Работа библиотек с читателями – подростками
1. Особенности личности подростков 2. Характеристика чтения 3. Индивидуальная работа 4. Групповая работа Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 5-9 классах средней школы: 10-11 лет – младший подростковый возраст, 12-13 лет – средний подростковый возраст, 14 лет – старший подростковый возраст. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является склонность ребенка к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность, желанием слиться с группой, ничем не выделяться.
Особенности личности подростков: 1. «Чувство взрослости». Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции". Система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я»). 3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. 4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. 5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. 6. Заметное развитие волевых качеств. 7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Направленность личности: - гуманистическая направленность; - отношение подростка к себе и обществу - положительны; - эгоистическая направленность; - он сам является более значимым, чем общество; - депрессивная направленность; - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным; - суицидальная направленность; - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о «трудном возрасте» - периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Проведенные анкетирования среди подростков выявили нравится ли им читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями либо послушать музыку, сходить с друзьями на дискотеку. Оказалось, что заниматься животными, читать книжки, ребятам уже не интересно (24%) и они предпочитают послушать музыку, сходить на дискотеку и т.д. (76%), что тоже не удивительно. Ведь для подростков характерна разбросанность интересов. Для них вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные.
Чтение подростков выступает средством: 1) развития интеллектуальной и эмоционально - чувственной сферы; 2) социализации личности (читать, чтобы быть успешным); 3) адаптации личности (чтение является духовной ценностью в современной культуре подростка). Подростки 10 – 13 лет преимущество в чтении отдают приключенческой литературе, произведениям с занимательным сюжетом (детективы, фантастика, исторические произведения). Интерес к познавательной и научно – популярной литературе обусловлен интересом к необычному, загадочному, таинственному. Увеличивается интерес к периодическим изданиям и снижается – к поэзии. В чтении детей и особенно подростков особенно популярны различные журналы. Активное обращение к периодике детей и подростков начинается уже в младшем школьном возрасте, но особенно оно усиливается к подростковому возрасту. Причем часто дети и подростки выбирают периодику самостоятельно. В 10-13 лет, это, как правило, спонтанный, ситуативный выбор. Чем старше, тем он становится все более осознанным. В чтении подростков преобладают журналы, ориентированные на развлечение. Их читают, прежде всего, девочки, тогда как мальчики предпочитают другие — спортивные и технические издания (об автомобилях, компьютерах и др.). Познавательные журналы читаются сегодня значительно реже, чем раньше. Мальчики-подростки читают их больше, чем девочки.
Отличия в чтении девочек и мальчиков: Мальчики: техника, спорт, космос, фантастика, детективы. Девочки: мода, астрология, домоводство, фантастика, романы для девочек.
Подростки старшего возраста(14 лет) ориентированы на книги взрослого репертуара. Больше читают художественную, чем научно – популярную литературу. Обращаются за периодическими изданиями. В зависимости от жанров предпочтение отдают научной фантастике, романам о любви, приключенческой литературе, детективам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|