Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты опытно-экспериментальной работы

Этапы сбора информации

I позиция

II позиция

III позиция

IV позиция

  До % После До % После До % После До % После
1 20 25,6% 35 44,8% 36 46,2% 30 38,46% 12 15,4% 6 7,7% 10 12,8% 7 9%
2 52 28,57% 85 46,7% 51 28,02% 25 13,7% 45 24,7% 48 26,3% 34 18,7% 24 13,3%
3 71 32,8% 150 69,5% 40 18,5% 30 13,9% 80 37,1% 30 13,9% 25 11,6% 6 2,7%
4 110 45,5% 140 70,7% 40 20,2% 30 15,2% 30 15,2% 20 10,1% 18 9,1% 8 4,0%
Вывод +19,9% Увелич. +25,9% Уменьше. -26% Уменьш. -23,2% Уменьш. +0,2% Уменьш -5,4% Уменьш -3,7% Уменьш -5% Уменьш

 

Из таблицы наглядно видно, что у дошкольников с первого по четвертый этап сбора информации происходили изменения в сторону увеличения количества детей со сформированной социальной активной позицией и, соответственно, уменьшение количества дошкольников, проявляющих другие позиции.

Например, 25,6 % дошкольников до эксперимента проявляли активную социальную позицию, а после – 44,8 %. Таким образом, произошло увеличение на 19,2 % количества дошкольников, проявляющих этот тип позиции. Активная социальная позиция дошкольников проявляется в таких социальных характеристиках, как позитивное отношение к воспитателю, к товарищам, наличие активной жизненной субъектной позиции. Пассивную социальную позитивную позицию до эксперимента проявили 46,2% дошкольников, а после – 38,46%. Таким образом, налицо уменьшение количества дошкольников на 7,74%, что свидетельствует об эффективности реализованных условий. Второй тип, названный как пассивная социальная позитивная позиция, характеризуется следующими качествами личности дошкольников: в целом, проявление позитивного отношения к воспитателю и товарищам, но отсутствием желания проявлять субъектную позицию; эпизодическая активность в проявлении субъектной активной позиции, т.е. проявление ее только в социально-значимой для него среде; дошкольник лишь изредка обнаруживает в культуре общения и поведения устойчивую социально-активную позитивную позицию.

Третий тип был назван как неустойчивая социальная позиция. К данному типу до эксперимента относились 15,4% дошкольников, после эксперимента – 7,7%, т.е. на 7,7% произошло уменьшение количества дошкольников, отнесенных к этой позиции. Дошкольники, проявляющие неустойчивую социальную позицию, характеризуются следующими качествами: в целом, проявляют положительное отношение к воспитателю и товарищам, но оно неустойчиво и меняется в зависимости от социального окружения; дошкольник не проявляет положительной социально ориентированной активности.

Четвертый тип характеризуется как негативная дисоциальная, асоциальная позиция. К этому типу до эксперимента было отнесено 12,8% дошкольников, а после – 9%, т.е. произошло уменьшение их количества на 3,8%. Дошкольники этого типа характеризуются: неумением проявлять социально-позитивную позицию, так как проявляют социально-негативную позицию по отношению к окружающим и к воспитателю; отстаиванием негативной социальной позиции среди ровесников, использует метод «нажима» и манипулирования; частым проявлением социально-неодобряемых норм поведения в социуме.

Результаты опытно-экспериментальной работы с дошкольниками свидетельствуют о том, что произошли существенные изменения в плане повышения количества дошкольников, отнесенных к первому типу социальной позиции (активная социальная позиция), и уменьшение по всем остальным позициям.

В целом, наблюдалась тенденция эффективного влияния реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края на становление и формирование активной личности.


Заключение

Развитие духовности дошкольников является одной из основных задач современной образовательной системы. Любое государство заинтересовано в том, чтобы большинство граждан, воспитанных в духе нравственности, патриотизма, безграничной преданности к своему Отечеству обеспечивали поступательное социальное, экономическое, оборонное и культурное развитие и отстаивали общенародные ценности. Поэтому в условиях социально-экономической нестабильности в Российской Федерации в дошкольных образовательных учреждениях следует поставить во главу угла духовное развитие дошкольников в ходе изучения истории родного края.

