Показатели относительной интенсивности функционирования ландшафтов
Примечание'. ТК — показатель биологической эффективности климата (по Н.Н.Иванову); Е — суммарное годовое испарение; Б — первичная биологическая продуктивность; М — емкость биологического круговорота. Максимум принят за 100. ми с функционированием геосистем (например, с конкурентными взаимоотношениями растительных сообществ, возрастными сменами в древостоях). Важнейший классификационный признак состояний — их длительность. Однако классификация состояний по этому признаку еще слабо разработана. Деление состояний на кратко-, средне- и длительновременные относится преимущественно к элементарным геосистемам. Но при классификации состояний, очевидно,
необходимо учитывать определенную соразмерность между пространственными и временными категориями геосистем. С повышением таксономического ранга геосистемы должно увеличиваться ее характерное время, возрастает ее долговечность и вместе с тем расширяются временные диапазоны как колебательных изменений, так и стадий поступательного (эволюционного) развития. Изучение динамики геосистем осуществлялось преимущественно на топологическом уровне, в значительной мере на базе стационарных наблюдений, причем основное внимание было сосредоточено на смене кратковременных состояний. Заметные результаты в этом направлении получены географами Института географии Сибирского отделения Академии наук, Московского, Санкт-Петербургского, Тбилисского университетов. Смену кратковременных состояний внутри годового цикла — внутрисуточн ^1 х, суточных, межсуточных погодных или циркуляционных, внутрисезонных, сезонных — следует, как уже было замечено, отнести к функционированию геосистем. Существенно иной характер имеют более длительные, многолетние состояния. Для топологического уровня исследований актуально изучение состояний длительностью от нескольких лет до нескольких десятилетий, реже — столетий. Генетически эти состояния достаточно разнообразны, они могут иметь как естественное происхождение, так и антропогенное, причем последние зачастую выражены более четко. В ходе исторического процесса смены состояний происходит интерференция эндодинамических изменений разночастот-ных природных ритмов, процессов антропогенизации и ренатурализации (восстановительных смен). Что касается природных ритмов, то, с точки зрения изучения динамики геосистем топологического уровня, наиболее актуальны внутривековые и вековые ритмы гелиогеофизического происхождения. Сверхвековые ритмы, как правило, перекрывают продолжительность характерного времени элементарных геосистем. Так, в истории отдельных фаций и урочищ восходящая или нисходящая ветвь 1850-летнего климатического цикла играет роль направленного процесса усыхания или увлажнения.
В динамических изменениях выражается диалектическое единство устойчивости и изменчивости геосистем. Устойчивость есть способность системы сохранять свою структуру и возвращаться к исходному состоянию после воздействия внешних возмущений, пока эти возмущения не перешли через некоторый критический порог. Познание механизмов устойчивости геосистем приобрело особую актуальность в связи с возрастающим антропогенным воздействием. Однако на пути такого познания существует немало методологических и методических барьеров, не говоря уже об отсутствии адекватной информационной базы. От динамики следует отличать эволюционные изменения геосистем, т. е. развитие. Развитие — направленное (необратимое) изменение, приводящее к коренной перестройке структуры, т. е. к смене инварианта и появлению новой геосистемы. Эволюционные изменения присущи всем геосистемам, но если перестройка локальных геосистем может происходить на глазах человека, то время трансформации региональных геосистем измеряется геологическими масштабами. Эволюционные изменения происходят на фоне многообразных динамических, т. е. обратимых смен состояний, и далеко не всегда легко прослеживаются. Полную обратимость состояний можно представить себе лишь теоретически. Каждый цикл оставляет после себя в ландшафте некоторый необратимый остаток: теряется вследствие денудации какое-то количество минерального и органического вещества, в глубь водораздела продвигаются овраги, прибавляется количество ила в водоемах, происходит зарастание озер, деградация многолетней мерзлоты и т.д. Подобные процессы имеют определенно направленный характер, хотя их скорость ритмически пульсирует по сезонам и фазам более продолжительных циклов. Долгое время географы объясняли развитие ландшафтов воздействием внешних факторов — тектонических движений, изменений солнечной активности, перемещения полюсов Земли и т. п. Трансформации, обусловленные внешними причинами, являются неотъемлемой частью истории ландшафта, нередко они имеют катастрофический характер (например, наступание материковых льдов или морских трансгрессий) и оставляют более глубокие следы, чем медленные эволюционные изменения. Однако именно эти последние составляют основную сущность развития природных комплексов как процесса саморазвития. В основе саморазвития лежат противоречивые взаимоотношения компонентов геосистемы и количественное накопление новых элементов, приводящее в конечном счете к качественным изменениям. То, что ландшафт способен изменяться без какого-либо вмешательства внешних сил, было известно уже В.В.Докучаеву, который показал это на примере развития внутренних водоемов.
