Глава I . Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Введение Глава I. Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема §1.1 Понятие и сущность духовного развития дошкольников §1.2 Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников Глава II. Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края §2.1 История родного края как важнейшее средство формирования духовной культуры личности §2.2 Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края Глава III. Условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края §3.1 Использование игры в ходе развития духовности дошкольников §3.2 Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края §3.3 Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края Заключение Список использованной литературы Приложения Введение Актуальность проблемы. Рубеж веков как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Сегодняшняя пропаганда, в частности, европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним из иностранных языков, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного.
Формирование личности детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Основными причинами, обусловившими появление данной проблемы, являются следующие: - значительное ослабление в общеобразовательных школах работы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся; - прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей вследствие социального расслоения общества, безработицы, разрушения сложившихся нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, что привело к ослаблению воспитательной функции семьи и в том числе – самоустранению большей части родителей от духовно-нравственного воспитания юных граждан; - увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа необучающихся и неработающих подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение среди детей, подростков и молодежи социально обусловленных заболеваний; - введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации резко расширило и преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию;
- формирование новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека; - выведение молодежных и детских общественных объединений из единой системы воспитания в образовательных учреждениях привело к тому, что многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме; - уменьшение доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения; - идеи патриотизма, духовно-нравственного и гражданского воспитания не заняли должного места в новой системе идеологических отношений. Анализ этих проблем приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения существенных следующих противоречий педагогического процесса в дошкольных учебных заведениях: - между необходимостью развития духовных, нравственных качеств личностью и бытующей в практике ДОУ педагогическим процессом ориентированным лишь на подготовку воспитанников к школе; - ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию высших, духовных ценностей; - необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам духовного развития личности и ослаблением воспитывающей функции дошкольных образовательных заведений - между полным отсутствием в практике ДОУ мероприятий исторического характера и возможностью использования истории в различных формах учебной и познавательной деятельности дошкольников.
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность более глубокого исследования избранной нами проблемы с учетом названных противоречий, главное из которых - противоречие между необходимостью духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края и недостаточной разработанностью сущность и содержания данного процесса. Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: в чем состоит духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родного края? Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края. Объект исследования – педагогический процесс в дошкольных общеобразовательных учебных заведениях. Предмет исследования – условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края. Гипотеза исследования. Эффективность духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родной родного края существенно повышается при реализации следующих условий: - использовании игры в ходе развития духовности дошкольников; - использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края. Задачи исследования: 1. Осуществить обзор результатов научных исследований по проблеме духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края, содержащихся в научной и научно-практической литературе; 2. Изучить особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края; 3. Выявить и изучить условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края. Говоря о методологической основе нашего исследования, заметим, что, разрабатывая новую актуальную тему, мы опираемся на богатейший опыт традиционной педагогической и методической мысли (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский и другие) и на новейшие достижения отечественной педагогики, опыт современных учителей-новаторов, а также специалистов в области краеведения: В.Н.Иванова, А.В. Даринского, А.К. Омельчука, Г.Н. Волкова, Е.Г. Сусой, В.Н. Няруй, В.П. Петровой, Г.П. Харючи, Л.А. Пимановой, Н.В. Лукиной, В.М. Кулемзина, Л.Ф. Колмаковой, Л.Ф. Липатовой и других. Кроме того, методология исследования базировалась на аксиологических принципах, отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества. Методами исследования являются: Общенаучные методы: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, моделирование, аналогия, сравнение, индукция, дедукция,
Общенаучные процедуры: систематизация, оценивание, упорядочивание, предпочтение, описание. Частнонаучные методы педагогической психологии: экспертный опрос, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент. Экспериментальной базой исследования определен детским садом села Гусиха. Научная новизна исследования заключается в уточнение понятия « духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края», в разработке классификации методов духовного развития дошкольников. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных учебных заведениях; Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. В работе приведены 3 таблицы. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определяются методологические основы и методы исследования, представлена практическая значимость результатов исследования. В первой главе «Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблем а» обосновываются теоретические положения, составляющие исходные позиции автора раскрываются сущностные характеристики процесса духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края, его содержание и механизм. Во второй главе «Особенности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края» раскрыты возможности и потенциал использования истории родного края в духовном развитии дошкольников. В третьей главе «Условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края» содержится обоснование выявленных условий, описание организации и проведения педагогического эксперимента по проверке их эффективности, а также представлена математическая обработка и интерпретация результатов исследования. В заключении излагаются основные выводы работы и перспективные направления дальнейших исследований проблемы совершенствования процесса духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края. В приложениях представлены образцы анкет, исследовательские методики и некоторые другие практические материалы. Глава I. Духовное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|