Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семейного окружение, как первооснова формирования эмоционального интеллекта у детей




 

Первый опыт эмоционального взаимодействия у ребёнка происходит с родителями и другими ближайшими родственниками: бабушками, дедушками, братьями и сёстрами. Ценность данного опыта и степень его влияния на формирование личности и эмоционального интеллекта в частности нельзя недооценивать, так, например в отечественной психологии мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях.

В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия). [5]

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

В своей статье И.Н. Андреева выделяет социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта, которые несомненно возникают под воздействием семейного окружения: синтоничность в детском возрасте, становление рационализации по мере взросления, степень развития самосознания ребёнка, эмоционально благополучные отношения между родителями, уровень образования родителей и семейный доход, андрогинность, внешний локус контроля, религиозность. [1]

В рамках нашей работы подробно рассмотрим только некоторые из них. Важнейшей предпосылкой развития эмоционального интеллекта, и в частности, такого его компонента, как распознавание эмоций других людей, является синтония - инстинктивное созвучание с окружением. Синтония рассматривается как врождённый инстинкт, реакция типа безусловного эмоционального рефлекса врождённого механизма высвобождения или как приобретённая реакция. На взгляд Н.П. Радчиковой «развитие синтонии связано, в первую очередь, с эмоциональными реакциями окружения на действия ребёнка, которые являются ориентирами для его самоотношения и самооценки». [3, с. 10]

К сожалению, в условиях излишней заботы и опеки со стороны родителей ребенок перестаёт стремится к установлению эмоционального контакта. Однако развитие синтонии может быть значительно приторможено, если в ответ на возникшее желание ребенка устанавливать положительные эмоциональные контакты он встречает отвержение и негатив. [1]

Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта проявляются, прежде всего, в преобладании у женщин его межличностных, а у мужчин - внутриличностных показателей. Поэтому имеет смысл делать упор не только на развитие типично девичьих или типично юношеских качеств, а создавать симбиоз, что позволяет лучшим образом проявлять качества необходимые в различных ситуациях. [1]

Неоспоримым является тот факт, что самый ранний и самый важный эмоциональный контакт возникает у ребенка с матерью, именно поэтому влияние её отношения к ребенку наиболее велико и оказывает наиболее существенный отпечаток на эмоциональные проявления ребенка.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно, такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. [5]

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Определяющим в формировании эмоционального благополучия ребёнка является то, насколько «безусловно» он принимаем матерью. Е.Н.Васильева и О.В.Суворова пишут «стремление к близости с родителем, дающее ощущение безопасности, принятия, защищенности, эмоциональной связи, соприсутствия является основополагающей потребностью дошкольника. А так же насколько недооценка родителями телесного аспекта взаимодействия с ребенком нарушает эмоциональное благополучие ребенка». [5, с. 12]

Также показана чёткая параллель между тем, насколько положительные эмоции, возникающие у матери, при общении с ребёнком влияют на его взаимоотношения со сверстниками. Для большей наглядности тех эмоциональных реакций, которые демонстрируют дети «условно» и «безусловно» принимаемые матерью представлена таблица.

Таким образом, дети, «условно» принимаемые матерью, менее принимаемы и сверстниками. Последнее можно объяснить слабым развитием просоциальных эмоций у этих детей. Поэтому, так важно, чтобы родители, особенно матери, выступали как источник положительного влияния на своего ребенка, формируя тем самым у него благополучное самомнение о самом себе и не создавая барьеров в общении со сверстниками, так как в отношении к ребенку близких взрослых закладывается фундамент его самосознания. [5]

 

Таблица 1. Эмоциональные проявления старших дошкольников, «безусловно» и «условно» принимаемых матерью.

Эмоциональные проявления ребенка Дошкольники, «безусловно» принимаемые матерью Дошкольники, «условно» принимаемые матерью
Сверхчувствительность 1,505 0,705
Возбуждаемость 1,758 1,411
Капризность 1,131 1,117
Боязливость 1,175 0,823
Плаксивость 1,000 0,764
Злобность 0,659 0,529
Веселость 2,010 0,529
Завистливость 0,813 0,705
Ревность 0,769 1,235
Обидчивость 1,307 1,352
Упрямство 1,384 0,352
Жестокость 0,452 1,823
Ласковость 1,725 1,941
Сочувствие 1,725 1,294
Сомнение 0,769 0,352

 

Примечание: У «условно» принимаемых детей, как видно, по характеристикам весёлость и сверхчувствительность существенный разрыв по сравнению с «безусловно» принимаемыми сверстникам. Это показывает что дети, «безусловно» принимаемые матерью, имеют в целом позитивный эмоциональный фон, более чувствительны к другому и эмоционально ориентируются на ситуации взаимодействия со сверстниками. Они менее ревнивы, чаще проявляют сочувствие к другому, чаще сомневаются и настаивают на своем. Дети, принимаемые матерью «условно», имеют сниженный эмоциональный фон. Они существенно менее чувствительны к другому: реже проявляют сочувствие к сверстникам, чаще проявляют жестокость по отношению к сверстникам.

