Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стилистическая окраска слов и ее маркировка в словарях русского языка




 

Стилистическая окраска слов а зависит от того, как оно воспринимается нами: как закрепленное за тем или иным стилем или как уместное в любой речевой ситуации, то есть общеупотребительное.

Мы чувствуем связь слов-терминов с языком науки (например: квантовая теория, эксперимент, монокультура), выделяем публицистическую лексику (всемирный, правопорядок, конгресс, ознаменовать, провозгласить, избирательная кампания); узнаем по канцелярской окраске слова официально-делового стиля (потерпевший, проживание, воспрещается, предписать).

Книжные слова неуместны в непринужденной беседе: «На зеленых насаждениях появились первые листочки»или «Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоема».

Столкнувшись с таким смешением стилей, мы спешим заменить чужеродные слова их общеупотребительными синонимами (не зеленые насаждения, а деревья, кусты; не лесной массив,а лес; не водоем, а озеро).

Разговорные, а тем более просторечные, то есть находящиеся за пределами литературной нормы, слова нельзя употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке.

Обращение к стилистически окрашенным словам должно быть мотивировано. В зависимости от содержания речи, ее стиля, от той обстановки, в которой рождается слово, и даже от того, как относятся друг к другу говорящие (с симпатией или с неприязнью), они употребляют различные слова.

Высокая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Эта лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный, патетический тон. Но если вы, например, захотели пить, вам не придет в голову по такому пустячному поводу обратиться к товарищу с тирадой: «О мой незабвенный соратник и друг! Утоли мою жажду животворящей влагой!»

Если слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неумело, они придают речи комическое звучание.

Еще в античных пособиях по красноречию, например в «Риторике» Аристотеля, большое внимание уделялось стилю. По мнению Аристотеля, он «должен подходить к предмету речи»; о важных вещах следует говорить серьезно, подбирая выражения, которые придадут речи возвышенное звучание. О пустяках не говорится торжественно, в этом случае используются слова шутливые, презрительные, то есть сниженная лексика. На противопоставление «высоких» и «низких» слов указывал и М.В. Ломоносов в теории «трех штилей».

Современные толковые словари дают стилистические пометы к словам, отмечая их торжественное, возвышенное звучание, а также выделяя слова сниженные, презрительные, уничижительные, пренебрежительные, вульгарные, бранные.

Конечно, разговаривая, мы не можем каждый раз заглядывать в толковый словарь, уточняя стилистическую помету к тому или иному слову, но мы чувствуем, какое именно слово нужно употребить в определенной ситуации. Выбор стилистически окрашенной лексики зависит от нашего отношения к тому, о чем мы говорим. Приведем простой пример.

Двое спорили:

- Я не могу относиться серьезно к тому, что говорит этот белобрысый юнец, - сказал один.

- И напрасно,- возразил другой,- доводы этого белокурого юноши весьма убедительны.

В этих противоречивых репликах выражено разное отношение к молодому блондину: один из спорщиков подобрал для него обидные слова, подчеркнув свое пренебрежение; другой, наоборот, постарался найти такие слова, которые выразили симпатию.

Синонимические богатства русского языка предоставляют широкие возможности для стилистического выбора оценочной лексики. Одни слова заключают в себе положительную оценку, другие – отрицательную.

В составе оценочной лексики выделяются слова эмоционально и экспрессивно окрашенные.

-Слова, которые передают отношение говорящего к их значению, принадлежат к эмоциональной лексике (эмоциональный - значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями). Эмоциональная лексика выражает различные чувства.

В русском языке немало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом легко убедиться, сравнивая близкие по значению слова: белокурый, белобрысый, белесый, беленький, белехонький, лилейный; или симпатичный, обаятельный, чарующий, восхитительный, смазливый; или красноречивый, болтливый; провозгласить, сболтнуть, ляпнуть и т.д. Сопоставляя их, мы стараемся выбирать наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать нашу мысль. Например, можно сказать «не люблю», но можно найти и более сильные слова: «ненавижу, презираю, питаю отвращение». В этих случаях лексическое значение слова осложняется особой экспрессией.

- Экспрессия - значит выразительность (от лат. expressio - выражение). К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения:

несчастье, горе, бедствие, катастрофа

или:

буйный, безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.

Нередко к одному и тому же нейтральному слову тяготеют синонимы с прямо противоположной окраской: просить - молить, клянчить; плакать - рыдать, реветь.

Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать самые различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях: торжественное (незабвенный, свершения), высокое (предтеча), риторическое (священный, чаяния), поэтическое (лазурный, незримый).

