Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции эмоционального интеллекта




 

В предыдущих главах мы выяснили, что же именно называется эмоциональным интеллектом и какова его структура, теперь, на основе выделенных структурных компонентов, попытаемся выяснить, какие же функции он выполняет.

Мы выяснили, что, несомненно, в первую очередь, гармоничное развитие (личности в целом, и эмоционального интеллекта в частности) начинается с осознания своих положительных и отрицательных качеств. Совершенно справедливо самой первой, и, наверное, самой главной категорией в структуре эмоционального интеллекта является самосознание, и это совершенно справедливо, т.к. только личность с высоким уровнем самосознания может осознать себя, и свои эмоции в частности.

Для ребёнка, как мы увидим далее, уровень самосознания во многом определяется его взаимоотношениями с родителями. Вот почему так важно, помогать ребенку анализировать себя (без субъективных оценок), чтобы в дальнейшей жизни он мог более эффективно и объективно оценивать себя.

Таким образом, на наш взгляд, эмоциональный интеллект имеет когнитивно - оценочную функцию.

В тесной взаимосвязи с осознанием и оценкой своего эмоционального состояния находится контроль над ним. Ценность такой способности очевидна: такой ребенок не обижается на любой пустяк, не вступает в драку с любым (иногда только потенциальным) обидчиком. Ему более легко адаптироваться среди сверстников, т.к. они предпочитают общаться с таким ребенком больше, чем с излишне агрессивным и задиристым. Считают его более подходящим партнером для игр и общения, в целом реакции такого ребенка более адекватны. Следовательно, если эта способность помогает лучше приспособиться к взаимодействию с людьми, со сверстниками в частности, можно сказать что имеет место и адаптивная функция.

Адаптивная функция эмоций тесно связана с потребностями человека, в данном случае наиболее актуальной потребностью является потребность взаимодействия с людьми, желание быть принятыми ими, признанным. Развитый эмоциональный интеллект, как нельзя лучше реализует эту потребность, способствуя выработке у человека коммуникабельности (способность наладить взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон) и открытости (способности строить доверительные отношения).

В более старшем возрасте осознание и контроль над своими эмоциями становятся еще более необходимым качеством, так как способствуют не просто установлению хороших отношений с людьми, но и лучшему обучению, а затем и карьерным успехам.

Любые эмоции содержат информацию, положительную или отрицательную, не столь существенно, главное, что эта информация влияет на мышление, поэтому стоит учитывать эту информацию, чтобы эффективно строить стратегии поведения.

Способность к эмпатии является ключом, с помощью которого, ребенок открывает перед собой мир не только своих, но и чужих эмоций и чувств. Если мать расстроена, а его способность к эмпатии явно развита достаточно хорошо, то он не будет капризничать и вероятно воздержится от крика и шума, а, скорее всего, постарается в меру своих способностей утешить своего близкого человека. Так ребёнок учится распознавать не только свои, но и чужие эмоции. В этой задаче ему должны помогать родители: называя и заостряя внимание ребенка на какой-то конкретной эмоции они помогают ему лучше разбираться в них, что в свою очередь в дальнейшем поможет ему научиться ставить себя на место других, чувствовать тоже что и окружающие. Развивая в ребенке эмпатию мы формируем в нем личность способную корректировать свое поведение, не только с учётом собственных интересов, но и интересов других. Эмпатическая способность индивидов возрастает с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпативного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.[19]

Таким образом, эмоциональный интеллект выполняет своеобразную познавательную функцию.

Эмоциональный интеллект тесно связан с центральными личностными образованиями, самосознанием и личностной идентичностью, представляет собой одну из мотивационных систем человека, в нём представлены личностные смыслы. Эмоциональность признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, причем, более существенным, чем интеллект.

Правильно сформированный в ребёнке эмоциональный интеллект даст ему возможность позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).

Подводя итог, можем сказать, что функциональной особенностью эмоционального интеллекта является, главным образом, самосознание, которая является центральной в структуре эмоционального интеллекта, из которой вполне логично вытекает когнитивно-оценочная функция. Ребенок осознает свои эмоциональные состояния через взаимодействие со сверстниками и родителями. Родители, в первую очередь, способствуют распознаванию и обозначению тех или других эмоций.

Следующей рассмотренной нами функцией является функция контроля и адаптации. Данные функции тесно взаимосвязаны между собой. Умеющий в достаточной степени контролировать свои эмоциональные проявления дошкольник легче адаптируется среди сверстников, что является вполне логичным, так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, и соответственно дети более стремятся к общению с детьми менее агрессивными, задиристыми, а предпочитают скорее тех, с кем интереснее играть. А от совместных игр с плаксами и забияками воздерживается большинство дошкольников. Предпочитая им более творческих, а главное более эмоционально стабильных сверстников.

В дальнейшем развитие контроля над своими эмоциональными состояниями благоприятно скажется на карьерных достижениях сегодняшнего ребёнка.

Значительное влияние оказывает познавательная (или информативная) функция, которая осуществляется в частности через развитие эмпатийных способностей ребенка. Эмпатия является одним из важнейших условий установления личностных связей человека с окружающим миром, его гармоничных отношений с другими людьми и имеет первостепенное значение для воспитания в ребёнке социально значимых черт: гуманности, отзывчивости, человечности и др. Именно эмпатийной способности, выполняющей ко всему прочему, информативную функцию на наш взгляд стоит отвести значительную долю в формировании эмоционального интеллекта, возможно именно степенью её развитости во многом определяется степень сформированности эмоционального интеллекта.

В будущем, имеющий либо получивший благоприятные задатки, обладатель высокого эмоционального интеллекта наверняка окажется приятен в общении, будет старается избегать конфликтных ситуаций, проявит себя самодостаточным и независимым, реалистично оценивает свои способности человеком, что несомненно окажет только положительное влияние на его достижения в карьере и в жизненной самореализации.

В дальнейшем мы рассмотрим особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и укажем на значимость формирования задатков эмоционального интеллекта именно в этом возрасте. Наиболее важным вопросом для нас остается вопрос о доминировании социальных либо биологических факторов. А именно, значительный ли ущерб в развитии данной личностной структуры наносят родители, которые по тем или иным причинам не отдают ребёнка в детский сад и можно ли в связи с этим как-то компенсировать ребёнку посещение дошкольного образовательного учреждения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...