Территориальная дифференциация и интеграция в общественной сфере
Территориальная дифференциация в человеческом обществе имеет во многих отношениях более сложный, многослойный характер, чем в природных явлениях ландшафтной сферы. Она проявляется в неравномерном распределении населения на земной поверхности, в пространственной мозаике размещения его различных общностей — расовых, этнических, политических, конфессиональных, в территориальном разделении труда и формировании экономических районов и т.д. Территориальные различия в сфере общественных явлений, несомненно, связаны с ландшафтной дифференциацией, но подчинены общественным законам, которые пока еще не получили должной интерпретации при' Мильков Ф.Н. Физическая география: современное состояние, закономерности, проблемы. — Воронеж, 1981. 2 Дроздов А. В., Мельников К. О. Сопряженное физико-географическое районирование материков и океанов: опыт, новые тенденции, некоторые перспективы // Новое в землеведении. — М., 1987. — С. 107— 122. менительно к общественно-географическим процессам и явлениям. Поэтому сейчас не приходится говорить об интегральных общественно-географических закономерностях в планетарных масштабах аналогично тому, как это сформулировано в естественно-географической теории эпигеосферы как глобальной системы. Процессы территориальной дифференциации в общественной жизни находятся, как и в природе, в диалектическом единстве с процессами интеграции. В общественном развитии соотношение двух тенденций исторически изменялось, причем интеграционные тенденции стали существенно проявляться лишь в капиталистическую эпоху. Можно сказать, что до относительно недавнего в масштабах истории времени территориальная структура человечества оставалась дискретной, отдельные общности людей практически были изолированы друг от друга. Не говоря уже о цивилизациях древнего мира, достаточно вспомнить, что еще 500 лет назад европейцы не подозревали о существовании Америки с ее развитыми цивилизациями и даже о своих соседях по континенту знали очень мало. Яркий пример длительной территориальной замкнутости представляет Япония. Лишь в середине XVI в. там появились первые европейцы, спустя столетие начались весьма ограниченные торговые связи с Западной Европой и только еще через два столетия, в начале второй половины XIX в., Япония стала включаться в мировой рынок.
Формирование межгосударственных экономических организаций началось после Второй мировой войны. В 1949 г. десять социалистических государств образовали Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), просуществовавший четыре десятилетия. Более прочным оказался Общий рынок, созданный в 1957 г. шестью западноевропейскими государствами и впоследствии переросший в Европейский Союз, охвативший большинство стран Европы. Позднее возникли Североамериканская ассоциация свободной торговли (США, Канада, Мексика), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК, десять стран), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, девять стран), Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС, 26 стран), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, 21 страна, в том числе США, Япония, Китай, с 1997 г. Россия). Интернационализация мирового хозяйства — объективный процесс, однако его следствия имеют противоречивый характер. С одной стороны, расширяются внешнеторговые и другие связи между странами, усиливаются миграционные потоки населения, экономическим связям сопутствуют информационный и культурный обмен. С другой стороны, укрепление экономических и политических связей внутри замкнутых межгосударственных группировок сопровождается обострением их соперничества на мировом рынке, усилением контрастов между «богатыми» и «бедными»
странами, неэквивалентным обменом между ними. Общеизвестно, что наибольшую выгоду из интернационализации мирового хозяйства извлекают крупные транснациональные монополии. Экономическая интеграция нередко сопровождается в большей или меньшей степени политической, что ведет к укреплению геополитического положения мощных региональных группировок и усилению их роли в мировой политике. Так называемая глобализация, вызывающая далеко не однозначное отношение к себе со стороны политиков, ученых и широкой общественности, приобретает все более односторонний американизированный характер в духе «однополюсного мира». История XX в. дает немало примеров противостояния военно-политических группировок государств, среди которых особо выделяются НАТО и Организация Варшавского Договора. И хотя один из этих союзов уже не существует, международная напряженность отнюдь не исчезла, как не исчезла и вероятность ядерной войны. К сказанному следует добавить, что на всем протяжении XX в. в мире наряду с упомянутыми интеграционными процессами усиливалась политическая дезинтеграция. В течение столетия политическая карта претерпела три коренные трансформации. Первая мировая война привела к существенному переделу колониальных владений, распаду Австро-Венгерской и Османской империй, образованию СССР и нескольких сшостоятельныгх государств на месте Российской Империи. В результате Второй мировой войны началась деколонизация и стали возникать суверенные государства в Африке и на других континентах, сформировалось содружество социалистических стран. Наконец, уже в самом конце столетия на месте Советского Союза в результате его поражения в третьей по счету, хотя и «холодной» мировой войне образовалось 15 независимых государств, а кроме того, распалась Югославия, Чехословакия разделилась на два государства. В настоящее время в мире существует более 200 государственных образований (включая некоторые колониальные владения), весьма разнохарактерных по своим размерам, численности населения, государственному строю, экономическому потенциалу, степени политической и экономической самостоятельности или зависимости и т.д. В этом многообразии заложены как стимулы дальнейшей интернационализации мирового сообщества, так и предпосылки конфронтации и дезинтеграции — взаимные территориальные претензии, внутриполитическая нестабильность, сепаратизм и т.д.
