Структура эмоционального интеллекта
Как уже указывалось, идея эмоционального интеллекта выросла из понятия социального интеллекта. Стоит отметить, что в период перехода от понятия социального интеллекта к понятию эмоционального интеллекта особенно близко подошёл Х. Гарднер, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением». [18, с. 32]. Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана П. Сэловеем и Д. Мэйером, впрочем, ими же, как нам уже известно, и был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году. Они определили эмоциональный интеллект, как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». [24, с. 67] Эмоциональный интеллект трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: . Идентификация и выражение эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой - на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй - субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии; . Регуляция эмоций состоит из двух компонентов: регуляция своих и чужих эмоций;
. Использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности включает компоненты гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. В свете этих представлений эмоциональный интеллект трактуется, как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Примерно в это же время стали появляться и другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д. Гоулмана и Р. Бар-Она. В книге «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» Д. Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Он подразумевает эмоциональный интеллект, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. [7] Автор выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений. Раскрывая более детально каждое из них, он приводит нас к выводу, что управление эмоциями это не фантазии и не способность, которая не подлежит развитию в процессе онтогенеза. Управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать. Он предлагает обнаруживать и развивать качества, которые позволили бы человеку добиваться успехов в любом виде деятельности, который он для себя выбрал. Выделенные им в четыре больших блока: самосознание, самоконтроль, эмпатия и навыки отношений Д. Гоулман далее более подробно раскрывает каждый из них. Более наглядно эту структуру можно увидеть на рисунке (см. рис 1). В данной схеме не указана лишь подструктура включающая управление отношениями, т.к. мы считаем её рассмотрение более приемлемой для рассмотрения проблем эмоционального интеллекта взрослых людей.
Рис. 1 Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана
Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли эмоционального интеллекта в жизни каждого человека. Примечательность взглядов Р. Бар-Она на структуру эмоционального интеллекта состоит в том, что он выделяет несколько основных сфер: внутриличностную сферу, межличностную сферу, сферу приспособляемости (адаптивности), сферу управления стрессом. Наиболее примечательным в его структуре является выделение такого понятия как ассертивность (самоутверждение) - способность открыто выражать свои мысли и чувства, быть твердым и защищать свою точку зрения, относящееся к внутриличностной сфере, на наш взгляд, наиболее полно характеризует его точку зрения на определение эмоционального интеллекта и отражает важность, которую автор подчеркивает в развитии этой личностной структуры для каждого отдельного человека. Представляет интерес и выделенная у него в отдельную сферу такая способность, как управление стрессом, что является, несомненно, очень важной характеристикой, т.к. переносимость стресса «способность оставаться спокойным и сосредоточенным, конструктивно противостоять неблагоприятным событиям и противоречивым эмоциям, вырабатывающаяся у любого человека на протяжении жизни и обеспечивающая в дальнейшем эмоциональную стабильность». [24, с. 80] Рассмотрев несколько научных взглядов на структуру эмоционального интеллекта можно, вернувшись к определению эмоционального интеллекта Х. Гарднера, выделить два больших блока: внутриличностный и межличностный, которые в свою очередь, в самом общем смысле можно разделить следующим образом. Внутриличностный блок включает в себя умение осознавать свои эмоции и управлять своими эмоциями. Умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации, в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации.
Межличностный блок включает в себя соответственно осознание эмоций других и управление эмоциями других людей. Возможность понимать эмоции, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, дифференцировать истинные и ложные проявления чувств других людей, определять изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой. Умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека. [18]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|