 2 по теме БРЕЙНСТОРМИНГ «Социология о проблемах общественного Развития: современность и будущее» (2 часа) Знать: Определение мирового сообщества. Мировое сообщество как сложная неоднородная система: промышленно-развитые страны, новые индустриальные страны, страны с переходной экономикой, беднейшие страны мира. Понятие глобализация. Факторы процесса глобализации: электронные средства коммуникации, развитие технологий, формирование глобальных идеологий. Социальные последствия глобализации. Глобальные проблемы современности: «Север-Юг», «Война-Мир», экологические, демографические. Иметь представление о месте России в современном мире. Роль России в процессах глобализации Уметь: классифицировать страны мира по их месту в мировой системе Вопросы для самостоятельного изучения 1. Глобальные проблемы человечества: социально-экологические, социально-политические, социально-экономические, социально-гуманитарные. Определение, характерные черты. 2. Неравномерность общественного развития: «сверхразвитие» и «субразвитие». Критерии, факторы и причины. «Юг и Север». Концепция Ф.Фукуямы. Мир – системный анализ И. Валлерстайна. Гексогональная модель мироустройства А.Неклессы.
3. Концепции постиндустриального общества (А. Тоффлер, Дж. Несбитт и П. Эбурдин, З.Бжезинского). 4. Глобализация современного общества: периодизация, характерные черты, проблемы и перспективы
Самостоятельная работа. Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям. Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по темам: «Мировое сообщество. Формирование мировой системы», «Процессы глобализации», «Место России в мировом сообществе». Рекомендуемая литература. Основная: 1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1998. 2. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. 3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., 1995. 4. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999. 5. Неклесса А. Конец эпохи большого модерна // http://demografia.viperson.ru/wind.php?ID=9220 6. Несбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М., 1992. 7. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. Гл. 5, 9. 10. Современная «постиндустриальная волна» на Западе. М., 1998. 11. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997; М., 2002. 12. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. 1990. № 3.
Дополнительная: 1. Еляков А.Д. Феномен информационного общества. Самара, 2001. 2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М. 2000. 3. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и глобализация как американизация // Вопросы философии. 2004. № 4. 4. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000. 5. Кардозо Ф. Отношения «Север – Юг». Новая зависимость // Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. М., 1992. С. 114 – 123. 6. Лейбин В.М. Римский клуб и проект моделей мирового порядка // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1997. Вып. 25.
7. Прадес Х.А. Глобальные изменения в окружающей среде и современное общество// Социс. 2000. № 4. 8. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. – М., 2001. 9. Тоффлер А. Метаморфозы власти. М.. 2002. 10. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003. 11. Фукуяма Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию. М., 2004. Этапы проведения брейнсторминга:
Примерный список проблем, выносимый на обсуждение: · Социально-политические глобальные проблемы: функции и дисфункции · Проблема «север-юг»: функции и дисфункции, пути решения · Социально-демографическая проблема: функции и дисфункции, пути решения · Сырьевая проблема: функции и дисфункции, пути решения · Глобализация: «плюсы» и «минусы», варианты преодоления дисфункций · Постиндустриальное общество: функции и дисфункции
Необходимые материалы: ватманы А3, маркеры или доска и мел.
Семинарское занятие № 3 по теме «Модели социальных стратификаций общества» (2 часа) 1. Понятие социальной стратификации. Проблема равенства 2. Исторические типы социальной стратификации. 3. К.Маркс и М.Вебер о социальной стратификации (составить таблицу) 4. Социальная стратификация П.Сорокина: социальное пространство, страты, типы социальной стратификации. Социальная мобильность: виды и каналы. 5. Социологи о критериях и проблемах стратификации советского и постсоветского общества. 6. Теория воспроизводства классового общества П. Бурдье: социальное поле и пространство, габитус и типы капиталов. 7. Э. Гидденс о социальной стратификации: социальная структура, подкласс, высший и средний классы.
Рекомендуемая литература по теме (в том числе для самостоятельной работы и семинаров). Основная:
Дополнительная:
2. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социс. 2003. № 7. 3. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса. М., 2002. 4. Дэвис Анджела. Женщины, раса, класс. М., 1987. 5. Здравомыслов Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности // Социс. 2001. № 5. 6. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. 7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. 8. Обыдённова Т.Б. Средний класс и его работа // Социс. 2000. № 3. 9. Панферова В.В., Мечников М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. № 5. 10. Разумов А.А. Проблемы бедности в современной России. М., 2000. 11. Ронге Ф. Условия жизни в России // Социс. 2000. № 3. 12. Руткевич М.Н. Основное социальное противоречие современного российского общества // Социс. 2001. № 4. 13. Социальное расслоение и социальная мобильность / Под ред. З.Т. Голенковой. М., 1999. 14. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности //Социс. 2000. №3. 15. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попов И.П. Индекс условия жизни и модель стратификации российского общества // Социс. 2004. № 6. 16. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1996. 17. Шматко Н.А. Анализ культурного производства П. Бурдье // Социс. 2003. №8. 18. Яковлев А.М. Социальная структура общества. М., 2003. Самостоятельная работа. Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям. Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, решение тестов по теме «Социальное неравенство и социальная стратификация. Исторические типы стратификации», «Социальная мобильность».
Составление таблицы по третьему вопросу семинара
Семинарское занятие № 4 по теме «Лидерство и стили руководства персоналом» (2 часа)
1. Стили управления. Готовность персонала. 2. Ситуационный подход в управлении персоналом.
Самостоятельная аудиторная работа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|