В современных условиях ДОУ должны стать могучим воспитательным средством. Анализ учебных программ и содержания отдельных занятий показал, что педагогический процесс в ДОУ содержит значительный потенциал для духовного развития молодого поколения. Большую роль при этом играет учебно-воспитательная работа историко-краеведческого характера. Это в первую очередь занятия по истории, ведь именно история хранит важные события из истории человеческого общества, знакомят с героическим прошлым нашей Родины. Получаемая учащимися на уроке информация, соотносится с нравственными понятиями и поведением. Включение национально-регионального компонента образования способствует воспитанию малого патриотизма – любви к тому месту, где живет учащийся. В ходе теоретического и экспериментального исследования сделаны обобщающие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу:

1. В исследовании дана авторская трактовка определения духовного развития дошкольников и впервые рассмотрены особенности духовного развития подрастающего поколения в ходе изучения истории родного края в современных условиях, определяемые сегодняшним состоянием общества. Духовность - это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Поэтому, организуя деятельность воспитанников, педагоги ДОУ стремятся создать условия, в которых у дошкольников формируются высшие социальные потребности, вырабатываются правильные представления о поведении человека, о смысле жизни, идеал, счастье, т.е. формируется духовность.

2. Мы полагаем, что духовное развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. На протяжении всей истории развития педагогической науки вопросы духовного развития дошкольников ставились и решались. Об этом свидетельствуют опыт и труды этнопедагогов А.Ф.Родина, В.И. Несмелов в работах В.А. Сухомлинского раскрываются основы воспитания нравственности школьников, которые с успехом можно применить и в ДОУ. Однако практически нет работ, посвященных духовному развитию дошкольников в ходе изучения истории родного края. Историческое краеведение – одна из отраслей исторического образования и отличается двумя существенными признаками: локальностью исследуемых исторических событий, материализованных в памятниках истории и культуры и деятельностным характером обучения и воспитания дошкольников.

3. Под методами духовного развития мы понимаем ряд воспитательных методов способствующих становлению различных духовных качеств личности. Метод духовного развития дошкольников это некая абстракция, теоретический конструкт, выработанный для упорядочивания феноменов духовного развития. А дипломной работе осуществлена классификация методов духовного развития дошкольников. Так 10 методов были распределены в три основные группы методов: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации, методы интернализации духовных идей на уровне поведения, методы интернализации духовных идей на уровне мотивов.

4. Духовное развитие дошкольников будет эффективным в ходе изучения истории родной родного края при наличии благоприятных условий:

- использовании игры в ходе развития духовности дошкольников;

- использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края.

Исследование показало, что использование игры в ходе развития духовности дошкольников является важным элементом в развитии, как нравственных качеств, так и воображения, творчества. Однако недостаток методических разработок по данной проблеме приводит к отсутствию в педагогическом процессе ДОУ мероприятий связанных с изучением истории родного края, ведь для этого воспитателю надо быть еще и историком.

Все это говорит о необходимости использования художественной деятельности в ходе духовного развития дошкольников в процессе изучения истории родного края, т.к. в данном процессе у детей развиваются психические процессы, такие, как восприятие, мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление, обобщение), воображение, эмоционально-положительное отношение детей и к природе, т.е. компоненты духовности.

Выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края были доказаны и подтверждены в процессе опытно-экспериментальной работы.

Исследование не исчерпало всех вопросов, связанных с духовным развитием дошкольников. Актуальность проблемы требует дальнейших педагогических поисков в области изучения истории родного края. Перспективы исследования таковы: развитие духовности на занятиях по истории родного края в разновозрастных группах дошкольников; духовное развитие дошкольников на занятиях по изучению родного языка и литературы, так как наряду с историей большим потенциалом в этой области обладают также уроки литературы и языка.

Кроме того, необходимо поднимать вопрос о необходимости преподавания национальной истории на совещаниях работников образования, конференциях, всевозможных круглых столах и т.п. что послужит основой дальнейших научных поисков.

Список использованной литературы

 

1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. – Казань: Издательство «Карпол», 2002. –230с.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.

4. Бедиров М. На традициях народов Дагестана. // Народное образование. - 1998. - №9-10. - С.130-131.

5. Белозерцев Е., Сороковых В. Смысл национального образования в теории культурно-исторических типов Н.Данилевского. // Alma mater. – 1994. - №2. – С.3-6.

6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968. – 464с.

7. Бычкова Т.А. Интернационально-патриотическое воспитание историей учащейся молодежи. - М.:Просвещение, 1989. - 23с.

