Структура и механизм педагогического процесса духовного развития дошкольников
Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом они несут отпечаток "средового" подхода, доминировавшего в координатах классовой идеологии. Ученые давно обратили особое внимание на физическое развитие растущего человека, говорят также о развитии сил души, то есть о развитии психических функций человека и его социальном созревании. Но при этом не замечалось влияние духовного мира на развитие ребенка. Такой подход к изучению детства позволил открыть многие закономерности в процессе развития как физических, так и психических функций [31]. Но многие явления духовного развития дошкольников оставались для психологов и педагогов трудно объяснимыми, что заставляло их обращаться к изучению мира подсознательного и создавать различные психоаналитические концепции, которые являются более гипотетическими, чем эмпирическими и научными. Особенно это касается изучения периода раннего детства. Трудность, с которой сталкиваются психологи и педагоги в изучении духовной культуры детского, да и не только этого периода, связана с неполнотой понимания состава человека. В основу деления детства на периоды светские психологи и педагоги полагают или физиологические изменения, или развитие психических функций. Наиболее известной является периодизация детского развития, предложенная Л.С. Выготским. В ней ученый выделяет внутренние изменения самого психофизического развития. Он рассматривает не реализацию, модификацию и комбинирование задатков, а развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Критериями развития являются новообразования – новый тип строения личности (следует понимать, что речь идет не о личности, а об индивидуальности), ее деятельность, психические и социальные изменения, ее тип, отношения к среде, ее внутренняя и внешняя жизнь, весь ход развития в данный период.
Рассматривая духовное развитие как процесс неравномерный, Выготский выделяет устойчивые, или стабильные, возрасты (периоды так называемого молекулярного накопления) и скачкообразно обнаруживаемые новообразования, приводящие к кризисам, когда ребенок в короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах. Кризис, возникая незаметно, обнаруживается в виде трудновоспитуемости, выпадения из системы педагогических воздействий, снижения успеваемости и работоспособности, возникновения конфликтов. Выготский ищет источник духовного развития в окружающей ребенка среде, но обращает внимание и на обратное влияние, ребенка, проявляющееся в формировании отношений между ним и средой [14]. Говоря о механизме развития духовности дошкольников, необходимо отметить, что многие коллективы ДОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста успешно решают такие задачи, как обеспечение интеграции в детском саду и начальной школе воспитательных систем способствующие развитию нравственных качеств воспитанников, в т.ч. и развитию духовности. Предварительный анализ состояния воспитательной и образовательной системы в ДОУ помог определить пути реализации задач развития духовности дошкольников на практике путем: Статья I.разработки и проектирования единых культурно-просветительских, образовательно-воспитательных, социально-ориентированных программ, дополняющих, углубляющих и развивающих духовность детей;
Статья II. научно-методического обеспечения процесса духовного развития; Статья III. обеспечения профессионального взаимодействия педагогов и воспитателей в ходе подготовки практической реализации задач формирования духовности; Статья IV. определения и создания условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком на индивидуальной психолого-педагогической основе; Статья V. организации психолого-педагогической поддержки одаренных детей и детей с различными проблемами; Статья VI. разработки совместных механизмов управления процессами духовного развития. Сложившаяся обстановка ориентирует систему образования не на подготовку человека с определенным запасом знаний и умений, а на самостоятельную, творчески и духовно развитую личность. Но, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что на практике не хватает новых методик для работы с детьми в данном направлении. Поэтому педагогические коллективы ДОУ разрабатывают свои программы, системы методических приемов, при помощи которых должна осуществляться деятельность, направленная на развитие духовности, центральное место среди которых занимают методы, направленные на формирование духовной культуры ребенка. Вот лишь некоторые темы таких занятий [47]: · милосердие, благородство, умение понимать себя и других. · патриотизм (цикл занятий), красота вокруг и внутри тебя; уверенный и неуверенный человек. · «хочу» и «надо»; человеческое достоинство; что такое толерантность? · с чего начинается взросление; легко ли быть человеком; помоги себе сам. Большое распространение в работе многих ДОУ по духовному развитию дошкольников приобретает работа над проектами. Проектом руководят воспитатели, они же являются координаторами всех проектных заседаний, основными генераторами идей и нововведений. Приоритетные направления духовного развития в ДОУ реализуются в разных образовательных проектах: «Нравственно-эстетическое воспитание», «Физкультурно-оздоровительная работа», «Экологическое воспитание», «Патриотическое воспитание» и т.д. Технологии духовного развития дошкольников, так или иначе, должны «выводить» детей на эмоциональные состояния, переживания. Чаще надо предлагать ребятам попробовать понять переживания другого человека, поставить себя на его место, найти аргументы в защиту того, кто допустил этическую ошибку. Что он чувствует, что переживает?
Возможны задания с просьбой осмыслить ситуацию: - Когда говорят о сострадании, у меня возникают мысли о... - При этом я чувствую... - Мне так хотелось, чтобы... Предлагая такие задания, лучше всего использовать жизненные ситуации, практический опыт дошкольников. Разнообразные варианты заданий - в игровой, деятельностно-практической или эмоционально-образной «аранжировке» - формируют нравственные отношения и привычки. Очень полезны упражнения на занятиях по этике: выбрать слова, интонации при обращении к людям - просьбах, приветствиях, благодарности; у ребят вырабатывается умение сдерживаться, этично разрешать конфликты. Дошкольники дома готовят подарки друзьям - поделки, рисунки, стихи - всё, что может порадовать друга. В дошкольном учебном заведении справедливо считают, что нравственность и интеллект и структурно, и жизненно взаимосвязаны; они определяют духовный мир человека. Поэтому с поступления и до завершения образования в ДОУ ребенок должен жить в нравственно-интеллектуально насыщенной атмосфере. Каждой занятие в ДОУ в той или иной мере должно содержать специфический для него потенциал — и нравственное просвещение, и основы культуры — художественной, человековедческой, философской, экологической, технической, естествоведческой. Поэтому психологическая атмосфера в дошкольном образовательном учреждении может быть только гуманистической. Какое содержание образования, формы, методы, технологии развивают духовную культуру дошкольников? Как активизировать их эмоциональную сферу? - этим вопросам необходимо посвящать цикл практико-ориентированных лекций и педагогических советов ДОУ. Поскольку каждый воспитанник находится на своём уровне развития духовной культуры, надо уметь измерять этот уровень: владеть методами диагностики - и учебно-воспитательного процесса, и деятельности воспитателя.
Поэтому в начале года в ДОУ составляется программа духовного развития воспитанников, в основе которой ключевые идеи, а также примерное содержание и формы, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Для выявления уровня духовного развития дошкольников воспитатели отбирают диагностические методики, ориентированные на конкретные возрастные периоды: игровые, рефлексивные, аналитически-ситуационные. В качестве основных методов диагностики используются анкеты, наблюдения, анализ образовательной деятельности детей, диагностическая методика определения самооценки воспитателей. На основе обобщенных данных, полученных при диагностике детей и педагогов, проектируются программы воспитания и обучения; технологии, используемые в работе, носящие личностно-ориентированный характер. Т.к. образовательная система ДОУ представляет возможность детям развивать и реализовывать свои духовные потребности и способности не только на занятиях, но и в коллективных и массовых делах, совместных играх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|