Международно-правовая и внутригосударственная защита этнических и религиозных меньшинств
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 В настоящее время в рамках Организации Объединенных Наций существуют международно-правовые механизмы защиты прав национальных, этнических, расовых или религиозных меньшинств. Запрет на дискриминацию содержится в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международной конвенции о правах ребенка, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Рамочной Конвенции о защите меньшинств. Запрещается дискриминация меньшинств по признакам языка, религии, национального или социального происхождения, места рождения. В целях сохранения идентичности, традиций и особенностей меньшинств, им даются особые права: на сохранение собственного языка, полноценного участия в экономической и политической жизни государства и др. Статья 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него предусматривает запрет геноцида ‑ полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы, а ст. 4 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает пропаганду и деятельность организаций, которые основаны на идеях преимущества одной расы или группы людей перед другими в зависимости от цвета кожи или этнического происхождения. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах предусматривает доступность образования для меньшинств (ст. 13). Международный пакт о гражданских и политических правах оговаривает, что представители меньшинств не должны быть лишены права пользоваться собственной культурой, исповедовать свою религию и использовать свой национальный язык (ст. 27). В Декларации прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам ООН, предоставляет меньшинствам следующие права: на защиту государством их национальной, этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности и самобытности (ст. 1); пользоваться собственной культурой, исповедовать свою религию, использовать свой язык в частной и общественной жизни (ст. 2.1); участвовать в культурной, религиозной, социальной, экономической и общественной жизни (ст. 2.2); участвовать в принятии решений, которые затрагивают меньшинства, на общенациональном и региональных уровнях (ст. 2.3); создавать и осуществлять деятельность собственных объединений (ст. 2.4); создавать и поддерживать контакты с другими членами их группы и с людьми, принадлежащими к другим меньшинствам, как в своей стране, так и за пределами государственных границ (ст. 2.5).
На региональном уровне страны СНГ в 1994 г. приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. В ст. 5 Конвенции, в частности, говорится: «Каждая из Договаривающихся Сторон признает за лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, право создавать в соответствии с национальным законодательством различные организации (ассоциации, землячества и т.п.) просветительского, культурного и религиозного характера в целях сохранения и развития этнической, языковой, культурной и религиозной самобытности». Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Коренным малочисленным народам гарантируются права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. 17 июня 1996 г. принят закон «О национально-культурной автономии», согласно которому национально-культурная автономия ‑ это форма национально-культурного самоопределения (в виде общественного объединение), представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, содействия межрелигиозному диалогу, а также осуществления деятельности, направленной на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (ст. 1).
В Федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. устанавливаются правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В ст. 14 данного закона говорится, что при рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации. Наряду Кроме вышеперечисленных актов, правовые нормы, касающиеся обеспечения прав национальных меньшинств в Российской Федерации, содержатся в законах «О языках народов Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» и др. В ряде субъектов Российской Федерации приняты комплексные законы, посвященные защите прав национальных меньшинств, прежде всего в этнокультурной и этноязыковой сферах. В Татарстане такой закон был принят 12 мая 2003 г. В соответствии со ст. 1 «Национально-культурная автономия это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации в Республике Татарстан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры».
Права религиозных меньшинств закрепляются Конституцией РФ 1993 г. и Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». В РФ гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Согласно Конституции РФ и закону «О свободе совести», Российская Федерация ‑ светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с принципом светскости, государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ст. 4). В свою очередь, религиозное объединение: создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь,наприм1. Бочаров В.В. Неписаный закон: Антропология права. научное исследование. 2-е изд. – СПб.: Издательство АИК, 2013. – 328 с.
Основная литература 1.. Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. ‑ М., Норма, 2002. ‑ 467 с. 2. Рулан Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов // Перевод с франц. Л. П. Данченко, А. И. Ковлера, Т. М. Пиняльвера, О. Э. Залогиной. ‑ М.: Издательство НОРМА, 2000. – 310 с.
Дополнительная литература 1. Дробышевский В.С., Калинин А.Ф. Введение в юридическую антропологию: Проблемы методологии права. Ч. 1. ‑ Чита: Изд-во ЧитГУ, 2004. ‑ 135 c. 2. Крашенинникова Н. А. Индусское право. История и современность. ‑ М.: Изд.-во Московского университета, 1982. – 192 с. 3. Менахем Э. Еврейское право. ‑ СПб: Юридический центр Пресс, 2002. – 611 с. 4. Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии: Сборник научных статей / Отв. ред.: Новикова Н. И., Тишков В. А. ‑ М.: Стратегия, 2002. ‑ 400 c. 5. Олень всегда прав. Исследования по юридической антропологии. Сборник статей / Отв. ред.: Новикова Н. И. ‑ М.: Стратегия, 2003. ‑ 320 c. 6. Право в зеркале жизни. Исследования по юридической антропологии: Сборник научных статей / Отв. ред.: Новикова Н. И. ‑ М.: Изд. Дом «Стратегия», 2006. ‑ 400 c. 7. Разуваев Н.В., Харитонов Л.А., Черноков А.Э. Социальная антропология права современного общества / Под ред.: Честнов И. Л. ‑ С-Пб.: Знание, ИВЭСЭП, 2006. ‑ 248 c. 8. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Отв. ред.: Туманов В.А. ‑ М.: Наука, 1986. ‑ 256 c. 9. Цыпин В.А. Каноническое право. ‑ М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ‑ 864 с. 10. Юридическая антропология: современные пути развития знаний о человеке. Сборник научных статей / Под ред: Кузнецов А.Г., Ярская-Смирнова В.Н. ‑ Саратов: СЮИ МВД России, 2007. ‑ 210 c.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|