Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зло не вечно. Упреки. Терпение - это противоядие




Зло не вечно

Мы погружаемся в ненависть к себе отчасти еще и потому, что думаем, будто, сделав ложный шаг, мы тем самым навсегда испортили себе жизнь. Но ничто не бывает вечным, и нет неисправимых людей. В этом можно не сомневаться.

Есть одна история. Во времена Будды некий гуру сказал своему ученику: " Если ты за неделю убьешь тысячу человек, то получишь освобождение и прославишься". Ученик принялся убивать ножом каждого, кого встречал. Как только он убивал человека, он отрезал ему палец и нанизывал на нить, которую носил на шее. Его прозвали " Ангулимала" - " гирлянда из пальцев". Когда Ангулимала убил девятьсот девяносто девять человек, он огляделся в поисках последней жертвы, но не увидел никого, кроме собственной матери, которую хотел пощадить. В этот момент появился Будда. Будда стал удаляться, и Ангулимала позвал его: " Вернись, ты мне нужен". Будда ответил: " Я прямо перед тобой". Однако, как бы близко ни подходил Ангулимала к Будде, он не мог до него дотянуться. Тогда Ангулимала поведал Будде о своей проблеме. Он сказал, что должен убить еще одного человека, чтобы обрести освобождение. Будда объяснил ему, что путь к освобождению иной и что можно очиститься даже после таких злодеяний. Ангулимала стал одним из величайших учеников Будды и почти достиг полного просветления.

 

Люди часто говорят: " Я ни на что не годен, я ужасен, от меня никакого толку, я слишком молод, я слишком стар, я слишком болен, я слишком велик, я слишком мал, я слишком черен, я слишком бел, я слишком то или я слишком это". Если мы унижены, если мы стали жертвой обстоятельств, мы всегда находим этому объяснение.

Когда я был ребенком, меня сильно били. Меня бил мой управляющий, бил мой смотритель, бил мой наставник. Так воспитывали детей в Древнем Тибете, особенно маленьких лам. Это неправильно, но люди так делали. Я всегда ходил весь в синяках. Порой, когда я ехал верхом на лошади, я не мог сесть и мне приходилось стоять в стременах. Когда я жаловался родителям, знаете, что они мне отвечали? " Благодаря розге развиваются качества". Последний раз меня били в семнадцать лет. Я никогда не считал, что со мной жестоко обращались, в моем сердце не осталось шрамов. И конечно, я никогда не считал себя плохим или недостойным из-за того, что меня били.

Не считайте себя хуже, чем вы есть, если у вас что-то не получается. Суть в том, что жизнь, которая была у Будды, - эта та же самая жизнь, которая дана вам и мне. Телесные и умственные способности те же самые. Разница только в прилагаемых нами усилиях.

Упреки

Однажды я ждал друга, который должен был отвезти меня в аэропорт. Он опаздывал. Я не стал искать никакого выхода из создавшейся ситуации, не пошел ловить другую машину. Разумеется, мой самолет улетел, и я упрекал в этом своего друга. Но ведь если бы я действительно хотел успеть в аэропорт, я бы нашел способ, как это сделать.

С какими бы трудностями мы ни сталкивались, мы предпочитаем упрекать в них кого-то другого. Самих себя мы не упрекаем никогда. Мы отказываемся признавать свою вину. Вместо этого мы говорим: " Я прав, а он сделал то и это". Очень немногие способны осознать свою неправоту. Каждый, или почти каждый, считает, что прав именно он. Какая бы ни случилась ошибка, это всегда чья-то ошибка. Если ошибку совершил не " он", значит, это сделала кошка, если не кошка, значит, соседка, а если не соседка, значит, еще кто-то и еще кто-то. Почему мы упрекаем в собственных ошибках других и не находим причину этих ошибок в себе? Гордыня лишает нас всякого желания это делать.

