Экономическое районирование
Экономическое районирование в России имеет богатую историю. Уже в начале XIX в. в трудах К. И. Арсеньева оно стало обособляться от природного районирования и оформляться в самостоятельное направление географической науки, привлекавшее внимание многих ученых XIX — начала XX в. Перелом в развитии экономического районирования наступил после Октябрьской революции, когда ему было придано государственное значение как важному инструменту организации общественного производства и управления народным хозяйством. Методологические основы экономического районирования СССР были заложены в разработках Госплана и Комиссии ВЦИК по районированию (1921 —1922). За последующие десятилетия развитие теории экономического районирования заметно продвинулось, хотя в ней оставалось немало сложных и не до конца решенных вопросов. Однако в конце прошлого столетия она оказалась в состоянии серьезного кризиса, имевшего две главные причины. Одна из них — общая тенденция гуманизации науки, выразившаяся в резком усилении ориентации на изучение социально-культурных аспектов развития и структуры общества, к чему советские географы не были достаточно подготовлены. Но главный удар традиционному направлению отечественной экономической географии нанесли разрушение СССР (а вместе с ним централизованной плановой экономики) и переход к рынку. Однако было бы серьезной ошибкой оценивать результаты исследований советских географов по экономическому районированию как напрасные или ставшие ненужными. Достаточно сопос- 240 тавить теоретические идеи и конкретные схемы районирования, разработанные отечественными географами XIX в. и советского периода, чтобы убедиться в их преемственности и наличии определенных объективных закономерностей экономического районо-образования, действующих независимо от происходящих общественных переворотов. Есть основания считать, что экономическое районирование должно служить базовым для более интегрального социально-экономического районирования, которое еще предстоит разрабатывать.
Теория экономического районирования включает ряд положений, общих для всякого районирования, в том числе принцип территориальной целостности района (региона), представление об иерархичности регионов разного ранга; декларируется принцип объективности, необходимость системного, исторического подходов. Но специфика объекта районирования потребовала разработки системы дополнительных принципов и критериев. Так, выдвигается необходимость учета обеспеченности района ресурсным потенциалом, наличия существующей или планово формируемой территориальной структуры хозяйства и, в частности, экономического «ядра» — ТПК или регионального экономического центра, а также национально-этнической целостности территории. Особенно подчеркивается необходимость согласования экономического районирования со сложившимся политико-административным делением страны; границы экономических районов проводятся в соответствии с границами политико-административных территориальных единиц. Известны десятки вариантов определения экономического района. Надо заметить, что в общественной географии отсутствует система терминов, относящихся к региональным подразделениям разных рангов, и термин район выражает общее понятие, эквивалентное региону в физической географии. В экономической географии, как и в физической, районирование осуществляется как по частным признакам, так и по их комплексу. В первом случае речь идет о различных видах отраслевого районирования (промышленности, сельского хозяйства, их отдельных отраслей и т.д.). Во втором — о комплексном, или интегральном, экономическом районировании. В дальнейшем мы будем иметь дело лишь с последним, и именно к нему относится краткое определение района, которое можно сформулировать на основе сопоставления существующих вариантов.
Экономический район — часть страны, составляющая звено в общей системе народного хозяйства и занимающая особое место в территориальном разделении труда внутри страны или района высшего ранга; отличается от других районов специализацией хозяйства, характеризуется устойчивыми внутрирайонными хозяйственными связями. Районообразование рассматривается в экономической географии В то же время экономическим районам присуща определенная устойчивость и даже инерционность. Об этом, в частности, свидетельствует известная преемственность схем районирования России, точнее ее европейской части, сохранение в них некоторого инварианта, по крайней мере, в течение почти двух последних столетий. Такие районы, как Нечерноземный Центр, Черноземный Центр, Поволжье, Урал и др., практически присутствуют во всех схемах, разработанных за это время. Конечно, внутреннее содержание этих районов претерпело большие перемены, могли измениться границы, но, как правило, сохранились их ядра, многие черты специализации, внутренней структуры и т.д. В некоторых определениях экономического района к числу его критериев относится управляемость. Таким образом, экономический район рассматривается не только как предмет научного исследования, но и как объект управления. Указанный критерий логически связан с принципом единства экономического районирования и административно-территориального деления страны, который, по Э.Б.Алаеву, был общепризнанным в советской экономической географии. Однако осуществление этого принципа сопряжено с некоторыми проблемами методологического характера и наталкивается на практические трудности. Возникают, в частности, вопросы совместимости принципов объективности и управляемости, о соотношении объективного и субъективного в районировании. Очевидно, критерий управляемости не может претендовать на универсальность и рассчитан на государства с централизованной плановой экономикой.
