Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.




Военный период. В июне 1941 г. через неделю после начала войны Президиум Верховного Совета СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа - Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распо­ряжения. ГКО действовал через существующие государственные, пар­тийные и общественные органы, специальные комитеты и комис­сии и через своих уполномоченных в союзных и автономных рес­публиках.

Местные комитеты обороны создавались в некоторых област­ных и городских центрах. В их состав входили представители со­ветских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета обра­зовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установле­нию и расследованию злодеянийнемецко-фашистских захватчи­ков и сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, кол­хозам, общественным организациям, государственным предпри­ятиям и учреждениям СССР.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образо­вал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. Наркомат танко­вой промышленности, в ноябре 1941 г. Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. создается Комитет по учету и распределению ра­бочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых испол­комах - бюро по учету и распределению рабочей силы.

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основ­ном сохранялась и после вступления СССР в войну. Однако фор­мирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не мог­ло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорных отношений, усили­лась тенденция к централизации, гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно-правовым и административно-пра­вовым.

Жестче стала уголовная репрессия, в области трудовых отно­шений устанавливались военно-мобилизационные принципы. В военных условиях существенные изменения произошли в области уголовного права. В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населе­ния». Антисоветские слухи квалифицировались как контррево­люционная агитация. В ноябре 1943 г. был принят Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну». С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного пра­ва («фашистских преступников и их пособников») вводятся осо­бые меры наказания - смертная казнь через повешение и ка­торжные работы.

Для уголовного права военного периода был характерен ряд особенностей: шире стал использоваться принцип аналогии и воз­мездие как одна из целей наказания. Появился ряд новых составов: уголовное наказание назнача­лось за самовольный уход с работы (декабрь 1941 г.), уклонение от воинского учета (январь 1942 г.), не сдачу трофейного оружия (январь 1942 г.) и т.п. Был расширен круг действий, входящих в понятие спекуля­ции и растраты. Уголовная ответственность стала применяться за действия ранее наказуемые в административном порядке.

В сфере гражданского права военная ситуация также привела к ряду нововведений. В июле 1944 г. принимается Указ Прези­диума Верховного Совета СССР, предусматривавший ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетным матерям (посо­бия, ясли и детские сады, отпуска). Вместе с тем этот Указ предусматривал по­рядок, при котором права и обязанности супругов порождает только зарегистрированный брак. Отменялся судебный порядок установления отцовства и взы­скания алиментов в случае отсутствия регистрации брака. В связи с эвакуацией имуществ возникло много споров об имуществе. Сужалась сфера договорных отношений и усиливал­ся принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась сис­тема целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. Усилилось воздей­ствие административных актов на возникновение обязательств. Плановые предпосылки конкретизировались в договорных отно­шениях. Особую роль стало играть право владения: расширилась прак­тика присвоения предприятиями бесхозного или находящегося в их пользовании имущества, купля-продажа часто замещалась простой передачей имуществ от госоргана к госоргану. Упрощался по­рядок подрядного строительства и составления сметной доку­ментации.

Послевоенный период. В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Мини­стров СССР (соответственно были переименованы СНК союз­ных республик). В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных пред­положений обеих палат Верховного Совета. В послевоенные годы этот орган принял ряд законов: о сельхозналоге, о государствен­ных пенсиях, о расширении прав республик, о перестройке управ­ления промышленностью, о реорганизации МТС и др. В конце 50-х гг. были утверждены положения о местных (сельских и рай­онных) Советах.

В послевоенный период в сфере правового регулирования эко­номики договор вновь становится одним из важнейших стиму­лов, делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановле­ние «О заключении хозяйственных договоров», в котором закреп­лялась двойная система договоров: генеральные заключались ме­жду хозяйственными системами и отраслями; локальные - меж­ду предприятиями.

Ряд изменений произошел в области трудового законодатель­ства. В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обя­занность срочное (в течение месяца) предоставление работы де­мобилизованным военнослужащим. Потребность в большом количестве рабочей силы потребова­ла восстановления организованного набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллектив­ных договоров между хозорганами и профсоюзами.

В области уголовного права послевоенные изменения вырази­лись в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных положений закона и проч. В июле 1945 г. был принят Указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией», освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) сни­малась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях). Одновременно усиливалась ответственность за хищение госу­дарственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды деятельности были увеличены сроки наказания (до десяти-двадцати пяти лет), к лишению свободы приговаривались также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...