Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа библиотек с юношеством




1.Система библиотечного обслуживания юношества в Республике Беларусь.

Основные направления работы.

2.Личностные особенности юношеского возраста.

3.Особенности работы библиотек с читательской группой – “юношество”.

4.Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста.

5.Массовые формы рекомендации.

Проведение эффективной государственной молодежной политики является главной задачей белорусского государства.

Молодежная политика - деятельность органов власти и управления Республики Беларусь, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека.
Важную роль в реализации государственной молодежной политики оказывает республиканская программа «Молодежь Беларуси» и комплексные региональные целевые программы по реализации государственной молодежной политики.

Юношеский возраст – 15-21 год.

Личностные особенности юношеского возраста:

В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни, участия в определённых сферах жизни общества.

· Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния.

· Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально – личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой.

· Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

· В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение, порождает те или иные переживания. В самосознание входит фактор времени (юноша начинает жить будущим).

· Все это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира.

· Внешний мир начинает восприниматься через себя. Появляются склонность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Возрастает волевая регуляция. Проявляется стремление к самоутверждению.

· Происходит так же и самооценка внешности. А одна из важных психологических характеристик юности – самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

· Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззрение, это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Поэтому мировоззрение связано с решением в юности смысложизненных проблем. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним.

· Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

 

Читатели юношеского возраста составляют основной контингент читателей библиотек Республики: публичных и специальных (библиотеки учебных заведений).

Универсальные публичные библиотеки осуществляют обслуживание юношей через:

- Специальные юношеские кафедры (при наличии свыше 1 тыс. читателей юношеского возраста);

- Юношеские группы (менее 1 тыс. читателей юношеского возраста);

- Юношеский абонемент или группа (при наличии 2 тыс. читателей юношеского возраста).

Сегодня культура чтения личности высоко оценивается мировым обществом: 2004-2014 г.г. объявлены ООН десятилетием грамотности. Увеличение престижа образования, появление новых учебных заведений и дисциплин требует от библиотек изменений не только в комплектовании литературой, но и в формах работы с юношеством.
Особенность работы с читателями юношеского возраста сегодня определяется формированием максимально благоприятных условий для свободного проявления личности.
Необходимо создание атмосферы высоких интеллектуальных и духовных отношений, позволяющих расширить кругозор читателей юношеского возраста.

 

Учитывая возростные особенности целесообразно осуществлять дифференцированное обслуживание:

- Работающая молодежь.

- Учащиеся колледжей, ПТУ, ВУЗов.

- Учащиеся 10 – 11 классов школ, лицеев, гимназий.

Направления работы с читателями юношеского возраста:

· информационное обеспечение запросов молодежи;

· повышение престижа образования, самообразования и самовоспитания;

· воспитание гражданина-патриота;

· обеспечение социальной адаптации молодежи

· помощь в решении юридических, социально-бытовых и психологических проблем;

· пропаганда здорового образа жизни, предупреждение пьянства, наркомании, других негативных явлений в молодежной среде;

· воспитание правовой культуры молодежи;

· духовно-нравственное воспитание;

· формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе;

· развитие творческого и научно-технического потенциала;

· профориентация молодежи.

 

Индивидуальная работа с читателями юношеского возраста:

Беседы при записи в библиотеку, рекомендательные беседы, беседы о прочитанной книге.

Консультации по выбору литературы в фонде, по использованию СБА библиотеки.

Тематические подборки литературы.

Сегодня молодежь интересуется научно-популярной литературой, литературой по популярной практической психологии. Увеличиваются запросы на литературу по современной экономике, маркетингу, праву, философии. Возникает интерес к искусству, музыке и кино.

Большой интерес молодежь проявляет к периодическим изданиям.

Массовые формы рекомендации литературы:

Среди наглядных форм популярны:

выставки: тематические, новинок, выставки – дискуссии

 

 

 

 

Активные формы работы:

- клубы (авторской песни “Ровесник”, “Парус”)

- салоны («Общение», «Взгляд»)

- гостинные («Дебют»).

Такие творческие объединения для молодежи способствуют духовному, интеллектуальному развитию личности, помогают искать ответы на вопросы, которые ставит жизнь перед поколением nekst. Наиболее интересные формы библиотечных мероприятий для молодежи:

- Урок диагностики "Компас выбора".

- Встречи с интересными людьми "Представьтесь, пожалуйста" (с юристами, психологами, врачами, артистами).

- Обсуждение книги.

- "Ролевая игра" Экология родного края ".

- Круглый стол: «XXI век и мы».

- Тематический вечер: "Твое здоровье в твоих руках".

- Конкурс "Турнир эрудитов", "Узнаем цитаты».

- Ярмарка интересных сообщений «События. Люди. Время».

- пресс-конференция «Твое мнение. Мнение специалиста».

- Вечер-размышление «Возраст тревог и ошибок".

- Время профарыентацыи "Выбираем карьеру".

- Трибуна мнения: "Знать. Помнить. Предупредить ".

- Психологический тренинг "Учись собой владеть".


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...