Существуют различные мнения относительно таксономических ступеней экономического районирования всей страны. Наиболее общепринятой можно считать высшую ступень, известную как районы Госплана, иногда именуемые экономическими макрорегионами, крупными, основными районами. Сетка этих регионов высшего порядка ведет свое начало с госплановского экономического районирования 1921 г. Впоследствии в нее неоднократ- но вносились изменения, но в основных чертах она принципиально не изменилась. Последний вариант относится к 1964 г., в нем территория России была разделена на десять экономических районов; в 1982 г. был выделен 11-й район — Северный (вычленен из состава Северо-Западного). Эта схема существенно укрупнена по сравнению с первоначальной, в которой на территорию России приходилось 14 районов и, кроме того, северная часть Кавказского района. Систематический пересмотр госплановской сетки вполне закономерен, однако принимаемые решения не всегда бесспорны (например, отнесение Якутии к Дальневосточному району или разделение Северо-Запада на два самостоятельных района). В качестве экономических районов второго порядка принято считать административные области и республики, иногда именуемые экономическими подрайонами или мезорайонами. Применительно к современному административному делению России они должны соответствовать 89 субъектам Федерации.
К третьей ступени обычно относят так называемое внутриобластное (и внутриреспубликанское) районирование. Для выделения районов этого ранга, к которым часто также применяют термины подрайон или мезорайон, не установлены четкие критерии, практически они представляют собой группировки административных районов. Некоторые специалисты ограничивают таксономическую систему экономического районирования тремя ступенями, но другие различают еще и низовой уровень — микрорайонирование. Нередко оно отождествляется с низовым административным делением на районы; известны предложения относить к этому уровню локальные ТПК, промышленно-городские агломерации и т.д. Обращает на себя внимание смешение двух подходов к районированию на разных уровнях: таксоны второго, а в некоторых схемах и четвертого порядков устанавливаются как бы автоматически в соответствии с принципом единства экономического и административного деления и не нуждаются в каких-либо дополнительных критериях; таксоны первого и третьего рангов не совпадают с какими-либо административно-территориальными подразделениями и представляют собой их некоторые объединения (группировки). Следовательно, принцип совмещения экономических районов с АТД (а значит, и их управляемости) реализован как бы наполовину. Если на второй (и четвертой) ступени использован принцип, хотя и формальный, но исключающий какой-либо разнобой в результатах, то этого нельзя сказать о других таксономических уровнях. Один из спорных вопросов — соотношения экономических районов и ТПК. Н. Н. Колосовский считал, что ТПК является основой районообразующего процесса. Однако это, по-видимому, нельзя считать правилом. По Б.С.Хореву, процессы районообра-зования и формирования ТПК следует рассматривать как параллельные; крупные ТПК (районного масштаба) большей частью не совпадают с границами АТД, но служат основой формирования крупных экономических районов, тогда как на более низких уровнях районирования тесных связей с ТПК не обнаруживается. Экономическое районирование СССР было по существу административно-экономическим. Его важнейшую часть составляли крупные районы, выделение которых являлось прерогативой Госплана. Хотя это районирование не было административно оформлено, оно имело официальный характер и использовалось в практике государственного планирования.
