Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Преодоление. Глава 1. Роль учителей. Важные мелочи. Когда я училась во втором классе, некоторые мои одноклассни­ки за что-то невзлюбили одну девочку




ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ


 


Для того чтобы в классе сложилась критическая ситуация, необходимы соответствующие условия. На мой взгляд, появле­ние в классе (группе) отвергаемых детей связано не столько с определенной психологической предрасположенностью к подоб­ному явлению учащихся, но в большей степени — с непрости­тельным попустительством учителей и родителей.

Важные мелочи

Когда я училась во втором классе, некоторые мои одноклассни­ки за что-то невзлюбили одну девочку. Я помню, как несколько человек с воплями гонялись за ней на перемене по школьному стадиону (была весна), стремясь задрать подол школьного платья, а большинство со смехом наблюдали за этим. Девочке удалось убежать от преследователей. После этого случая завуч собрала наш класс на линейку (построила в рекреации на одном из этажей) и долго сердито, очень эмоционально рассказывала о том, как не­хорошо так делать, потому что опасно, неприлично, негигиенич­но. Но ни слова не сказала, как это обидно, унизительно, что чувствует человек, оказавшийся жертвой, как ему страшно. Как отвратительно поведение тех, кто гонял, смеялся, просто наблю­дал... Возможно, сравни она наше поведение с фашизмом, это произвело бы на нас большее впечатление, чем медицинские под­робности и ее гнев сам по себе.

Я твердо убеждена, что проблемы непопулярных детей долж­ны решать в первую очередь педагоги, а родители и психологи — оказывать им посильную помощь. Бывает, что учителя неволь­но усугубляют ситуацию изоляции некоторых учеников, сложив­шуюся в классе. А иногда своим поведением провоцируют по­явление насмешек.

Однажды я присутствовала при том, как учительница рассказы­вала третьеклассникам о результатах их письменной работы. Они


должны были ответить на несколько вопросов. Учительница за­читывала наиболее удачные и самые неудачные работы детей, комментировала их, называя фамилии авторов. И вот она со сме­хом зачитала работу весьма непопулярного мальчика, добавив несколько нелестных комментариев. Остальные дети злорадно подхватили ее смех. Правда, мальчика не было в этот день в клас­се, тем более непонятно, зачем учителю было лишний раз «на­травливать» на него класс?! Все равно принять к сведению заме­чания учителя ребенок не мог. Зато для его одноклассников эта ситуация послужила своеобразным одобрением насмешливого отношения к сверстнику.

Когда я только начинала работать в школе и вела уроки во вторых классах, я имела неосторожность насмешливо проком­ментировать письменные работы своих новых учеников, назы­вая фамилии и указывая на особенно повеселившие меня во время проверки ошибки. Ученики посмеялись вместе со мной. Но после урока присутствовавшая на нем классная руководи­тельница попросила меня никогда не провоцировать детей на насмешки друг над другом и, по возможности, обсуждать резуль­таты работ не называя фамилии тех, кто ошибся, поработал пло­хо: «Я не хочу, чтобы они учились злорадствовать».

Специалисты, исследовавшие влияние учителя на отношения между одноклассниками, отмечают, что в начальной школе уче­ники с большей симпатией относятся к детям, которых учитель часто хвалит, и не любят тех, к кому учитель равнодушен, кому делает много замечаний. В старших же классах чрезмерное зах­валивание отличников порождает их зазнайство и зависть к ним.

В первом классе учительница разработала сложную систему бал­лов за аккуратную и красивую работу в прописях. Результаты она каждый месяц вывешивает «для родителей» на доске объявлений перед классом. Там указаны общие баллы и конкретные успехи каждого ученика. Естественно, не только родители, но и сами дети понимали, что Миша, набравший 23 балла, — молодец, а Маша,


 


 


ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ


 


получившая всего 5, — плохая ученица. И хотя учительница стре­мится всего лишь дать родителям информацию об успехах и проб­лемах детей, все эти списки очень расстраивают некоторых детей и их родителей. А мне они напоминают Стенд почета и Стенд позора, которые создавали учителя в моем детстве, вывешивая перед родительским собранием тетради отличников и двоечников. Было стыдно, что все видят твою мятую, исчерканную красными чернилами тетрадь. И вовсе не хотелось исправляться, а хотелось никогда больше не приходить в школу.

Любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации. Например, любимый и часто употребляемый учителями прием для налаживания дисциплины на уроке: «Сей­час все достанут листочки и будут отвечать письменно на мои вопросы, все оценки — в журнал. Скажите спасибо Феде, это из-за его плохого поведения вы будете наказаны». Или попытка добиться от учеников признания: «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Та­ким образом учитель настраивает детей друг против друга и про­воцирует их на то, чтобы они самостоятельно воспитали Федю или Васю, и делает последних козлами отпущения. Еще В. А. Сухомлинский сомневался в правомерности применения в млад­шей школе такого педагогического приема, как публичное «об­суждение поведения ребенка сверстниками», считая, что «при этом морально травмируется и тот, кто совершил ошибку, и коллектив»*.

Существует проблема вхождения новеньких в класс. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек.

Вот как описывает свое первое появление в классе Лена Бессольцева, героиня повести «Чучело»: «Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс.

* Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И. В. Дуб­ровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 1998. С. 281-282.


Мы шли с Ры­жим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: пе­рехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота». Получается, что классная руководительница остави­ла Лену без поддержки, предоставила ей самой строить отно­шения с ребятами. Возможно, приведи она новенькую в класс, представь ее ребятам, предупреди Лену об отношениях, сложив­шихся в классе, — и все было бы по-другому.

Не менее важно для благополучия ребенка и то, где и с кем он сидит в классе. Почему-то непринимаемых детей учителя всегда стараются посадить отдельно ото всех, усиливая тем са­мым их изоляцию. Или сажают с тем, кто не будет активно воз­мущаться, с тихими и неагрессивными детьми, претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвер­гаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, мож­но обеспечить ему защиту. Иногда учителя просят ребенка ока­зать помощь и поддержку новому соседу.

Важно также обращать внимание на ситуации, когда более активный и агрессивно настроенный ребенок обижает своего тихого соседа, не дает ему житья.

Первоклассница Маша была маленького роста и поэтому сидела за первой партой, к ней посадили Сергея, который все время от­влекался и учительница хотела чтобы он был у нее на виду. Сер­гей от скуки больно пинал Машу под столом ногой, отбирал у нее ручки и ластики (на время уроков, но потом отдавал), а если ему что-то не нравилось или Маша ему пыталась противостоять, то сильно бил ее по руке или тыкал в бок ручкой. У Маши левые рука и нога были в синяках. Но Маша не решалась пожаловаться учительнице после одного случая. Однажды Маша сильно опоз­дала на первый урок — родители проспали и поздно подняли ее. Учительница всех опоздавших оставила до конца урока стоять под



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...