Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста




Эмоциональный мир ребенка

 

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

В некоторой степени предпосылками становления эмоционального интеллекта являются унаследованные от родителей свойства нервной системы и общий характер эмоциональных способностей. Стоит отметить, что в контексте биологических предпосылок формирования эмоционального интеллекта, стоит отнести отмеченные И.Н. Андреевой следующие предпосылки развития эмоционального интеллекта.

·   наследственные задатки эмоциональной способности

·   правополушарный тип мышления

·   экстраверсия

К наследственным задаткам эмоционального интеллекта относится в первую очередь, то каким уровнем эмоциональности обладают родители. Проводя основную часть своего времени в родительской среде, ребенок черпает из нее определённые знания и усваивает приемы по овладению собственными эмоциями. «Наиболее значимым фактором этой среды является мать, которая, как правило, проводит с ребенком больше времени, чем отец», пишет в своей статье И.Н. Андреева. [1, с. 59]

Другой, типично биологической предпосылкой является зависимость от того, какое полушарие головного мозга является доминирующим. Известно, что люди условно делятся на «правополушарных» и «левополушарных». Правополушарный тип мышления связан с невербальным интеллектом, он способствует точному распознанию эмоциональной окраски речи. Андреева И.Н. видит четкую взаимосвязь между доминированием правого полушария и способностью к правильному определению типа эмоционального контекста звучащей речи. [1]

Так же в ее работе отмечается тот факт, что хотя свойства темперамента является врожденной и малопластичной структурой личности, благодаря сознательным усилиям человек может в определенной степени контролировать характерные для его темперамента проявления.

Еще более поразительным фактом относительно свойств темперамента служит положение о том, что «экстраверты в целом мыслят более глубоко, чем интроверты». Есть основания предположить, что это относится и к анализу эмоциональной информации. Так отмечено, что со свойствами нейротизма и экстраверсии связаны особенности переработки информации. При этом экстраверсия способствует переработке положительных, а нейротизм - отрицательных стимулов.[3, с. 19]

Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. [14]

Развитие чувств у ребёнка связано с глубокими изменениями их физиологических основ. Этот факт отмечают многие учёные, в частности А. В. Запорожец, связывающий изменения в эмоциональной сфере с переходом доминирующих центров из подкорковых структур в кору. Вследствие чего эмоции становятся более осознанными. [8]

Согласно А.Р.Лурии «локализация (мозговая организация) психических явлений имеет динамический характер, т.е. изменяется в процессе онтогенеза под влиянием социального опыта. Совершенно очевидно, что это положение полностью применимо к изменению мозговой организации эмоций: эмоциональные явления претерпевают явные изменения, становятся более опосредованным» [21, с. 36].

Наверное, именно вследствие этих изменений в ЦНС ребёнка шести лет не так легко, как малыша, обрадовать какой-либо мелочью и не так легко огорчить каким-либо пустяком. Но если удаётся произвести на старшего дошкольника сильное эмоциональное впечатление, то оно может не угаснуть в течение долгого времени и способно оказать глубокое влияние на его мысли и поступки.

Чувства ребёнка развиваются не сами собой, их развитие решающим образом зависит от окружающих условий и от воспитания.

Формирование новых потребностей и интересов является важнейшим условием развития и обогащения детских чувств. По мере того как ребёнок начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе, и интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, - чувства его становятся сложнее и содержательнее. Именно это положение отмечает известный русский ученый А. В. Запорожец «процессе усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми у дошкольника создаются более глубокие, более богатые эмоциональные переживания». [8, с, 112]

Начинают рождаться простейшие моральные переживания. У старшего дошкольника начинают формироваться интеллектуальные чувства. Появляется любознательность. К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатыми эмоциональными переживаниями. В жизни дошкольника чувства играют огромную роль, в особенности в начале того периода, когда у ребёнка ещё отсутствует умение подчинять свои действия требованиям взрослых. [8]

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, при этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять. [14]

Таким образом, можем подвести следующий итог: на развитие эмоциональной сферы ребёнка влияние оказывает наследственный фактор, но во многом оно определяется развитием их центральной нервной системы, а конкретно изменением значения второй сигнальной системы.

Большое значение имеет социальный опыт получаемый ребёнком как во взаимодействии со взрослыми, так и со сверстниками. Именно опыт обогащает ребёнка, делая его эмоции более осознанными и содержательными. К рассмотрению данного вопроса мы приступим в следующей части.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...