Младшие школьники. (2-3 классы). Занятие 1. Мы разные. Часть 2. Преодоление. Глава 3. Психологическая работа с проблемой отвержения
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ (2-3 классы) Занятие 1. Мы разные «Наблюдательность». Упражнение дает детям возможность проверить свою наблюдательность, обратить внимание на того, кого они обычно не замечают. Двое учащихся (например, те, на кого не часто обращают внимание в классе) удаляются на время из поля зрения остальных. Оставшиеся должны как можно точнее описать их внешний вид (рост, одежду, цвет волос и глаз и т. д. ). Все это записывается, а затем сравнивается с «оригиналом». Психологу важно следить, чтобы высказывания детей не были обидными для тех, кого описывают. Случалось, что дети почти ничего не могли вспомнить о своем товарище, настолько мало он их интересовал. Для ребенка такая «забывчивость» одноклассников может быть весьма оскорбительна. Избежать неловкости можно с помощью дополнительного упражнения. Психолог говорит: «К сожалению, вы очень ненаблюдательны. Ответьте-ка, на сколько ступенек вы поднимаетесь по дороге в класс, какого цвета стены в коридоре (и т. д. )? » Ответы следует записать на доске, а затем всем вместе отправиться проверить правильность сказанного. Затем ребятам предлагается ответить на вопрос: из чего складывается первое впечатление о человеке? Можно составить вместе с учащимися на доске памятку со следующими рубриками: внешность (одежда, рост); голос; взгляд; поведение и поступки; общение (отношение окружающих к ребенку, его отношение к окружающим); ситуация знакомства (обстановка); речь (что и как говорится). Желательно (каждую запись сопровождать примером. Затем перейти к следующему упражнению. ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРОБЛЕМОЙ ОТВЕРЖЕНИЯ
«Бяка и Бука». Психолог зачитывает стихотворение Б. Заходера «Бяка и Бука». Приятная встреча Встретились Бяка и Бука. Никто не издал ни звука. Никто не подал и знака — Молчали Бука и Бяка. И Бука Думал со скукой: «Чего он так смотрит — букой? » А Бяка думал: «Однако Какой он ужасный Бяка... » Б. Заходер Потом каждый рисует Бяку и Буку, как он себе их представляет. Затем все меняются листочками. Смотрят на Бяку глазами Буки, а на Буку — глазами Бяки. Пишут, что те друг про друга могли подумать (исходя из обсуждения первого впечатления). Психолог собирает работы и читает их вслух. Интересное наблюдение: обычно у детей, нетерпимых к окружающим, Бяка и Бука очень зло и оскорбительно оценивают друг друга, даже если автор рисунка изобразил их неагрессивными и симпатичными. Занятие 2. Мы видим мир по-разному, но между нами много общего «Дорисуй полукруг» . Всем ребятам раздают одинаковые листочки. На доске нарисован полукруг. Ребята должны представить, на что похож полукруг, и дорисовать его на своих листочках. Затем ведущий собирает все листочки, к ним еще предстоит вернуться в конце урока. «Что я люблю, что не люблю». Каждый должен решить, что он больше всего любит и что — не любит, и записать на листочке. Затем все по очереди зачитывают, что написали. А остальные, если согласны с прочитанным, отмечают у себя на листочке каждое совпадение с ответами одноклассников. Когда все ребята озвучат свои ответы, каждый считает количество совпадений. Вывод: «Вас так много, и вы все очень разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же, значит, вы похожи, у многих из вас общие интересы. А значит, вам будет легко понять друг друга». После этого психолог предлагает вернуться к предыдущему заданию и посмотреть, чтокаждый из детей смог придумать, глядя на полукруг. Обычно получается очень много разных вариантов рисунков, совпадений мало. На это следует обратить внимание учащихся.
Вывод: «Каждый, глядя на этот полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть свои представления. Это здорово и очень интересно! » МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ (5-6 классы) Занятие 1. Взаимоотношения с окружающими «Закончи предложения». Начать занятие имеет смысл именно с этого упражнения, чтобы обратить внимание учащихся на проблемы взаимоотношений в классе. Цель упражнения — побудить ребят задуматься над своим отношением к одноклассникам, проанализировать, что нравится и не нравится в их поведении, что бы хотелось изменить.
----------- ЧАСТЬ 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ Ребятам предлагается закончить предложения: «Я не люблю, когда мои одноклассники... » «Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе... » Листы разрешается не подписывать. Ведущий собирает работы и к следующему уроку составляет таблицу ответов, которая вывешивается в классе. Естественно, в таблице не указывается, кто из ребят что написал. Можно будет специально обсудить полученные результаты. «Как расположить к себе окружающих» (упражнение-обсуждение). Ведущий напоминает ребятам о Золотом правиле нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Далее можно привести примеры из жизни или литературы, когда определенное поведение героя вызывало соответствующее отношение к нему окружающих. На доске записываются те приемы, которые, по мнению ребят, помогают человеку наладить отношения с окружающими (улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы и т. д. ). «Подарок однокласснику». Перед занятием заготавливаются карточки с именами всех присутствующих в классе. Каждый из учащихся вытягивает карточку с именем одноклассника (важно проследить, чтобы ребенку не досталось собственное имя, можно к тому же рассчитать так, чтобы определенные имена достались конкретным людям). Вытянув карточку, ребята смотрят, кто им достался, не рассказывая об этом окружающим. Затем они должны написать, какое качество подарили бы доставшемуся им однокласснику, чтобы ему было легче взаимодействовать с окружающими. Карточки собираются и раздаются адресатам. Важно проследить, чтобы в записках не было ничего оскорбительного. По желанию ребята могут сказать, что им подарили инравится ли им такой подарок. В небольших группах можно попросить каждого написать, что бы он подарил себе сам, а потом сравнить с полученными подарками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|