Язык, речь, речевое общение
Стр 1 из 24Следующая ⇒ Кунина, Л.Г. К91 Культура речи: самостоятельно и с удовольствием: учебное пособие для студентов вузов/ Л.Г. Кунина СПб.: СПГУТД, 2013. -100с.
ISBN 978-5-7937
Целью пособия является совершенствование навыков самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи. Пособие включает в себя информативную (теоретическую) и обучающую (практическую) части в каждом из разделов. Система работы с пособием ориентирована не только на усвоение учебного материала, но и подготовку к государственному Интернет-тестированию. Предназначено студентам нефилологических вузов.
УДК 808.5(0.75.8) ББК 81.055.53 я 73
© ФГБОУВПО «СПГУТД», 2013 © Кунина Л.Г., 2013
Содержание
Введение…………………………………………….
Современный русский язык 1. 1. Язык, речь, речевое общение 1. 2. Язык, его строение и функции 1. 3. Национальный русский язык: его происхождение и развитие 1. 4. Национальный русский язык и его разновидности 1. 5. Основные тенденции развития современного русского литературного языка конца XX – начала XXI веков 1. 6. Словари русского языка 1. 6. 1. Словарь в системе справочной литературы 2. 6. 2. Лингвистические словари. Основные типы словарей современного русского языка 1. 7. Тест – тренажер № 1
Речь: ее формы и стили 2. 1. Формы существования речи 2. 2. Стилистические особенности устной и письменной форм речи 2. 3. Стили речи 2. 3. 1. Понятие стиля в лингвистике 2. 3. 2.Стилистическое расслоение языковых средств 2. 3. 3. Функциональные стили 2. 3. 3. 1. Понятие функционального стиля 2. 3. 3. 2. Научный стиль 2. 3. 3. 3. Официально - деловой стиль 2. 3. 3. 4. Публицистический стиль 2. 3. 3. 5. Разговорная речь 2. 3. 3. 6. Художественный стиль
2. 3. 4. Эмоционально- экспрессивные стили 2. 3. 5. Стилистическая окраска слов и ее маркировка в словарях русского языка 2. 4. Тест – тренажер 2
Культура речи 3. 1. Аспекты культуры речи 3. 2. Нормативный аспект культуры речи 3. 2. 1. Понятие языковой нормы литературного языка 3. 2. 2. Роль нормы в становлении и функционировании литературного языка 3. 2. 3. Характеристика основных норм литературного языка 3. 2. 3. 1. Нормы ударения З. 2. 3. 2. Нормы произношения (орфоэпические нормы) З. 2. 3. 3. Грамматические нормы 3. 2. 3. 3. 1. Морфологические нормы 3. 2. 3. 3. 2. Синтаксические нормы 3. 2. 3. 4. Лексические нормы 3. 2. 4. Тест-тренажер 3 3. 3. Коммуникативный аспект культуры речи 3. 3. 1. Коммуникативные качества речи
3. 3. 2. Особенности устной публичной речи 3. 3. 2. 1. Характеристика публичной речи 3. 3. 2. 2. Композиция публичного выступления 3. 3. 2. 3. Способы словесного оформления выступления 3. 3. 2. 4. Приемы изложения и объяснения содержания речи 3. 3. 2. 5. Аргументация в ораторской речи 3. 3. 2. 6. Монолог и диалог в публичных выступлениях 3. 3. 3. Оратор и его аудитория 3. 3. 3. 1. Взаимоотношения оратора и аудитории 3. 3. 3. 2. Контакт оратора с аудиторией 3. 3. 4. Подготовка речи 3. 3. 4. 1. Этапы подготовки речи 3. 3. 4. 2. Основные приемы поиска материала. 3.3. 5. Тест- тренажер № 4 3. 4. Этический аспект: этикет в деловом письменном общении 3. 4. 1. Речевое общение 3. 4. 1. 1. Основные единицы речевого общения 3. 4. 1. 2. Речевая деятельность в условиях речевого взаимодействия 3. 4. 1. 3. Организация речевого (вербального) взаимодействия 3. 4. 1. 4. Невербальные средства общения 3. 4. 2. Профессионально-деловое общение 3. 4. 2. 1. Виды и формы делового общения 3. 4. 2. 2. Письменные формы официально-делового общения 3. 4. 2. 3. Правила стандартизации служебных документов 3. 4. 2. 4. Деловой этикет документов 3. 4. 2. 5. Особенности текстов распорядительных документов 3. 4. 2. 6. Правила оформления деловых документов
3. 4. 2. 7. Коммерческие письма как разновидность делового общения 3. 4. 2. 8. Интернациональные свойства делового письма 3. 4. 2. 9. Правила стандартизации делового письма 3. 4. 3. Реклама в деловой речи 3. 4. 3. 1. Способы рекламирования 3. 4. 3. 2. Содержание рекламных текстов 3. 4. 3. 3. Структура рекламного текста 3. 4. 3. 4. Язык рекламы 3. 4. 4. Тест-тренажер №5
Приложение Ключи к тестам-тренажерам Перечень вопросов к зачету Перечень вопросов к экзамену Литература Заключение
Введение Данное пособие адресовано студентам вузов нефилологического профиля, изучающим дисциплину «Русский язык и культура речи». Пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (утвержден в 2000 г.) и требованиями к единому государственному тестированию по указанной дисциплине. Цель пособия – обеспечить самостоятельную работу студентов в условиях сокращения количества аудиторных занятий по русскому языку и культуре речи. А главное - помочь учащимся подготовиться к экзамену, зачету и Интернет – тестированию в удобное для них время. Указанная цель определяет содержание и структуру пособия. Так, тематическое содержание соотносится с объемом учебного материала, включенного в рабочую программу по курсу «Русский язык и культура речи». Пособие состоит из трех разделов и Приложения. В разделе 1 «Современный русский язык» описывается язык русской нации во всем многообразии его форм и разновидностей (в том числе и литературной), даются сведения об