Противоречивость взаимоотношений между геокомпонентами состоит в том, что в процессе совместного развития они стремятся прийти в соответствие между собой, т. е. привести всю систему в состояние равновесия, но это равновесие может быть только временным, относительным, ибо сами же компоненты его неизбежно нарушают. Наиболее активную роль в этом процессе играет биота, которая в своем стремлении наиболее полно приспособиться к абиотической среде в результате своей жизнедеятельности постоянно вносит в эту среду изменения, к которым вынуждена непрерывно приспосабливаться. Еще в 1930 г. Л.С.Берг обратил внимание на то, что компоненты ландшафта изменяются с разной скоростью и в своем развитии не поспевают друг за другом. Вследствие различной инерционности компонентов перестройка структуры ландшафта растягивается во времени даже после катастрофических внешних воздействий. Между «новым» и «старым» ландшафтом сохраняется определенная преемственность, многие черты прежнего ландшафта наследуются новым ландшафтом в малоизмененном виде. Это прежде всего геологический фундамент — самый консервативный компонент. Б.Б.Полынов различал в ландшафте элементы реликтовые, консервативные и прогрессивные. Среди реликтовых элементов, кроме геологического фундамента, могут быть древние формы рельефа (например, ледниковые), элементы гидрографической сети (сухие русла в пустыне, озера), почвы, торфяники, биоценозы и целые урочища или иные морфологические подразделения ландшафта. Консервативные элементы в наибольшей степени соответствуют существующим условиям и характеризуют современную структуру ландшафта. Прогрессивные элементы ландшафта, наиболее молодые и динамичные, указывают на тенденцию его развития и могут служить основанием для географического прогнозирования. Примеры подобных элементов весьма многообразны: в таежных ландшафтах это могут быть молодые эрозионные формы среди моренного рельефа, растущие пятна болот среди хвойных лесов, в степных ландшафтах — появление островков леса или, напротив, сообществ пустынного типа и т.д.
Процесс развития собственно ландшафта наиболее зримо проявляется в формировании его новых морфологических частей и постепенной перестройке всего морфологического строения. Единовременное сосуществование в ландшафте разновозрастных компонентов и морфологических единиц определяет сложность и дис-куссионность вопроса о возрасте ландшафта. Очевидно, возраст ландшафта не следует смешивать с возрастом его геологического фундамента или возрастом территории суши, на которой началось формирование ландшафтов после отступления ледяного покрова, либо вследствие регрессии моря. В условиях непрерывного существования континентального режима на протяжении ряда геологических эпох ландшафты неоднократно сменялись под воздействием внешних факторов и в силу саморазвития. Теоретически возраст ландшафта должен определяться продолжительностью того времени, в течение которого существует его современная структура. Однако не ясно, какой момент принять за точку отсчета: появление элементов новой структуры или завершение ее формирования. Как мы видели, формирование новой структуры достаточно длительный, если не сказать непрерывный, процесс, так что поставленный вопрос имеет несколько схоластический характер. Надо полагать, что вопрос о возрасте ландшафта и геосистемы вообще не имеет принципиального значения. Важнее выяснить закономерности формирования и эволюции ландшафтов и, в частности, стадиальности процесса развития — его переходов от «молодости», через «зрелость» к «старости». Большой научный и практический интерес представляет познание тенденций дальнейшего «поведения» современных ландшафтов. Прямое отношение к сказанному имеет изучение воздействия человеческого общества на функционирование, динамику и эволюцию геосистем. Но к этой проблеме вернемся в следующей главе.
В приведенном кратком изложении основных понятий учения о геосистемах далеко не исчерпаны его теоретические проблемы, которые существуют в настоящее время и неизбежно будут возникать в дальнейшем по мере углубления в сущность этих сложнейших систем. Механизмы организованности геосистем, саморегулирование и его роль в поддержании устойчивости геосистемы, противоречивые соотношения между дискретностью и континуальностью в пространственной дифференциации ландшафтной сферы и между устойчивостью и изменчивостью геосистем, — это лишь некоторые примеры нерешенных вопросов, вызывающих дискуссии среди ландшафтоведов. Особо нужно упомянуть о появлении взгляда, согласно которому ландшафт следует рассматривать не как природную, а как природно-антропогенную систему, по отношению к которой человек выступает не как внешний фактор, а как его внутренняя составляющая. Этот спорный взгляд будет уместнее рассмотреть в гл. 5 в контексте более широкой проблемы взаимодействия человека и природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|