Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование игры в ходе развития духовности дошкольников

 

Предыдущий анализ привел нас к выводу о необходимости выявления и реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. Дело в том, что если духовное развитие дошкольников хоть как-то планируется в педагогическом процессе ДОУ то такой его аспект как ознакомление с историей родного края не существует вовсе в большинстве документов. А встретить формулировку «духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края» вообще не представляется возможным, настолько специфичен предмет нашего исследования. К сожалению, изучение психолого-педагогической литературы и практики работы воспитателей ДОУ привел нас к выводу о том, что такому важному вопросу как развитие духовности дошкольников не уделяется достаточного внимания, что требует ведения дополнительной работы в форме создания условий, в которых бы происходило это развитие. Необходимо было так построить работу воспитателей ДОУ, чтобы, не уменьшая ни количество, ни качество других образовательных мероприятий создать такую систему ознакомления дошкольников с историей родного края, в ходе которой происходило бы их духовное развитие. Поиск условий эффективности привел нас к выводу о том, что одним из возможных путей внедрения историко-краеведческого материала может быть проведение занятий с дошкольниками в игровой форме.Детские игры, вид активной деятельности детей, заключающийся обычно в воспроизведении ими окружающей жизни, главным образом действий взрослых и отношений между ними. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка познать окружающий мир и воздействовать на него, развиваются интеллектуальные, моральные, волевые и физические качества, формируется духовность личности. Игры являются ведущей деятельностью детей в дошкольном возрасте и занимают важное место в воспитании и обучении школьников всех возрастов. По словам А. М. Горького, игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Игры дошкольников потенциально приемлемые для духовного развития начинаются с ролевых, в которых дети берут на себя активные роли - взрослого человека, животного, машины и др. (пассивные роли отводятся игрушкам). Характерной особенностью сюжетных игр является их двойственный символический характер (например, играющий мальчик — одновременно и «лётчик в полёте», и ребёнок на стуле). Дети строят игровую ситуацию, одновременно активно включаясь в жизнь взрослых. Они учитывают особенности реальной обстановки, в которой только и могут действовать, и тех реальных предметов, которые применяются в игре. Игрушки, предметы быта, материалы, включаемые в игру, становятся символами, заменяющими предметы из мира взрослых. Именно этот двойственный характер игровой ситуации и создаёт возможность усвоения детьми знаний о тех сторонах действительности, в которых они ещё не могут осуществить реальную предметную деятельность. Та же двойственность - расхождение и связывание в игре плана изображаемого (мир взрослых) и плана реальных игровых действий — является важным условием развития мышления, воображения, творческих возможностей ребёнка. Сюжеты игр обогащаются с расширением знаний детей о жизни: вначале в них отражаются окружающий быт, производственные и общественные темы. Дети обращаются также к сюжетам литературных произведений, кинофильмов, теле- и радиопередач и др. Происходит изменение и содержания игры: от действий с игровыми предметами, лежащих в основе сюжетной игры на ранних ступенях, к изображению деятельности и отношений взрослых, к образованию новой игровой ситуации - роли, в которой ребёнок отождествляет себя с изображаемым лицом (с этой целью используются и игровые атрибуты, символизирующие роль). Ролевая игра как наиболее развёрнутая форма сюжетных игр сохраняется у детей до подросткового возраста. В режиссёрских играх дети обычно не берут ролей на себя, а распределяют их между игрушками и действуют за них. Сюжет (бытовой, общественный, литературный и др.), как правило, развивается в действии с фигурками, выполняющими пассивные роли. Обстановку для сюжетных игр дети создают при помощи игрушек, игровых строительных и природных материалов.

В играх-драматизациях дети старшего дошкольного и младшего школьного возрастов воспроизводят в театрализованной форме содержание литературных произведений. Роли распределяются между детьми, игрушками, используется и театр кукол. В процессе таких игр у детей развиваются художественные способности и интерес к участию в художественной самодеятельности.

Подвижные игры у детей ясельного и младшего дошкольного возрастов - подражательные игры - движения под потешки, песенки взрослых и игры с игрушками. Многие подвижные игры дошкольников близки к драматизации. Ряд игр имеет сюжет и правила («гуси-лебеди»), многие - только правила («салочки», «прятки»). С 4-5 лет дети, играя, соревнуются в беге, прыжках, бросках и др. У детей 5-6 лет подвижные игры начинают приобретать спортивный характер. Особое значение подвижные игры и спортивные игры имеют для физического воспитания школьников

Одним из действенных средств умственного воспитания детей, особенно дошкольников, являются дидактические игры, имеющие целью дать ребёнку новые знания о предметах, их классификации, назначении, свойствах, о видах труда, явлениях природы и др. Дидактические игры используются при обучении детей счёту и чтению. Нередко дидактические игры проходят с игрушками, настольно-печатными играми (различного типа лото, домино, викторины и т.п.), природными материалами. Широко распространены словесные дидактические игры без игрушек - загадки, шарады, кроссворды и др. Правила дидактических игры (как и многих подвижных) создаются взрослыми, но обычно пополняются и видоизменяются детьми. Часто дидактические игры носят характер познавательно-тренировочных игр-упражнений и игр-соревнований.

Как известно ведущим типом деятельности дошкольников является игра поэтому проведение занятий историко-краеведческого характера с детьми в форме урока является нецелесообразным ввиду быстрой утомляемости и неусидчивости детей. Именно игра сочетает в себе элементы, способствующие как быстрому усвоению нового материала, так и интересному времяпровождению. Поэтому было принято решение разработать систему игровых мероприятий, в ходе которых дошкольники знакомились бы с историей родного края, изучали ее, формируя свою духовность. В связи с этим возникла необходимость поиска дидактических единиц учебных дисциплин «История родного края» и «Краеведение». Какие же темы данных учебных дисциплин могут изучать дошкольники, чтобы это способствовало уровню развития их основных психических процессов: мышления, воображения, памяти. Это должны быть простейшие темы, связанные с природным миром родного края, его архитектурой, музыкальными инструментами, одеждой и другие темы тесным образом связанные с наглядностью. Очевидно, что это не могут быть темы, связанные с изучением каких-либо памятных дат, сложных названий исторических событий. Важно, чтобы дошкольники могли получить не только информацию устного характера, в восприятии которой будут задействованы слуховые рецепторы, но главным образом наглядную информацию, т.к. известно, что больше 80% информации дошкольник получает через органы зрения. Тем более, что мышление дошкольника неспособно представлять сложные образы. Поэтому дидактическими единицами при изучении истории родного края могли выступать главным образом наглядно чувственные факты и явления. Систематизация этих фактов и явлений привела к созданию списка учебных тем, которые можно использовать в играх с дошкольниками (см. табл. 2).

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...