Результаты работы, проведенной Е.О.Смирновой, говорят о том, что у родителей дошкольников, которые испытывают трудности в общении со сверстниками (дети либо излишне агрессивны, либо демонстративны, застенчивы или обидчивы) значительно сильнее выражено предметное начало в отношении к ребенку, т.е. внимание уделяется таким качествам, которые связаны с внешними проявлениями, характеризующими его не как индивидуальность, а скорее как предмет, наделенный какими-либо свойствами и ценный лишь постольку, поскольку широко эти свойства представлены. [5]

Если ребенок раскрепощен, проявляет свои эмоции, чувства, то это рассматривается такими родителями с доминирующим предметным началом, как проявления невоспитанности или недостаточного интеллектуального развития. На самом деле осознание собственной индивидуальности и является осознанием собственных эмоций и реакции на происходящее. Поэтому, индивидуальность зависит от эмоционального аспекта каждого ребенка. [20]

Так же в исследовании, проведенном А.Б.Холмагоровой и Н.Г. Гаранян, очень показательно отражены факты о том, что дети, испытывающие постоянные критические (чаще негативные) замечания и давление неразумно завышенных требований со стороны родителей, страдают тенденцией к проявлению отрицательных эмоций, не выдерживая постоянного натиска со стороны родителей, они постепенно превращаются в «маленьких перфекционистов». А привитые родителями качества способствуют лишь негативному восприятию окружающего мира, себя и других. [20]

Как видим родительская среда, как первое социальное окружение ребёнка, может оказать весьма негативное влияние на развитие эмоций дошкольника, а поскольку величина родителького влияния нами уже отмечалась, в дальнейшем мы попытаемся указать, чем еще родители могут способствовать либо тормозить развитие у своего ребенка формирование эмоционального интеллекта.

Наиболее важным моментом в осознании и принятии ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний является их называние взрослым; как известно, вербализация является важнейшим инструментом осознания. Однако называние может как адекватно отражать состояние ребенка - и тогда оно способствует осознанию ребенком собственных эмоциональных переживаний, способствуя тем самым индивидуализации развития, так и неадекватно отражать его, тем самым, препятствуя осознанию ребенком своих эмоциональных переживаний и блокируя развитие индивидуальности. [23]

В связи с этим следует отметить, что с середины прошлого века взрослые пытаются насильственным образом очистить мир ребёнка от отрицательных эмоций, неприятных ощущений и переживаний. Наиболее здоровым аффектом считается радость, поэтому её проявления всячески стимулируются путём быстрого переключения ребёнка от слёз и неприятных переживаний. Но, не проговаривая с ребенком, возникающих у него эмоций, в независимости положительны они или отрицательны, родители оставляют своего ребенка один на один со своими переживаниями. Справиться самостоятельно он с ними пока не имеет возможности, что выражается у него в капризности или агрессивном поведении. Наиболее правильным было бы совместно с ребёнком выяснить причину его негативных эмоций и вместе с ним решить как с ними можно справляться.

Как уже было выявлено раньше для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или непринятие взрослым этих реакций и состояний. Принимая эмоциональные реакции и состояние ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Поэтому ещё раз подчеркнём, что существенным фактором в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка со стороны взрослого. Поддерживая эмоциональную реакцию ребенка, взрослый не только признает за ним право на данную эмоцию, но и признает также адекватность реакции ребенка на данную ситуацию. Но взрослый может так же и отвергать эмоциональную реакцию ребенка, т.е. признавая за ребенком право на эмоцию, не считать ее адекватной в данной ситуации.

Осознание ребенком своей индивидуальности, предполагает ее выражение. Выражение собственной индивидуальности есть не что иное, как выражение эмоциональных реакций и состояний. Средства выражения индивидуальности (по мнению Яковлевой) - это то, что позволяет выразить свое эмоциональное состояние, т.е. экспрессивные средства. [23]

Ребенок обучается владению ими в ходе онтогенетического развития, а в роли носителя этих форм выступает взрослый. Взрослый представляет ребенку образцы способов эмоционального самовыражения, однако успешность этого обучения зависит от той степени принятия и поддержки, которую взрослый оказывает по отношению к попыткам ребенка использовать эти средства для выражения своих эмоциональных состояний.

Таким образом, основным условием осознания и проявления ребенком индивидуальности является называние, принятие и поддержка взрослым его эмоциональных проявлений. Помимо вышеуказанных способов развития существуют не менее эффективные, которые реализуются, в идеале, за пределами семейного кольца, но имеют огромное значение для ребёнка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...