Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края

Говоря о методах духовного развития дошкольников нужно понимать, что работа с детьми такого возраста должна строиться не на учебной, а наигровой основе. Общеизвестным считается что дети 5-7 лет не знают и не испытывают многих духовных свойств и качеств а поэтому и не имеют ряда основополагающих личностных качеств которые присущи духовно развитий личности. Это в первую очередь такие личностные качества как эмпатия, альтруизм и др. Уместно привести пример из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы». «В жаркий день мы возвращаемся из лесу. Чем ближе школа, тем больше хочется пить. Вот уже дети видят колодец, там всегда стоит ведро холодной ключевой воды. К колодцу подошла пожилая женщина, сняла платок, сейчас она будет пить воду. Видно, что женщина идет издалека, она вздохнула с облегчением, остановившись в этом тенистом уголке. Учитель видит в ее глазах усталость и радость: человек знает, что сейчас он сядет на скамейку и отдохнет под цветущей липой. Руки уже потянулись к ведру, но вдруг женщина вздрогнула и отступила в сторону, ошеломленная криком и топотом неудержимой детской оравы. Не отступи она в сторону от колодца, ее оттолкнули бы. Женщина смотрит на детей с изумлением и качает головой. А они не то, что не думают — они не видят человека. Учителю становится жутко. С какого же предмета начинать с вами учение, дети? Что важнее всего преподать вашему разуму и сердцу? Где вы росли, почему вы такие?» [42].

Поэтому педагогам и воспитателям ДОУ необходимо значительное внимание уделять развитию именно этих качеств, используя при этом всевозможные методы. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т.е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

При этом нужно отметить, что под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. При раскрытии структуры методов духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного края мы исходим из положения, что метод – это «система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности». Следовательно, метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. В таком понимании метода духовного развития как некоторой системы уже заложено представление о его компоненте – приеме. В отличие от метода, прием представляет собой использование единичного средства духовного развития на основе отдельного регулятивного принципа развивающей деятельности. Прием применительно к данному исследованию – это непосредственно наблюдаемая реальность духовного развития, которую обнаруживает и фиксирует исследователь, которую он затем обобщает и в совокупности с другими приемами формирует метод духовного развития. Следовательно, соотношение приемов и методов духовного развития – это соотношение не только целого и части, но также общего и единичного. Учитывая это метод духовного развития дошкольников можно определить как систему приемов духовного развития, т.е. двумерную систему параметрами которой являются средства духовного развития и регулятивные принципы их использования.

Говоря о средствах духовного развития дошкольников, отметим, что это понятие чаще всего употребляется в сопоставлении с целью духовного развития. Средством является то, с помощью чего достигается цель. Однако такое расширенное понимание средств духовного развития становится препятствием для анализа структуры духовной сферы личности. Выделение ведущего средства духовного развития как показывают многочисленные психологические исследования сопряжено как с возрастным фактором так и с условиями в которых осуществляется духовное развитие. В рамках ДОУ таким ведущим средством духовного развития является деятельность воспитанников, благодаря которой вырабатывается духовный опыт и формируется духовная культура. При этом нужно отметить, что проблема оптимального использования средств духовного развития наиболее сложна и мало разработана в педагогической психологии.

Еще сложнее обстоит дело с перечнем регулятивных принципов использования средств духовного развития дошкольников. В ясном виде этот вопрос в теории духовного развития еще не поставлен, однако косвенно он рассматривался во многих работах. На основе своих рассуждений мы можем выделить следующие регулятивные принципы:

- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;

- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;

- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.

Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.

Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.

Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.

Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...