Неоправданная гордость и нежелание искать в самих себе причины своих ошибок приводят ко множеству трудностей. Любого человека можно в чем-то упрекнуть. Ни один человек не свободен от оплошностей, и это естественно. Если бы у нас не было недостатков, мы были бы просветленными. Но мы не просветленные. Поэтому в каждом из нас есть гнев. С этим приходится согласиться.

Если я настаиваю на том, чтобы вы признали гнев в качестве личной проблемы, я вовсе не пытаюсь вас этим обидеть. Я не говорю, что вы злой человек. Я просто стараюсь привести вас к осознанию. Иногда не так плохо указать на себя пальцем и задуматься над своими недостатками. Вместо того чтобы повсюду видеть чужие несовершенства, лучше обратить взор вглубь собственной души.

Терпение - это противоядие

Будда сказал, что терпение - это противоядие от гнева. Мое понимание терпения может немного отличаться от общепринятого. Чаще всего терпением называют способность выдерживать неприятности или умение ожидать чего-либо столько, сколько это необходимо. Если вы терпеливы, вы покорно терпите, когда вас обижают. Или же вы выполняете тяжелую работу и не жалуетесь. И то и другое - прекрасные качества, но эти качества не всегда создают хорошую карму и избавляют от гнева.

Называя терпение противоядием от гнева, Будда имел в виду то, что создает хорошую карму. Истинное терпение, о котором он говорил, предполагает стремление не причинять вреда и заботу о себе и ближних. Такое терпение есть состояние ума, в котором вы не испытываете обиды на людей. Это то, что дает силу, воодушевление, целеустремленность и сосредоточенность. И оно совсем не похоже на уставшего до смерти осла, который еле тянет в гору непомерный груз.

Истинное терпение помогает достойно встречать жизненные трудности. Обычные жалобы типа " Я измучился", " Я так больше не могу", " У меня больше нет сил" указывают на недостаток терпения. Именно это делает вас измученными. Если вы работали много часов подряд в предельно тяжелых условиях и устали, вы нуждаетесь в отдыхе и это нормально. Вам не хватает терпения в том случае, если вы выдыхаетесь в обычных обстоятельствах и не способны преодолевать трудности.

Если вы утратили интерес к работе и все-таки вынуждены ее продолжать, вы изведетесь. Вы начинаете чувствовать: " Так продолжаться не может. Завтра увольняюсь. Я уеду отсюда". Вы готовы бросить детей, пожилых родителей, друзей и работу - вообще все на свете. Истинное терпение возрождает интерес к жизни и работе.

Если вы истинно терпеливы, вы можете устать, но никогда не почувствуете себя измученным. Воодушевление, которое вы черпаете в истинном терпении, сильнее вашей усталости. Когда приходит воодушевление, вы чувствуете, что ваш гнев сначала слабеет, а потом и вовсе перестает вам досаждать.

Для того чтобы победить плохие эмоции, необходимы многие средства. Воодушевление является одним из них. Чтобы разрезать тугой узел, вам нужен острый нож. Воодушевление сделает ваш " нож" острым.

Быть поистине терпеливым не означает быть подстилкой для чужих ног. Некоторые люди думают: " Я буду соглашаться с любыми упреками. Все правы, кроме меня. Я не бываю прав. И даже если я прав, пусть все остается, как было". Если вы начнете так думать, вас затопчут. Необходимо признавать свои недостатки, не упрекая себя. Как только вы начнете себя упрекать, вы превратитесь в подстилку. Кто угодно проедется по вам велосипедом, машиной, катком, бульдозером. Это не истинное терпение, а потеря чувства собственного достоинства.

В духовной практике нельзя себя ломать. Духовная практика предназначена для того, чтобы помочь человеку стать целостным. Будда хотел показать нам: обретя свою целостность, мы можем достичь полного просветления! Упреки разрушают нашу целостность. Когда что-то не так и вы не правы, не упрекайте себя. Вините плохие эмоции и их источник.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...