Семейного окружение, как первооснова формирования эмоционального интеллекта у детей
Первый опыт эмоционального взаимодействия у ребёнка происходит с родителями и другими ближайшими родственниками: бабушками, дедушками, братьями и сёстрами. Ценность данного опыта и степень его влияния на формирование личности и эмоционального интеллекта в частности нельзя недооценивать, так, например в отечественной психологии мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия). [5] Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. В своей статье И.Н. Андреева выделяет социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта, которые несомненно возникают под воздействием семейного окружения: синтоничность в детском возрасте, становление рационализации по мере взросления, степень развития самосознания ребёнка, эмоционально благополучные отношения между родителями, уровень образования родителей и семейный доход, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность. [1]
В рамках нашей работы подробно рассмотрим только некоторые из них. Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония - инстинктивное созвучание с окружением. Синтония рассматривается как врождённый инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врождённого механизма высвобождения или как приобретённая реакция. На взгляд Н.П. Радчиковой «развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребёнка, которые являются ориентирами для его самоотношения и самооценки». [3, с. 10] К сожалению, в условиях излишней заботы и опеки со стороны родителей ребенок перестаёт стремится к установлению эмоционального контакта. Однако развитие синтонии может быть значительно приторможено, если в ответ на возникшее желание ребенка устанавливать положительные эмоциональные контакты он встречает отвержение и негатив. [1] Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин - внутриличностных показателей. Поэтому имеет смысл делать упор не только на развитие типично девичьих или типично юношеских качеств, а создавать симбиоз, что позволяет лучшим образом проявлять качества необходимые в различных ситуациях. [1] Неоспоримым является тот факт, что самый ранний и самый важный эмоциональный контакт возникает у ребенка с матерью, именно поэтому влияние её отношения к ребенку наиболее велико и оказывает наиболее существенный отпечаток на эмоциональные проявления ребенка. В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно, такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. [5]
Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Определяющим в формировании эмоционального благополучия ребёнка является то, насколько «безусловно» он принимаем матерью. Е.Н.Васильева и О.В.Суворова пишут «стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности, принятия, защищенности, эмоциональной связи, соприсутствия является основополагающей потребностью дошкольника. А так же насколько недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с ребенком нарушает эмоциональное благополучие ребенка». [5, с. 12] Также показана чёткая параллель между тем, насколько положительные эмоции, возникающие у матери, при общении с ребёнком влияют на его взаимоотношения со сверстниками. Для большей наглядности тех эмоциональных реакций, которые демонстрируют дети «условно» и «безусловно» принимаемые матерью представлена таблица. Таким образом, дети, «условно» принимаемые матерью, менее принимаемы и сверстниками. Последнее можно объяснить слабым развитием просоциальных эмоций у этих детей. Поэтому, так важно, чтобы родители, особенно матери, выступали как источник положительного влияния на своего ребенка, формируя тем самым у него благополучное самомнение о самом себе и не создавая барьеров в общении со сверстниками, так как в отношении к ребенку близких взрослых закладывается фундамент его самосознания. [5]
Таблица 1. Эмоциональные проявления старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью.
Примечание: У «условно» принимаемых детей, как видно, по характеристикам весёлость и сверхчувствительность существенный разрыв по сравнению с «безусловно» принимаемыми сверстникам. Это показывает что дети, «безусловно» принимаемые матерью, имеют в целом позитивный эмоциональный фон, более чувствительны к другому и эмоционально ориентируются на ситуации взаимодействия со сверстниками. Они менее ревнивы, чаще проявляют сочувствие к другому, чаще сомневаются и настаивают на своем. Дети, принимаемые матерью «условно», имеют сниженный эмоциональный фон. Они существенно менее чувствительны к другому: реже проявляют сочувствие к сверстникам, чаще проявляют жестокость по отношению к сверстникам. Результаты работы, проведенной Е.О.Смирновой, говорят о том, что у родителей дошкольников, которые испытывают трудности в общении со сверстниками (дети либо излишне агрессивны, либо демонстративны, застенчивы или обидчивы) значительно сильнее выражено предметное начало в отношении к ребенку, т.е. внимание уделяется таким качествам, которые связаны с внешними проявлениями, характеризующими его не как индивидуальность, а скорее как предмет, наделенный какими-либо свойствами и ценный лишь постольку, поскольку широко эти свойства представлены. [5] Если ребенок раскрепощен, проявляет свои эмоции, чувства, то это рассматривается такими родителями с доминирующим предметным началом, как проявления невоспитанности или недостаточного интеллектуального развития. На самом деле осознание собственной индивидуальности и является осознанием собственных эмоций и реакции на происходящее. Поэтому, индивидуальность зависит от эмоционального аспекта каждого ребенка. [20]
Так же в исследовании, проведенном А.Б.Холмагоровой и Н.Г. Гаранян, очень показательно отражены факты о том, что дети, испытывающие постоянные критические (чаще негативные) замечания и давление неразумно завышенных требований со стороны родителей, страдают тенденцией к проявлению отрицательных эмоций, не выдерживая постоянного натиска со стороны родителей, они постепенно превращаются в «маленьких перфекционистов». А привитые родителями качества способствуют лишь негативному восприятию окружающего мира, себя и других. [20] Как видим родительская среда, как первое социальное окружение ребёнка, может оказать весьма негативное влияние на развитие эмоций дошкольника, а поскольку величина родителького влияния нами уже отмечалась, в дальнейшем мы попытаемся указать, чем еще родители могут способствовать либо тормозить развитие у своего ребенка формирование эмоционального интеллекта. Наиболее важным моментом в осознании и принятии ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может как адекватно отражать состояние ребенка - и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым, препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности. [23] В связи с этим следует отметить, что с середины прошлого века взрослые пытаются насильственным образом очистить мир ребёнка от отрицательных эмоций, неприятных ощущений и переживаний. Наиболее здоровым аффектом считается радость, поэтому её проявления всячески стимулируются путём быстрого переключения ребёнка от слёз и неприятных переживаний. Но, не проговаривая с ребенком, возникающих у него эмоций, в независимости положительны они или отрицательны, родители оставляют своего ребенка один на один со своими переживаниями. Справиться самостоятельно он с ними пока не имеет возможности, что выражается у него в капризности или агрессивном поведении. Наиболее правильным было бы совместно с ребёнком выяснить причину его негативных эмоций и вместе с ним решить как с ними можно справляться. Как уже было выявлено раньше для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.
Поэтому ещё раз подчеркнём, что существенным фактором в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может так же и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации. Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности (по мнению Яковлевой) - это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т.е. экспрессивные средства. [23] Ребенок обучается владению ими в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя этих форм выступает взрослый. Взрослый представляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти средства для выражения своих эмоциональных состояний. Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений. Помимо вышеуказанных способов развития существуют не менее эффективные, которые реализуются, в идеале, за пределами семейного кольца, но имеют огромное значение для ребёнка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|