историческом развитии русского языка и его сегодняшнем состоянии, указываются основные словари современного русского языка. В разделе 2 «Речь: ее формы и стили» дается информация о формах речи, рассматривается стилистическое многообразие языковых средств современного русского языка, обусловливающих различия устной и письменной форм речи, описываются основные стили речи, в частности функциональные и экспрессивно-эмоциональные. В разделе 3 «Культура речи» представлены аспекты культуры речи: последовательно рассматриваются нормы русского литературного языка (нормативный аспект); говорится об эффективной речевой коммуникации и излагаются основы ораторского мастерства (коммуникативный аспект); характеризуются этические нормы общения на примере этикета и приемов стандартизации официально-деловой письменной речи (этический аспект).
Каждый раздел пособия содержит теоретическую часть и тестовые задания, ориентированные на знание учебного материала и требования к государственному Интернет – тестированию. Приложение содержит «ключи» к тестам – тренажерам и перечень примерных вопросов к зачету и экзамену. Отбор и организация языкового материала позволяют использовать данное пособие не только для самостоятельной работы студентов, но и для аудиторной.
Современный русский язык
Литература, обязательная для изучения 1.Русский язык и культура речи: учеб. для студентов – нефилологов высш. учеб. заведений / Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова; под ред.Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- С. 9 – 17. 2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева.- Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2007. – С. 5 – 69.
Язык, речь, речевое общение
Язык… речь… речевое общение. Часто мы используем эти понятия как синонимы, заменяя одно другим в одном том же контексте. И, действительно, почти нет смысловой разницы в предложениях «У него прекрасный язык», «У него прекрасная речь» или «Он прекрасно умеет общаться». Однако в лингвистике слова язык, речь, речевое общение являются терминами, имеющими существенное различие. Чтобы разобраться в этом, необходимо усвоить их различия. Так, для понимания оппозиции «язык - речь» обратимся к теории, разработанной академиком Л.В.Щербой, который предложил в методических целях выделять понятия «язык» как языковая система и «речь» как речевая деятельность. Под языком он понимал систему, объединяющую единицы различных уровней (фонетического, лексического, грамматического и др.). Эта система существует независимо от человека и представляет собой лишь языковой материал (набор форм и правил их организации), необходимый для усвоения или изучения с целью дальнейшего его использования как средства общения.
Речь в этой связи понималась Л.В. Щербой как говорение (письмо), протекающее во времени и облеченное в языковую форму. Другими словами, речь – это исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком как системой. Усвоение языка ведет к превращению его из материальной формы, существующей вне человека, в форму речевой деятельности самого человека. Речь (как деятельность, а не языковая система) позволяет человеку познавать мир и общаться с другими людьми. Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы. Овладение общением необходимо каждому человеку независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. На первый взгляд кажется, что содержание понятия «общение» всем очевидно. А между тем общение – это очень сложный процесс взаимодействия людей. В современной науке существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется прежде всего полисистемностью и многогранностью самого явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук – психологи, философы, социологи, культурологи и, конечно, лингвисты. Кроме того, среди ученых одной и той же науки существуют разные взгляды на общение. Отметим, что рядом с термином общение существует понятие коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы. Коммуникация (от лат. communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, обмен мнениями, сведениями, идеями; специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь. В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов коммуникация и общение. Например, существует «теория коммуникации» = теория связи, теория передачи информации по каналу связи. Однако общепринятого мнения по данному вопросу нет, и мы будем использовать данные термины как синонимы. Человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. Именно при помощи речи, точнее речевой деятельности, чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность, обеспечивающая общение, является самой сложной и самой распространенной деятельностью в таком взаимодействии. Без нее в общении невозможна никакая другая деятельность: она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека.
Особенность речевой деятельности заключается в том, что она всегда включается в более широкую систему деятельности как необходимый и взаимообусловленный компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, а общение без речевой деятельности. Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|