Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Младшие школьники. (2-3 классы). Занятие 1. Мы разные. Часть 2. Преодоление. Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения




МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

(2-3 классы)

Занятие 1. Мы разные

«Наблюдательность». Упражнение дает детям возможность проверить свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не замечают.

Двое учащихся (например, те, на кого не часто обращают внимание в классе) удаляются на время из поля зрения осталь­ных. Оставшиеся должны как можно точнее описать их вне­шний вид (рост, одежду, цвет волос и глаз и т. д. ). Все это за­писывается, а затем сравнивается с «оригиналом». Психологу важно следить, чтобы высказывания детей не были обидными для тех, кого описывают. Случалось, что дети почти ничего не могли вспомнить о своем товарище, настолько мало он их ин­тересовал. Для ребенка такая «забывчивость» одноклассников может быть весьма оскорбительна. Избежать неловкости можно с помощью дополнительного упражнения.

Психолог говорит: «К сожалению, вы очень ненаблюдатель­ны. Ответьте-ка, на сколько ступенек вы поднимаетесь по до­роге в класс, какого цвета стены в коридоре (и т. д. )? » Ответы следует записать на доске, а затем всем вместе отправиться про­верить правильность сказанного.

Затем ребятам предлагается ответить на вопрос: из чего скла­дывается первое впечатление о человеке?

Можно составить вместе с учащимися на доске памятку со следующими рубриками: внешность (одежда, рост); голос; взгляд; поведение и поступки; общение (отношение окружаю­щих к ребенку, его отношение к окружающим); ситуация зна­комства (обстановка); речь (что и как говорится). Желательно (каждую запись сопровождать примером. Затем перейти к следу­ющему упражнению.


ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ


ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ


 


«Бяка и Бука». Психолог зачитывает стихотворение Б. Заходера «Бяка и Бука».

Приятная встреча

Встретились Бяка и Бука. Никто не издал ни звука. Никто не подал и знака — Молчали Бука и Бяка.

И Бука

Думал со скукой:

«Чего он так смотрит — букой? »

А Бяка думал:

«Однако

Какой он ужасный

Бяка... »

Б. Заходер

Потом каждый рисует Бяку и Буку, как он себе их представ­ляет. Затем все меняются листочками. Смотрят на Бяку глазами Буки, а на Буку — глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать (исходя из обсуждения первого впечатления). Психолог собирает работы и читает их вслух. Интересное наблю­дение: обычно у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если ав­тор рисунка изобразил их неагрессивными и симпатичными.

Занятие 2. Мы видим мир по-разному,

но между нами много общего

«Дорисуй полукруг» . Всем ребятам раздают одинаковые лис­точки. На доске нарисован полукруг. Ребята должны предста­вить, на что похож полукруг, и дорисовать его на своих листоч­ках. Затем ведущий собирает все листочки, к ним еще предстоит вернуться в конце урока.


«Что я люблю, что не люблю». Каждый должен решить, что он больше всего любит и что — не любит, и записать на лис­точке. Затем все по очереди зачитывают, что написали. А осталь­ные, если согласны с прочитанным, отмечают у себя на листоч­ке каждое совпадение с ответами одноклассников. Когда все ребята озвучат свои ответы, каждый считает количество совпа­дений.

Вывод: «Вас так много, и вы все очень разные, но большин­ству из вас нравится и не нравится одно и то же, значит, вы по­хожи, у многих из вас общие интересы. А значит, вам будет легко понять друг друга».

После этого психолог предлагает вернуться к предыдущему заданию и посмотреть, чтокаждый из детей смог придумать, гля­дя на полукруг. Обычно получается очень много разных вари­антов рисунков, совпадений мало. На это следует обратить вни­мание учащихся.

Вывод: «Каждый, глядя на этот полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть свои представления. Это здорово и очень интересно! »

МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ (5-6 классы)

Занятие 1. Взаимоотношения с окружающими

«Закончи предложения». Начать занятие имеет смысл имен­но с этого упражнения, чтобы обратить внимание учащихся на проблемы взаимоотношений в классе. Цель упражнения — по­будить ребят задуматься над своим отношением к одноклассни­кам, проанализировать, что нравится и не нравится в их пове­дении, что бы хотелось изменить.


 




----------- ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ

Ребятам предлагается закончить предложения:

«Я не люблю, когда мои одноклассники... »

«Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе... »

Листы разрешается не подписывать. Ведущий собирает ра­боты и к следующему уроку составляет таблицу ответов, кото­рая вывешивается в классе. Естественно, в таблице не указы­вается, кто из ребят что написал. Можно будет специально обсудить полученные результаты.

«Как расположить к себе окружающих» (упражнение-обсуж­дение). Ведущий напоминает ребятам о Золотом правиле нрав­ственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы по­ступали с тобой». Далее можно привести примеры из жизни или литературы, когда определенное поведение героя вызывало соответствующее отношение к нему окружающих. На доске за­писываются те приемы, которые, по мнению ребят, помогают человеку наладить отношения с окружающими (улыбка, спокой­ный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы и т. д. ).

«Подарок однокласснику». Перед занятием заготавливаются карточки с именами всех присутствующих в классе. Каждый из учащихся вытягивает карточку с именем одноклассника (важно проследить, чтобы ребенку не досталось собственное имя, мож­но к тому же рассчитать так, чтобы определенные имена доста­лись конкретным людям). Вытянув карточку, ребята смотрят, кто им достался, не рассказывая об этом окружающим. Затем они должны написать, какое качество подарили бы доставшемуся им однокласснику, чтобы ему было легче взаимодействовать с ок­ружающими. Карточки собираются и раздаются адресатам. Важ­но проследить, чтобы в записках не было ничего оскорбитель­ного. По желанию ребята могут сказать, что им подарили инравится ли им такой подарок. В небольших группах можно попросить каждого написать, что бы он подарил себе сам, а по­том сравнить с полученными подарками.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...