Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус и защита прав этнических меньшинств




 

Меньшинство – группа, которая, как правило, находится в численно не доминирующем по отношению к остальной части населения; и может обладать этническими, религиозными или языковыми отличиями от окружающего населения. Группа обладает чувством солидарности и желанием сохранить свою культуру, традиции, религию или язык. Однако бывают и исключения, когда статус меньшинства может определяться не численностью группы, а ее отличительными чертами. Группа, составляющая большинство населения, в результате дискриминации другой этнической группой также может считаться «меньшинством».

Наиболее распространенными являются этнические, религиозные и языковые меньшинства. Религия одновременно выступает как отличительный признак этнического меньшинства (например, русские-православные, татары-мусульмане), так и является основой для формирования меньшинства в составе одного этноса (например, русские-мусульмане, татары-православные и т.д.). Религиозное меньшинство – это совокупность лиц, придерживающихся вероисповедания, отличного от вероисповедания большинства. Отрицающие религию (атеисты) также могут формировать меньшинство в противовес верующему большинству и подвергаться различного рода дискриминации (например, в мусульманских странах Персидского залива, Иране и т.д.). Языковые меньшинства могут формироваться как в рамках отдельного языка, так и на основе диалекта.

Этничность – это форма идентичности человека и культурная традиция, на основе которых возникают и существуют этнические общности (народы или национальности). Этническое самосознание играет главную роль в формировании этнического меньшинства. Солидарность индивидов по этническому признаку позволяет сохранить свою самобытность и национальное правосознание. Этническая идентичность может носить многоуровневый характер, особенно в случае большого количества населения смешанного этнического происхождения.

Отдельного внимания заслуживает обращение к понятию «этническая диаспора». В научной литературе можно встретить различные определения диаспоры, в основе которых лежат этнические, религиозные, экономические, политические и др. критерии. Большинство исследователей полагают, что диаспора – это часть народа, проживающая за пределами своего национального государства. Диаспора, в отличие от этнической группы, всегда институциирована и несет в себе не только этнокультурное, но и этнополитическое содержание. Для определения диаспоры выделяется ряд базовых характеристик: 1) этническая идентичность (в том числе сохранение этнического самоназвания, внешне проявляющегося в форме этнонима); 2) общность культурных ценностей; 3) социокультурная антитеза, выражающаяся в стремлении сохранить этническую и культурную самобытность; 4) представление (чаще всего в виде архетипа) о наличии общего исторического происхождения.

Классификации диаспор в литературе различны. В самом общем виде выделяют «классическую» (евреи, армяне) и «новую» (трудовые мигранты) диаспоры. Г. Шеффер предложил следующие виды диаспор: 1) с глубокими историческими корнями (армяне, евреи, китайцы); 2) сравнительно новые (греки, поляки, турки); 3) зарождающиеся (корейцы, филиппинцы, русские); 4) находящиеся на ранней стадии формирования (американцы); 5) этнонациональные (пользующиеся поддержкой своего национального государства); 6) не имеющие своего государства (курды, цыгане, палестинцы). Р. Коэн выделяет диаспоры-жертвы (еврейская, армянская, африканская, ирландская и палестинская), имперские (древнегреческая, британская, русская), трудовые (индийская, китайская, японская, турецкая, итальянская), торговые (ливанская, китайская, индийская) и др.

Важно проследить соотношение понятий «этническое (национальное) меньшинство», «этническая группа» и «диаспора». Диаспоры формируются на основе этнических групп, но не всегда совпадают с ними по объективным характеристикам. В отличие от этнических групп обязательным компонентом диаспоральности является наличие представления о государстве (регионе) исхода (либо его символе), стремление сохранить с ним связь если не физически (идея «собирания», возвращения), то хотя бы в духовном смысле. Для этнической группы – это возможный, но необязательный признак. В этнокультурном смысле диаспоры представляют собой более широкое понятие, чем этнические группы, поскольку их консолидация способна выходить за пределы отдельных государств и приобретать институциональные формы. В то же время в правовом поле понятие диаспоры отсутствует: и международное, и российское право, говоря о диаспорах, оперируют термином «национальные меньшинства», хотя эти понятия совпадают лишь частично. Термин «национальное меньшинство» можно отнести к этнической группе, которая может являться диаспорой, но лишь в отдельном государстве. Соответственно диаспора в мировом масштабе будет являться совокупностью «одно-национальных меньшинств» в различных государствах.

Проблема этнических меньшинств тесно связана с территориальной целостностью государства, ее соотношением с правом на самоопределение. Попытки односторонней сецессии, сепаратизм и межэтнические конфликты являются предметом особого беспокойства политических элит. Ч. Фун выделил четыре основных вида лояльности этнических сообществ в многонациональных государствах. Они могут быть лояльны по отношению к: а) той стране, гражданами которой являются, ‑ так называемое «внутреннее притяжение государства» (internal national pull); б) своей этнической группе, проживающей в данной стране, ‑ «внутриэтническое притяжение» (internal ethnic pull); в) той стране, откуда приехали сами или происходят их предки, ‑ «притяжение государства извне» (external national pull); г) своей этнической группе, проживающей в той стране, откуда эмигрировали они сами или их предки, ‑ «внешнее этническое притяжение» (external ethnic pull).

Исследователи выделяют два подхода к решению проблем этнических меньшинств - культурный и политический. Реальной гарантией прав этнических меньшинств являются лишь гарантии политические, при том что значительная часть особых интересов миноритарных сообществ сосредоточена в сфере культуры, воспитания, образования, традиций.

Самоопределение этнических меньшинств в рамках многонационального государства может происходит либо в форме создания собственного государства (наиболее крайний вариант, часто в результате вооруженного конфликта), либо в форме образования автономии. Выделяют территориальную (этнотерриториальную), корпоративную и культурно-национальную автономию.

Для этнотерриториальной автономии необходимо компактное расселение этнического меньшинства. Образуются автономные области, округа, районы, имеющие, как правило, географические названия или указывающие на национальную принадлежность (Автономная Республика Крым, Республика Татарстан и др.). Этнотерриториальная автономия в зависимости от объема полномочий может быть политической (осуществляет часть государственных функций) либо административной (без права издания местных законов). Корпоративная автономия, как правило, заключается в предоставлении этническим меньшинствам мест в государственном аппарате, а государственные служащие-представители других народов обязуются знать язык и традиции местного населения (например, в Индии). Культурно-национальная автономия создается в случае дисперсного проживания этнических меньшинств. Им позволяется создавать свои объединения, которые в основном занимаются культурно-бытовыми вопросами, сохранением и развитием языка, но могут участвовать в политической жизни путем представительства в некоторых органах государства (например, Австрия, Венгрия, Россия).

Правовое регулирование культурных потребностей и интересов осуществляется в форме гарантий равенства культур, защиты культур этнических меньшинств и поддержки создания всевозможных обществ и учреждений, ориентированных на этнические культуры. Эти гарантии, как правило, оговариваются специальными законодательными актами. Особое внимание уделяется языку, ибо часто именно языковые проблемы являются определяющими в положении этнических меньшинств. В большинстве стран с полиэтничным составом населения законодательно определяется статус языков национальных меньшинств. Юридические нормы регулируют вопросы, связанные с использованием языков меньшинств в официальных отношениях, в средствах массовой информации, в образовании.

 

Глава __

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...