Нам пришлось напомнить о многих в общем достаточно хорошо известных фактах, свидетельствующих об изменчивости, нестабильности и в значительной мере непредсказуемости территориального соотношения сил в современном мировом сообществе, поскольку с этим связаны основные трудности решения таких 230 фундаментальный: общественно-географических проблем, как территориальная организация человечества и интегральное общественно-географическое макрорайонирование мира. Известны разные схемы группировки государств в некие объединения высшего, субглобального порядка, основанные на различных критериях и подходах, в том числе на геополитических, и имеющих односторонний, в большей или меньшей мере субъективный характер. Таковы, например, геополитические концепции противопоставления внутриматериковых и периферийных стран или континентальный и морских держав. До конца XX в. было принято различать три главные группы стран — социалистические, капиталистические и развивающиеся (страны третьего мира). Это деление явно схематично, к тому же оно оказалось эфемерным и утратило свой смысл. В последние годы как за рубежом, так и в России получила распространение концепция примата культуры над всеми другими признаками, разделяющими человечество. Доказывается, что именно культура — наиболее устойчивый показатель общности людей, в отличие от идеологических, политических и экономических показателей. Понятие культура в самом широком смысле слова отождествляется с цивилизацией. Предпринимаются попытки рассматривать цивилизацию как наивысшую форму интеграции в обществе. Появились понятия цивилизационное пространство, цивилизационные конфликты и т.п.
В 1993 г. вышла в свет статья профессора Гарвардского университета С.П.Хантингтона под достаточно выразительным названием «Столкновение цивилизаций», а через несколько лет тот же автор опубликовал большую монографию «Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка». Подобное название говорит само за себя. Читателя не могут не настораживать такие сопоставления, которые делает автор книги: если в 1900 г. на долю западной цивилизации приходилось 44,3 % населения мира, то в 1995 г. — всего 13,1 %, в то время как доля исламского мира выросла с 4,2 до 17,9 %, доля африканской цивилизации — с 0,4 до 11,7 %. Идеи С. П. Хантингтона нашли как сторонников, так и противников, между которыми разгорелась дискуссия. Его справедливо критиковали за недооценку экономических, политических, природно-ресурсныгх, экологических и других факторов международных конфликтов и преувеличение роли цивилизации, т. е. различий в укоренившихся бытовых традициях, религии, расе и т.п. Указывалось, что «опасно и безответственно поднимать различия такого рода до уровня, определяющего международные отношения и пути развития международной политики»1.
1 Известия Русского географического общества. — 2000. — Т. 132. — Вып. 2. — С. 91. Для нас непосредственный интерес представляет вопрос о цивилизационном подходе к изучению территориальной структуры общества и к интегральному общественно-географическому макрорайонированию. Идея о цивилизации как всеобъемлющем понятии, охватывающем все стороны жизни человечества, как о самом высоком уровне группировки людей, представляется малоубедительной. Нельзя не заметить, что само понятие цивилизация определяется весьма расплывчато. К ее признакам относят общность истории, религии, языка, традиций, материальной и духовной культуры, причем большое значение придается самоидентификации личности — субъективному и крайне ненадежному признаку. Однако обычно упускается из виду весьма существенный критерий — территориальность. Устойчивое существование всякой цивилизации немыслимо представить вне «собственной» территории, т.е. без наличия ареала компактного проживания людей — ее носителей. Очаги древних цивилизаций хорошо известны, но известно также, что в ходе истории эти очаги смещались, происходило их переплетение, смешение, размывание границ. Для современной эпохи характерно усиление взаимопроникновения культур и усугубление их пространственной дисперсности; происходит отрыв значительной части или даже большинства носителей той или иной культуры от ее первичного очага, их «растворение» в иных культурных средах, а кроме того, стирание отличительных цивилиза-ционных признаков под космополитическим напором современной масс-культуры. Все это чрезвычайно затрудняет, если и вовсе не исключает, возможность проведения разграничительных линий между различными цивилизациями в пространстве. К этому нельзя не добавить, что неопределенность критериев порождает большой разнобой в классификации цивилизаций.
Крупнейший исследователь цивилизаций, английский историк А.Дж.Тойнби в середине прошлого столетия установил 21 цивилизацию, а впоследствии увеличил их число до 33. В настоящее время С. П.Хантингтон различает семь или восемь крупных цивилизаций: западную, конфуцианскую (китайскую), японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и, возможно, африканскую. Эта классификация далеко не бесспорна. Сомнения вызывает, в частности, использование конфессионального критерия в качестве чуть ли не ведущего. Правомерно ли, например, считать, что западная и восточная части Белоруссии (как это следует из некоторых суждений, основанных на идеях С. П. Хантингтона) относятся к разным «цивилизацией -ным пространствам» и что культура Греции или Румынии ближе к русской, чем культура западных районов Белоруссии? Петербургские географы Ю. Н. Гладкий и А. И. Чистобаев предприняли попытку выделить культурно-исторические макрорегио- ны мира, в значительной степени опираясь на «цивилизационные пространства» С. П. Хантингтона. Однако названные авторы признают трудности установления границ существующих цивилизаций, поскольку их характерные признаки четко проявляются лишь в «ядрах», тогда как на периферии наблюдается переплетение признаков разных цивилизаций. В конечном счете выделены следующие культурно-исторические макрорегионы мира: Западная Европа, Восточная Европа, Евразийский макрорегион (территория бывшего СССР), Афро-Азиатские макрорегионы, Америка, Австралия с Океанией. Определенная условность и схематизм этого районирования достаточно очевидны. Впрочем, сами авторы оговариваются, что в этом делении «речь идет о форме подачи материала и не более того»1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|