Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4. Серьезные последствия




ГЛАВА 4. СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Воровство

Отвергаемый сверстниками ребенок способен на отчаянные поступки: может украсть дома деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их лю­бовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собствен­ную значимость или пытается обратить на себя внимание окру­жающих единственно возможным, по его мнению, способом.

В другом случае воровство становится средством мести ок­ружающим за свои беды. Об одном таком случае мне рассказа­ла учительница.

В классе у ребят стали пропадать учебные принадлежности (руч­ки, пеналы, учебники), и отыскивались они в портфеле мальчи­ка, среди учителей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди одноклассников. Самое интересное, что он сам обнаруживал пропавшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удивлением сообщал о находке окру­жающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумени­ем, не понимая, как эти вещи оказались у него. Учительница не знала, что и подумать. Зачем было этому мальчику воровать у ребят вещи, а потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Однажды, когда все ребята были на физкультуре, учитель­ница заглянула в пустой класс и увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель к этому мальчику. Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как вундеркинд, но уже в начале первого класса стала испытывать большие трудности в уче­бе. Родители заняли позицию «учеба — не самое главное» и счи­тали, что учителя излишне придирчивы к их дочке. Отношения в классе у девочки тоже не сложились, она претендовала на глав­ные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссо­рилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тет­радку или дневник, когда ей грозила плохая оценка. О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, не имея статуса в классе, девочка пыталась самоутвердиться таким


 




ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ ---------------------

образом. Правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, и эта тайна делала ее более значимой в собственных глазах. Кроме того, заодно она мстила тому мальчику, который, несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен в учебе и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опо­рочить его в глазах окружающих.

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Самое страшное, что регулярные из­девательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Однажды тихий и забитый восьмиклассник Паша принес в школу перочинный нож, которым ранил постоянно пристающего к нему Егора.

Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для преследователей и наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пеш­ками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Зачинщиков же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости — детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возмож­ный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.


Часть 2 Преодоление

Разобраться в причинах явления — сделать только первый шаг. Далее начинается работа, в которой должны быть задейство­ваны и дети-жертвы, и их родители, и учителя, и, конечно, весь класс (и преследователи, и равнодушные наблюдатели). Пере­ломить сложившийся стереотип отверженного — задача непро­стая. Иногда единственным выходом остается перевод ребенка в другой класс и даже другую школу. Естественно, правильнее всего пресекать подобные явления в самом зародыше. Ни учи­теля, ни психологи, ни родители не должны оставаться в сторо­не от происходящего. Только совместными усилиями можно изменить ситуацию в классе и научить ребят нормальным фор­мам взаимодействия.

Глава 1 Роль учителей

Вспоминая ситуации из собственной школьной жизни, я все время пытаюсь понять, могли ли окружающие нас взрослые (в первую очередь учителя) предотвратить все эти ситуации? Неуже­ли, когда в четвертом классе несколько мальчишек невзлюбили новенького за его своеобразную внешность и стали издеваться над ним, никто из учителей этого не замечал? Нет, когда слу­чались драки, к нам приходили и проводили воспитательные бе­седы, нас ругали, убеждали и т. д. Но все это было малоэффек­тивно. Того мальчика травили все четыре года совместной учебы.


 




Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...