8. Владимиров В.И. Школьный музей и преподавание регионального компонента. // Преподавание истории в школе. - №2. – 2000. – С.64-66.

9. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа, 2005, № 3. – С.54-58.

10. Волков Г.Н. Возрождение традиционной культуры воспитания в начальной школе // Этнопедагогика в современной национальной школе. – Чебоксары, 1995. – С.2-4.

11. Воронина Т. Из опыта работы по возрождению национальной культуры. // Воспитание школьников. - 1994. - № 1. - С.52-56.

12. Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь. – СПб.: ООО «Нестор», 2005. – 316 с.

13. Вотинова О.А. Профессионально-педагогическое переосмысление роли жизненного опыта младших школьников в организации воспитательного процесса // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация начального общего образования». Ч. 1. – Пермь, 2003. – С. 51 – 55.

14. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений в 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – 1983. – 368 с.

15. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – 176с.

16. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения. // Педагогика. - 1996. - №6. - С.51-55.

17. Духовность, художественное творчество, нравственность. – Вопросы философии, 1996, № 2, С.70-77.

18. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. //Вопросы психологии. – 1995. – № 6. – С. 146.

19. Игонина Г.С. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике // Начальная школа. - 1996. - №2. - С.51-52.

20. Историческое краеведение в школах Чувашии (сб. статей). - Чебоксары, 1988. - 119с.

21. Карпов Г.М. Школьное краеведение // Преподавание истории в школе. - №2. – 2000. – С.66-68.

22. Ларина С. Ощущение родного края. // Народное образование. - 1995. - №2. - С.71-72.

23. Макеев А.Ф.Организация и содержание поиско-краеведческой работы в школе (на материале Ямало-Ненецкого автономного округа). Учебное пособие для воспитателей. – Анадырь: ЯНПИ, 2005. – 136 с.

24. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика, 1985. – 104с.

25. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. – М., 1987. – 207с.

26. Мир детства: Дошкольник / В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина и др. – М.: Педагогика, 1987. – 255 с.

27. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

28. Мышев Ю.В. Использование местного компонента на уроках истории Республики Татарстан и России // Преподавание истории в школе. - №2. – 2000. – С.61-62.

29. Назарова Е. Использование народных традиций и обычаев в учебно-воспитательном процессе // Народная школа. - 1997. - №4. - С.19-23.

30. Нигматов З.Г. Никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа // Народное образование. - 1999. - №6. - С.223-230.

31. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. – 1998. - №4. - С.3-8.

32. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 80 с.

33. Новицкая М.Ю. Факультативный курс «Введение в народоведение». О программе третьего года обучения «Человек и родная земля в народной культуре» // Начальная школа, 1995. - № 12. - С. 40.

34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН; Российский фонд культуры. – М.: АЗЪ, 1996.– 816с.

35. Петров К. Использование этнопедагогических традиций как условие формирования нравственной личности // Народная школа. - №2-3. – 2000. – С.23-27.

36. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. // Школа духовности. - №1. – 2000. – С.96-109.

37. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х тт. Т.1. / Гл. ред. Давыдов В.В. – М.:Большая Российская энциклопедия, 1993. – 224с.

38. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981. – 128 с.

39. Сафина Д.Ф., Асафьева В.М. Краеведение в Республике Татарстан: организация и формы работы // Преподавание истории в школе. - №2. – 2000. – С.58-60.

40. Скворцов М.И., Григорьев А.Г. Республиканский образовательный стандарт по “Культуре родного края” // Народная школа. – 1997. - №4. – С.62-68.

41. Сухомлинский В.А. Проблема воспитания всесторонне развитой личности. – Киев, 1979. – 686с.

42. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М., 1973. – 208с.

43. Федорова М., Хрисанова Е., Павлов И. Воспитание учащихся на общечеловеческих и национальных культурных ценностях // Народная школа. - 1997. - №4. - С.9-15.

44. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте / Под общ. ред. А.М.Богоутдинова. – Душанбе: ИРФОН, 1969. – 100с.

45. Философский энциклопедический словарь / Редакторы-составители: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 576 с.

46. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе// Педагогика. – 1999. – № 2. – С.51-57.

47. Шмидт С. Краеведение – это всегда и краелюбие // Народное образование. - №2. – 2000. – С.131.

48. Шмидт С.О. Гуманизирующий потенциал краеведения // Высшее образование в России. – 1992. - №3. – С.56-59.


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...