Часть 2. Преодоление. Глава 1. Роль учителей. Как помочь. Поработав в качестве педагога в начальной школе, я поняла, как важно учителю обращать внимание на всякие «мелкие» происшествия в классе
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЛАВА 1. РОЛЬ УЧИТЕЛЕЙ
дверью. На перемене им разрешили войти и приготовится к следующему уроку. Маша обнаружила, что Сергей с приятелями расположился за ее партой и играет в фантики. Она не решилась их прогнать и поэтому стала готовиться после звонка на урок. Учительница рассердилась на Машу: «Мало того, что опоздала, еще и на перемене ничего не делала! » — и поставила ее в угол. Маша пыталась объяснить, что Сергей занимал ее парту, но учительницу это рассердило еще больше: «А сказать ему ты не могла? » Все это было несправедливо и унизительно, но пожаловаться Маше было некому, только спустя много лет она с обидой рассказала эту историю своим друзьям. Поработав в качестве педагога в начальной школе, я поняла, как важно учителю обращать внимание на всякие «мелкие» происшествия в классе. Ни в коем случае нельзя пренебрегать детскими жалобами! Не всегда следует немедленно реагировать на них, но принимать во внимание надо всегда. Благополучие ребенка в школе во многом зависит от чуткости и наблюдательности его учителей. Как помочь Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Петя отвечает у доски, ошибается или пишет не очень красиво, кто-то из одноклассников злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо обговорить с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание. Также необходимо пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Фу! Только не с ним! » Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, можно поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь с тобой дело? » Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. С Витей, очень умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята это заметили и стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учителя стали обращаться к Вите со сложными вопросами, на которые он успешно отвечал, зачитывали его работы, просили делать доклады. Скоро ребята обратили внимание на то, как много Витя знает, как интересно может рассказывать, эти его качества вышли на первый план, а о происшествии все забыли. Важно помочь непопулярным детям показать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т. д. ). Например, отношение к Пете, которого недолюбливали за его медлительность и занудство, изменилось, после того как он в походе очень артистично рассказывал страшные истории у костра. Я. Л. Коломинский отмечает, что речевая активность ребенка, его способность высказывать свои мысли, наличие знаний, представляющих интерес для сверстников определяют его положение в группе. «Мотивируя свои выборы, дошкольники, как и испытуемые старших возрастов, часто указывают на такие причины, как «хорошо рассказывает», «знает много сказок», «с ним интересно»*. Естественно, именно учитель знает о способностях своих учеников и может помочь им проявить себя. * Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск: ТетраСистемс, 2000. С. 338.
ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т. д. Даже в моем безнадежном классе все становились терпимее друг к другу во время «Зарниц» и подготовок к смотру строя и песни. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей. Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать либо не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально. Иногда учитель может стать инициатором появления у ученика обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь ребенка. В этом случае исправить положение можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая редкая и интересная фамилия. А что она означает? » Но еще лучше заранее изучить список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно произносить сложные. Очень травмируют непопулярных детей ситуация распределения по парам или командам для работы на уроке или участия в каких-либо мероприятиях. Учителям лучше избегать ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|