Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные нормы и их разновидности




Раздел 8.

Антропология права: государственное регулирование и неписаные законы

 

Глава ___

Социальные нормы и их разновидности

 

Слово «норма» происходит от латинского слова «norma» ‑ дословно переводящееся как «плотницкий угольник» (измерительный прибор, от греч. «гномон» (γνώμων) – «указатель»), однако обозначавшее также «правило», «образец», «стандарт», «принцип». В последнем значении слово «норма» используется в современных языках, обозначая границы, в пределах которых объект окружающего мира сохраняет свои свойства.

Нормы бывают нескольких видов: технические (правила обращения с техническими средствами, изделиями, приборами), естественные (существующие в окружающей среде независимо от деятельности человека, например, биологические, экологические, медицинские нормы), социальные.

Социальные нормы – это общие правила, образцы, эталоны поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой вырабатываются оптимальные стандарты и модели правильного поведения в конкретном человеческом сообществе в соответствующих пространственно-временных условиях, сложившихся под влиянием географических, климатических, исторических факторов.

Система социальных норм состоит из следующих видов:

1) обычаи ‑ правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение;

2) религиозные нормы ‑ правила поведения, являющиеся обязательными вследствие веры в сверхъестественные силы и, как правило, содержащиеся в священных текстах;

3) моральные нормы – оценка поступков согласно категориям «добро-зло», «хорошо-плохо»;

4) корпоративные нормы ‑ правила поведения, установленные в рамках организаций и закрепленные в их учредительных документах;

5) правовые нормы ‑ требования, закрепленные в законодательстве государства и обеспечиваемые государственным принуждением;

6) политические нормы ‑ регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах;

7) деловые обыкновения ‑ нормы поведения, принятые в предпринимательской среде (требования к исполнению обязательств, правила ведения деловых переговоров и др.);

8) этикет ‑ совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях (нормы общения, деловой протокол и др.);

9) эстетические нормы ‑ оценка объектов или поступков согласно категориям «красиво-безобразно».

Социальные нормы функционирует только в том случае, если они способны оказывать влияние на поведение человека посредством: 1) знания содержания норм; 2) осознания необходимости их соблюдения (психологическая установка); 3) практического исполнения их предписаний. В противном случае норма выходит из употребления, становится «мертвой» нормой. В таком случае она либо полностью прекратит свое существование как общественный регулятор, либо она будет использована на новом этапе социальных отношений в видоизмененной форме (например, религиозные нормы, сильно влиявшие на жизнь дореволюционной России, будучи вытесненными из общественной жизни в советский период, возобновили свое функционирование на уровне религиозных организаций и общин с начала 1990-х гг.). В целом, социальные нормы можно охарактеризовать как объективно необходимые на данном историческом этапе развития конкретного общества правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Из числа наиболее распространенных социальных регуляторов можно выделить обычаи, религиозные нормы и право.

Обычай ‑ это стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом сообществе из поколения в поколение, является привычным для его членов.

Обычаи исторически являются первым социальным регулятором, формируясь уже в первобытную эпоху. Таким образом, обычаи первоначально носят этнический характер, тесно связаны с народной культурой. Однако по мере усложнения общественных отношений, кроме этнических (народных) обычаев начинают выделяться обычаи, принятые в определенных сословиях, классах, субкультурах, которые в настоящее время зачастую носят надэтнический характер. Однако данные разновидности обычаев не носят такого жесткого характера, как этнические обычаи, поскольку усваиваются индивидами не с рождения, а при включении в ту или иную социальную группу.

Обычаи предшествовали государственному праву. Возникая на стадии раннепервобытного общества, первоначально они регулируют отношения только между родами и общинами. На стадии позднепервобытного общества субъектами обычных норм становятся индивиды. На предклассовой стадии, когда начинает формироваться государственный аппарат и появляются постоянные судебные органы, происходит дальнейшая эволюция обычаев и начало становления собственно «права» (государственного права).

Системы этнических обычаев также именуют термином «обычное право». Неотъемлемыми признаками обычного права являются: 1) этничность; 2) устность; 3) коллективизм; 4) связанность с религиозными представлениями и ритуалами, 5) публичный характер (приоритет интересов группы над интересами индивида, опора на общественное принуждение); 6) «примитивность» судопроизводства (функции судебной инстанции выполняют лидеры группы). Обычаи, которым государство придает обязательный характер, принято называть «правовыми обычаями». Если обычная норма имеет необязательный характер и индивид не претерпевает серьезных неблагоприятных последствий за ее нарушение, то такую норму именуют «обыкновением».

Обычаи тесно связаны с религиозными представлениями. Зачастую обычная норма имеет под собой религиозное обоснование. Такие неотъемлемые элементы первобытных культур, как тотемизм, магия, колдовство, обряды и ритуалы, клятвы, табу, культ предков и др. сочетают в себе обычаи и ранние представления о сверхъестественных началах. В данном случае вера обосновывает и подкрепляет обязательность соблюдения обычной нормы. Однако следует отделять религиозную норму от обычая, содержащего в себе религиозный элемент.

Религия (от лат. «religio» ‑ «культ, святыня», «religare» ‑ «соединять, связывать») ‑ это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм, правил, типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в религиозные организации (общины). Религиозные нормы представляют собой правила поведения, следование которым обусловлено верой в существование духовного мира и сверхъестественных сущностей (богов, Бога, Духа, Абсолюта, Дао и др.).

Обычаи и религиозные нормы можно объединить единым термином «этноконфессиональные нормы». На основе этноконфессиональных норм формируется традиция (от лат. «traditio» ‑ «предание») как установившийся в ходе исторического развития порядок в поведении, в быту. В традицию включают представления, обряды, привычки и навыки практической и общественной деятельности, передаваемые из поколения в поколение и регулирующие общественные отношения.

Традиция и религия являются одними из важнейших социальных регуляторов наряду с государственным правом. Несмотря на высказывания некоторых исследователей и ученых, прогнозировавших исчезновение этноконфессиональных регуляторов из общественной жизни по мере глобализации и урбанизации, их роль все равно остается существенной. Обычаи в свое время выступали основой государственного права и в определенной степени продолжают оказывать влияние на жизнь людей- как в традиционных обществах, так и в современных индустриальных. Усиливающаяся в последние десятилетия миграция из стран Азии и Африки, приводит к усложнению этнокультурного ландшафта многих европейских стран и России в том числе, что делает актуальным изучение обычаев и религиозных норм «неевропейских» народов со стороны государственных органов и ученых для принятия корректных управленческих решений.

Этноконфессиональные нормы играют важную роль в формировании правовых норм, являясь предтечей государственного законодательства. Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений. Однако в науке существуют различные подходы по вопросу соотношения между этноконфессиональными нормами и правом, определению их места и роли в общественных отношениях. С точки зрения отраслевой принадлежности все подходы можно разделить на правовые и антропологические.

 

Глава __

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...