От всех этих слов резко отличаются сниженные, которые выделены пометами: шутливое (благоверный, новоиспеченный), ироническое (соблаговолить, хваленый), фамильярное (недурственный, шушукаться), неодобрительное (педант), пренебрежительное (малевать), презрительное (подхалим), уничижительное (хлюпик), вульгарное (хапуга), бранное (дурак).

Оценочная лексика требует внимательного к себе отношения. Неуместное использование эмоционально и экспрессивно окрашенных слов может придать речи комическое звучание. Это нередко случается в ученических сочинениях. Например: «Ноздрев был заядлый забияка ». Или «Все гоголевские помещики дураки, тунеядцы, бездельники и дистрофики».

 

Тест – тренажер № 2

Задания Варианты ответов
1. Совокупность языковых средств, функции которых - обслуживание сферы отношений, между органами государства, между организацией и частными лицами в процессе их производственной, юридической деятельности, - это…   1. официально-деловой стиль 2. научный стиль 3. разговорная речь 4. публицистический стиль  
2. Книжный оттенок значения имеет фразеологизм… 1. брать за горло 2. камень преткновения 3.болтать языком 4. в ус не дуть  
3. Для официально-делового стиля характерно (-ы) Дайте не менее двух ответов 1. употребление клишированных средств языка 2. стереотипность, стандартность изложения 3. использование различных средств общения 4. наличие обратной связи    
4. Определите стиль и тип речи.   Настоящее положениие о проведении единого государственного экзамена (далее приложение) устанавливает на период эксперимента порядок государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI –ХII классов общеобразовательных учреждений, проведения вступительных испытаний и зачисления в учреждения высшего профессионального на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте (далее – субъекты Российской Федерации)   1. научный стиль, описание   2.публицистический стиль, рассуждение   3. художественный стиль, рассуждение   4. официально-деловой стиль, описание
 
5. Для текстов научного стиля НЕ характерно (-а)   1. преобладание прямого порядка слов   2.широкая употребительность суффиксов субъективной оценки со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности и т.д. 3.употребление формы единственного числа существительных в значении художественного (Волк - хищное животное из рода собак) 4. использование в сложных предложениях составных подчинительных союзов  
6. Выделенные в тексте слова являются… Географические координаты – широта и долгота – это угловые величины, определяющие положение любой точки Земли относительно экватора и нулевого меридиана. Параллели (линии широты) проводятся параллельно экватору к северу и югу от него. Меридианы (линии долготы) тянутся от одногополюса к другому, пересекаяэкватор под прямым углом. В качестве нулевого меридиана английские навигаторы избрали месторасположение городка Гринвич близ Лондона.   1. общеупотребительными   2. терминами   3. разговорными   4. профессиональными  
7. Стиль, которому должны соответствовать информационные, аналитические передачи телевещания, называется… 1. разговорным стилем речи 2. публицистическим стилем речи 3. официально – деловым стилем речи 4. научным стилем речи  
8....Но в принципе, Николай, значит, договорились. Слушай, а чего резину тянуть? Принимай цех с понедельника! - Как, прямо с понедельника? - Конечно! Анечка, подготовь мне проект приказа – Семенова Николая Петровича назначить начальником шестого цеха. Ну, Коль, я на тебя надеюсь, не подведи! 1. устаревшим   2. разговорным   3. диалектным   4. общеупотребительным
Выделенные слова относятся к...  
9.Укажите стиль текста и доминирующую функцию языка   Многие страны агрессивно поддерживают собственный экспорт. и Россия должна пойти по такому же пути. Бизнес должен быть уверен в том, что всегда получит поддержку государства на мировом рынке, особенно там, где идет глобальная конкуренция. Надо продвигать отечественные бренды.   1. публицистический стиль; регулятивная функция 2. официально-деловой стиль; информационная функция 3. научный стиль; метаязыковая функция 4. художественный стиль; информационная функция
10. Какое слово соотносится с понятием «эмоциональная лексика»   1. лазурный 2. педант 3. ненавижу 4 свершения
11. Книжный оттенок значения имеет фразеологизм... 1.карты в руки 2. кануть в лету 3. заводить волынку 4. ветер в голове  
12. Языковые стандарты, готовые устойчивые обороты, являющиеся необходимыми элементами деловых бумаг, - это...   1. фразеологизмы 2. речевые штампы 3. речевые клише 4. крылатые слова  
13. Открытая оценочность речи является специфической чертой___________ стиля. 1. публицистического 2. научного 3. официально-делового 4. художественного  
14. К официально-деловому стилю НЕ относятся выражения... Дайте не менее двух ответов 1. в соответствии с указом 2. геройский поступок 3 гулять в отпуске 4. коммунальные услуги  
15. Слова и выражения свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются...   1. профессионализмами 2. просторечием 3. клише и штампами 4. тропами  
16. Сочетание экспрессии и стандарта характеризует...   1. разговорную речь   2. художественный текст   3. газетную статью   4. деловую бумагу
17. ________ обычно состоит (-ят) из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения; иногда характеризуются её структура, композиция.   1. аннотация   2. реферат   3. справочник   4. тезисы
18. Определите тип и стиль речи. Однажды я ратовал за восстановление в правах старых русских слов «сударыня» и сударь», потому, что у нас отсутствуют неофициальное обращение незнакомых людей друг к другу. «Девушка», «папаша», «шеф», «эй, борода», «браток» не в счет. Пока что мы остаемся без такого обращения не только потому, что оно не было поддержано сверху через радио, телевидение, газеты. Оказывается, слову всегда предшествует внутренний жест. Легко представить себе: «Сударыня! Вы уронили перчатку». И несколько труднее (например, в электричке): «Ну-ка, сударыня, уберите свою авоську! Разложилась...» (В.А. Солоухин)   1. публицистический стиль; рассуждение   2. художественный стиль; повествование   3. разговорный стиль; описание   4. научный стиль; повествование и описание
19. Во введении научного текста НЕ...     1. решаются поставленные задачи 2. описываются методы исследования 3. формулируется актуальность работы 4. обосновывается выбор темы  
20. Предложения «Вера, она поздно приходит.»; «Хлеб я люблю, чтоб он всегда свежий был» характерны для…   1. публицистического стиля 2. научного стиля 3. разговорного стиля 4. художественного стиля
21. Не относится к жанру юридического подстиля... 1. конституция 2. постановление 3. закон 4. докладная записка  
22. Выделенные в тексте слова являются...   Жидкости текучи, иными словами, они могут менять свою форму. В гравитационном поле Земли жидкости собираются на дне сосуда, образуя ровную, плоскую поверхность. В жидкостях силы взаимодействия между частицами слишком слабы, чтобы удерживать их на одном месте. Молекулы свободно скользят друг по другу и перемещаются с места на место.   1. терминами   2. общеупотребительными   3. разговорными   4. диалектными    
23. К формам речи относится   1. книжная 2. письменная 3. разговорная 4. литературная  
24. Активность конкретных имён существительных с суффиксами эмоциональной оценки характерна... 1. для научного стиля 2. для дипломатического подстиля официально-делового стиля. 3. для разговорного стиля 4. для учебно-научного стиля  
25.Основной формой общения, использующей разговорный стиль речи, является 1. монолог 2. диалог 3. полилог 4. беседа  
   
