И читателями-детьми младшего школьного возраста
1. Социально-психологические и возрастные особенности дошкольников и детей младшего школьного возраста. Характеристика чтения. 2. Особенности индивидуальной и групповой работы с читателями дошкольниками и младшими школьниками.
Социально-психологические особенности дошкольников: 1. Познавательность (возраст “почемучки”). 2. Неусидчивость - невозможность долго заниматься одним делом. Деятельность ребенка должна сменяться каждые 15 – 20 – 30 минут (в зависимости от возраста). 3. Развитие функций и форм речи; памяти. 4. Формирование нравственных понятий. 5. Эмоциональность, восприимчивость – сопереживание героям. 6. В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и виртуального миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребёнок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования. 7. Память ребенка имеет избирательный характер - запоминает то, что привлекательно и увлекательно. 8. Мышление наглядно-образное, словесно-логическое осуществляется через яркие и интересные рисунки. Период дошкольного детства часто называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только ещё формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребёнку в 4-5 летнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчётливо это проявляется в детской игре. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются зачатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.
Характеристика чтения: Предпочтение в чтении дошкольников занимают пестушки, потешки, песенку, стихи, сказки. Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка – это работа со сказками. При рекомендации книг для детей этого возраста библиотекари должны ориентироваться на название, картинки, яркость произведения, и величину букв, объем произведения, материал из которого изготовлена книга. Разнообразие книжной продукции для детей этого возраста:
Литература для дошкольников должна выполнять одновременно множество воспитательных задачь: учить добру и нравственности, воспитывать культуру речи, способствовать развитию умственных и творческих способностей.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: 1. Словесно – логическое и понятийное мышление. 2. Фантазийность. 3. Эмоциональность. 4. Концентрация внимания. 5. Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями. 6. Логическое запоминание. 7. Потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп. 8. Уменьшение импульсивных реакций. 9. Умение слушать. 10. Самостоятельность. Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие, опекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и т. д.. С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания, и пр.
Младший школьный возраст - это период, когда ребенок совершает принципиально важный шаг в процессе выделения себя из мира близких взрослых. Эмоционально-нравственные отношения в младшем школьном возрасте еще недостаточно дифференцированы. В то же время, наряду с проявлением таких важных нравственных чувств, как чуткость, щедрость, готовность помочь и защитить, повышается эмоциональность - условие формирования у детей склонности к сочувствию, сопереживанию; воспитания отзывчивости, доброты, милосердия, стремления к справедливости и других свойств, которые становятся основными элементами нравственных убеждений. Духовный мир младшего школьника знаменует собой начало «восхождения к понятию». Характеристика чтения: Очень часто выбор книг у младшего школьника, как и в дошкольника - ситуативная, спонтанная. Ориентируются дети в основном на название книги, ее внешний вид, иллюстрации. В это время включается фантазия и воображение, школьник строит предположения о содержании произведения. Для многих маленьких читателей большое значение в произведениях имеет отдельная фраза, образ героя. Поэтому младшие школьники воспринимают произведение не столько интеллектуально, сколько эмоционально. Предпочтение в чтении младших школьников занимают сказки. С помощью героев сказок маленький читатель учится добру, дружбе, узнает мудрость жизни.
Рассказы о сверстниках, школьной жизни, дружбе.
Рассказы о природе, животных.
Очень интересны маленьким читателям истории, героями которых являются животные, которые своим поведением напоминают детей (хитрят, шалят, дразнятся и др.).
Читатели - дети очень интересуются стихами о том, что видят каждый день вокруг себя: друзей, природу, собак, кошек.
Очень популярна среди читателей младшего школьного возраста приключенческая литература, по которой сняты мультфильмы и фильмы:
Интересна читателям младшего школьного возраста справочная литература:
Комиксы также популярны у читателей младшего школьного возраста. Комиксы восхищают рисунками, малым объемом текста, постояно концентрацией внимания.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА В детских библиотеках осуществляется активная воспитательная и просветительская работа с дошкольниками и младшими школьниками, направленность, которой очень широка: поддержка чтения детей, патриотическое, эстетическое, воспитание, экологическая просвещение, здоровый образ жизни, национальное возрождение, организация досуга детей и т.д. Индивидуальная и групповая работа должна включать знания по психологии поведения дошкольника и младшего школьника. Актуальный девиз - "каждому читателю - нужную книгу в нужный момент". Поэтому, библиотекарю необходимо определить группы по увлечениям, по уровню подготовки, готовности читать и воспринимать текст.
Представление о читательских интересах детей (через индивидуальные беседы, наблюдения, беседы с родителями) является самым главным условием эффективности работы библиотекаря. Экспресс-опрос, анкетирование «Хочу прочитать книгу, в которой.....". Полученные данные позволяют выявить не только книги, героев вызывающие интерес детей, но и определить уровень читательского развития. Листок желаний - помогает маленькому читателю, с участием библиотекаря, выполнить самые заветные желания - радуют долгожданной книгой, массовым мероприятием по запросу читателя (примерный вариант "листка желаний" - "Если хочешь, чтобы золотая рыбка из сказки стала реальным явлением, обратись в библиотеку с тремя желаниями, связанными с книгой, а мы постараемся их выполнить").
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Очень важный момент для ребенка - это его первое посещение библиотеки и приобретение статуса "читатель". Поэтому, первое впечатление о библиотеке и библиотекаре окажет влияние на дальнейшее отношение к этому учреждению. Беседа при записи маленького читателя в библиотеку должна быть очень интересной и познавательной. Беседа о прочитанной книге проводится при возвращении читателем литературы. Вопросы к маленькому читателю не должны быть "экзаменационные", а должны приглашать к разговору. В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой, чаще всего идет через подражание, имитацию. Ребенок хочет быть послушным, добрым, и потому ариентируется на персонажа книги, хочет быть похожим на него. Поэтому, разговор о прочитанной книге должен строиться так, чтобы помочь маленькому читателю правильно воспринять внутренний мир героя, сопереживать, проникнуть в суть переживаний персонажа. Консультация – это рекомендации библиотекаря маленькому читателю, связанные с выбором литературы. Проводится возле выставок, катологов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|