Между экономическим районированием и АТД существуют сложные и противоречивые соотношения. С одной стороны, через всю историю отечественного районирования проходит вполне обоснованная идея приблизить АТД к экономическому районированию, т.е. привести его в соответствие с объективными территориальными различиями в структуре народного хозяйства страны. Но с другой стороны, действует обратная связь: АТД как управляемая система способна активно влиять на формирование экономических районов, и это фактически признается при отождествлении последних с административными областями. В этой проблеме имеется и иной аспект: при всем признании объективного характера экономических районов специалисты до сих пор приспосабливают свои схемы к АТД, не находя более надежных средств для делимитизации экономических районов. Сущность экономического района, как и всякой территориальной системы, наиболее полно раскрывается в его структуре. Ранее мы уже рассмотрели понятие о структуре социально-экономических территориальных систем, и все сказанное имеет силу для экономических районов, но в них некоторые черты пространственной структуры выражены, пожалуй, особенно типично и четко. Структурные элементы экономического района чрезвычайно многообразны и разномасштабны. К ним относятся и экономические районы низших рангов (подрайоны), а также ТПК как целостные интегральные субсистемы данного района и перекрывающиеся парциальные, т. е. отраслевые и межотраслевые системы разных уровней, состоящие из соответствующих элементов — вплоть до отдельных населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. Сложность территориальной структуры района как открытой системы усугубляется тем, что многие объекты, расположенные на его территории, в том числе ТПК, крупные промышленные предприятия, транспортные магистрали, энергетические системы по своим производственным связям не укладываются в рамки одного района и могут иметь межрайонный или общегосударственный характер с соответствующим управлением. При столь сложном, многослойном соотношении внутренних и внешних связей целостность экономического района в большой степени определяется так называемым опорнъм каркасом. Это понятие более полувека тому назад ввел Н.Н.Баранский, имея в виду сеть крупных городских центров, соединенных транспортными магистралями и совместно образующих разветвленную линейно-узловую структуру. По Н. Н. Баранскому, опорный каркас скрепляет всю хозяйственную ткань, он сравнивал его со скелетом, на котором держится все остальное. И. М. Маергойз определяет опорный каркас как линейно-сете-узловую инфраструктуру во взаимосвязи с расселением, которая не только скрепляет, но и питает хозяйство района (поэтому он сравнивается не со скелетом, а с кровеносной системой). В абстрагированной форме опорный каркас имеет вид графа, состоящего из вершин (города) и ребер (связи между ними, т.е. коммуникации всех видов). Между опорными центрами — городами существуют иерархические отношения, т.е. субординация, основанная на реально выполняемых ими функциях — административно-управленческих, производственных, обслуживающих. В зависимости от конкретных условий, в том числе физико-географических (в частности, характера рельефа, гидрографической сети и т.д.), опорный каркас приобретает специфическую морфологию. Так, различаются моноцентрическая и полицентрическая морфология, в первой явно доминирует один крупнейший центр, во второй выделяются два или несколько близких по экономическому значению центров. Для моноцентрического каркаса типичен радиально-кольцевой рисунок (например, Центральный экономический район с Москвой). Полицентрический каркас может иметь решетчатую форму в виде сети полигонов, близких к прямоугольникам. В некоторых районах четко выражена осевая линия каркаса, приуроченная к главной железнодорожной магистрали, крупной судоходной реке, подножиям линейно вытянутых горных систем. В приморских районах осевая линия, как правило, приурочена к морскому побережью, и опорный каркас приобретает асимметричный характер. Понятие об опорном каркасе близко соприкасается с представлением об узловых районах. Под узловым районом понимается такой район, в котором имеется центральный узел, или фокус со сходящимися и расходящимися потоками, связывающими его со всей территорией района. Потоки людей, грузов, энергии, информации разветвляются, и в местах разветвления возникают узлы низшего ранга — центры узловых подрайонов. Следовательно, могут формироваться иерархически соподчиненные узловые районы разного ранга. Узловым районам присуща управляемость. Таким образом, есть основание говорить, что узловой район — это район с разветвленным моноцентрическим, преимущественно радиально-кольцевым каркасом. Б.Б.Родоман рассматривает узловой район как высшую форму организации всякого района. Однако для природных регионов подобная форма организации не типична. Что касается социально-экономических районов, то можно предположить, что большинству из них присуща узловая структура как тенденция. Но реализация этой тенденции часто ограничивается существованием исторически сложившегося и достаточно устойчивого опорного каркаса иного типа (например, решетчатого) или конфигурацией территории и ее ландшафтной структурой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|