26. Определите тип и стиль речи.   Тип парусного вооружения определяется формой парусов (прямое, косое, смешанное), элементами рангоута и парусов (рейковое, шпринтовое, или шпрюйтовое, гафельное, разрезное), районом распространения (латинское, бермудское, португальское и др.) или типом судна, на котором оно применяется (например, парусное вооружение барка, парусное вооружение нола).   1. публицистический стиль; повествование   2. художественный стиль; описание   3. научный стиль; описание   4. официально-деловой стиль
27. Канцеляризмами являются слова... Дайте не менее двух ответов 1. нижеподписавшиеся 2. агрессия 3. потребовать 4. взимать  

 

III. Культура речи

 

Литература, обязательная для изучения

1.Русский язык и культура речи: учеб. для студентов – нефилологов высш. учеб. заведений / Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова; под ред.Н. Т. Свидинской. – СПб.: СПГУТД, 2009.- C.33 – 167.

2. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева.- Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2007. –С.69 -90.

3.Готовимся к тестированию по русскому языку и культуре речи: учеб. пособие/ Н. Т. Свидинская, Л. Г. Кунина,И. А. Калинина; под ред. Н. Т. Свидинской. - СПб.: СПГУТД, 2009.- С.6 – 87; 133 - 145.

 

Аспекты культуры речи

С речевой практикой тесно связано понятие культуры речи.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить и писать грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение этикой общения — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи?

Под культурой речи понимается:

· владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах

· умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

· соблюдение этики общения;

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента, или три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический.

Нормативный аспект предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими / пишущим) в качестве «идеала», образца. Нормативность речи считается одной из важнейших характеристик образцовой речи. А центральным понятием этой характеристики является языковая норма, т.е правило.

«Умение правильно говорить — еще не заслуга, а неумение — уже позор, — писал знаменитый Цицерон, — потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина».

 

Коммуникативный аспект культуры речи включает в себя предоставляемую языковой системой возможность находить адекватную языковую форму для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения.

Действительно, культура речи не может быть сведена к перечню запретов «правильно—неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Вот почему она вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Известный филолог, крупный специалист по культуре речи Г. О. Винокур писал: «Для каждой цели — свои средства, таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества».

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Этический аспект культуры речи предписывает зна­ние и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т. п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т. д.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...