Пользователи детских библиотек
Стр 1 из 5Следующая ⇒ РАБОТА БИБЛИОТЕКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ – ДЕТЬМИ И ЮНОШЕСТВОМ Рабочая тетрадь №5 по дисциплине “Библиотековедение” учащегося 3 курса группы __________дневной формы обучения по специальности 2-23 01 11 “Библиотековедение и библиография” _____________________________________________ (ФИО)
Преподаватель______________________________
Могилев 2012 преподаватель дисциплины “Библиотековедения” УО Могилёвский государственный библиотечный колледж им. А.С.Пушкина”; Т.В.Белевицкая, преподаватель дисциплины “Библиотековедения” УО Могилёвский государственный библиотечный колледж им. А.С.Пушкина”.
Рассмотрено и одобрено на заседания цикловой комиссии библиотековедения Протокол № 13 от 23.01.2012
Председатель цикловой комиссии библиотековедения И.А. Лесюкова
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Особенности работы библиотек с читателями - детьми ……………………..4 2. Работа библиотек с дошкольниками и читателями – детьми младшего школьного возраста.....…………………………………………………………………………..8 3. Работа библиотек с читателями - подростками………………………………16 4. Работа библиотек с юношеством…………………………………………..…..24 5. Работа библиотек с активом читателей - детей………………………………..28
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК С ЧИТАТЕЛЯМИ – ДЕТЬМИ
1. Детская библиотека. 2. Пользователи детских библиотек. 3. Педагогические требования, которыми должны руководствоваться в своей работе детские библиотеки. 4. Основные задачи детских библиотек. 5. Связь библиотек со школой, семьей в руководстве чтением детей. 6. Координация деятельности детских библиотек с другими социальными институтами.
7. Методы изучения интересов, потребностей читателей-детей в библиотеке
Детская библиотека–библиотека, обслуживающая детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей. В Республике Беларусь библиотечным обслуживанием детей занимаются следующие библиотеки: школьные библиотеки, детские библиотеки - филиалы, библиотеки - филиалы семейного чтения (типа). При центральной библиотеке - детский отдел, который организует работу с читателями-детьми, является методическим и координационным центром библиотек сети, которые обслуживают детей. Детский отдел областной библиотеки - центр работы по обслуживанию детского читателя области, методический центр для библиотек области в работе с детским читателем. В городе Минске действует единственная в Республике Беларусь Централизованная система детских библиотек, в состав которой входят Центральная детская библиотека, библиотеки-филиалы для детей и библиотеки семейного типа, обслуживающие детей и подростков минчан. Работу с детским читателем библиотеки строят в тесной связи с общественно-политической, экономической, культурной жизнью Республики Беларусь.
Специализированность детских библиотек находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.
Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду. Пользователи детских библиотек Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно. Пользователями детских библиотек также могут являться родители детей, записанных в библиотеку, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературой и библиотечным обслуживанием детей.
Библиотечное обслуживание детей строится на принципах дифференцированного подхода в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребенка. Руководители чтения дифференцируются в зависимости от их социальных ролей. Педагогические требования, которыми должны руководствоваться в своей работе детские библиотеки: 1. Учет возрастных особенностей детей, при определении группы читателей: I гр. - дошкльники и дети младшего школьного возраста (3 - 10 лет). II гр. - средний школьный возраст (подростковый возраст: 11-14 лет) III гр. - старший школьный возраст и юность (15-21 лет). 2. Дифференцированный подход к пользователям - детям с различными психологическими особенностями, успеваемостью в школе, уровнем воспитанности, увлечениями. 3. Учет детей с девиантным поведением, требующими особого педагогического подхода (дети склонны к праванарушэнняв, находящихся на учете в детских комнатах милиции и т.д.).
Основные задачи детских библиотек: · Развитие и саморазвитие ребенка. · Гармоничное сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективизации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка). Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности, предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения. Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации. Детская библиотека – институт содействия социализации личности, ее формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга. · Воспитание творческих способностей. · Пропаганда ценности детства и детской субкультуры. · Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития. Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме научно-популярные знания по всем отраслям науки и техники, историко-краеведческие, экологические, правовые знания, расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах. · Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями. · Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникационной грамотности. Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.
· Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме. · Осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям. · Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения. · Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио – и арттерапии, терапии творчеством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|