Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Священнослужители Православной Церкви: епископ, иерей, диакон. Различные наименования их. Кондак и икос, их значение и употребление.




 

Так явились и в новозаветной христианской Церкви три степени священства: высшая епископ, средняя пресвитер (от греч. слова πρεσβυτης = старик, старший), и низшая диакон. Все эти лица носят общее название священнослужителей.

Каждая из степеней священства имеет еще свои разновидности, в зависимости от заслуг данного священнослужителя и служебного положения, которое он занимает.

Так епископы более значительных областей и городов носят наименование архиепископов (от греч. αρχαιος = старый, заслуженный епископ); епископы митрополий, или столичных городов именуются митрополитами (происходит от μητηρ мать+πολις=город), или экзархами (εξαρχω значит начальник). Епископам древних столиц Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима, а также впоследствии главам некоторых Поместных Церквей усвоен титул патриархов (от πατηρ =отец, αρχω управляю, начальствую). Помощники епископов, управляющие многолюдными епархиями, носят название викарных (vice = вместо) епископов, или просто викариев, то есть «наместников».

Священники, или иереи, стоящие во главе больших приходских общин и соборных храмов, носят званием «протоиереев» (от греч. πρωτος=первый ιερευς священник=«первоиерей») и первенствуют перед другими священниками при богослужении. Священники церквей дворцовых, патриарших и синодальных носят почетное звание «пресвитеров», а первые между ними «протопресвитеров». Монахи, имеющие сан иерея, называются «иеромонахами»; стоящие во главе монастыря «игуменами» (от ηγουμενος=начальствующий), а во главе самых больших и славных монастырей «архимандритами». В настоящее время эти звания даются не только по занимаемому положению, но и по выслуге лет и за особые заслуги, как награда или отличие для ревностных священнослужителей.

Точно также и старшие диаконы при соборных храмах называются «протодиаконами». Диаконы-монахи называются «иеродиаконами», а старшие из них «архидиаконами».

 

Кондак, в его теперешнем облике и объеме - небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии [У сербов это - особые самогласны] и помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канона. Оно повторяется на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена.

Самое слово "кондак" kontakion - некоторые производят от kontax (как его уменьшительное) - "копье"; но вероятнее производить его от kontoV - палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся ilhtarion. Сборник таких "кондаков" называли кондакариями.

Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает само скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канона, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собой самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказать, целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике - это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части начальная строфа, koukoulion, написанная одним, необычным для всего произведения, размером, икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером, припев, efumnion, или akroteleution, или anaklwmenon в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, "кукуля". Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, "краегранесио".

Икос, oikoV, по-гречески значит "дом". Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски "Deth" - дом - может означать и строфа, точно также, как по-итальянски "Stanza" значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.

Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (419-518). Этот поэт был, по-видимому, происхождения сирийского, родом из Верита (Бейрута). Кондаки его представляют сложно построенную богословскую поэму, очень похожую на проповеди Василия Селевкийского. И действительно, кондаки Романа Сладкопевца во многом схожи с проповедями. Так как их содержание не было связано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, привязанными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позволяют их автору свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивала основную мысль праздника или жития данного святого, богословствовало в стихах.

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен. Древние "илитарии" или "кондакарии" сохранились в афонских и синайских книгохранилищах эти перлы творчества Романа, но в богослужебных книгах остались только после 6-ой песни канона краткий кондак, то есть в сущности прежний "кукуль" или сопровождающий его первый икос.

Икос следует обыкновенно после 6-ой песни канона на утрени непосредственно за кондаком и представляет собою как бы более полное развитие мысли кондака, заканчиваясь всегда теми же словами, что и кондак.

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличался от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, так же как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь только первая строфа, "кукуль", которая дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Самые поздние по происхождению кондаки, это - кондаки и икосы воскресные. О них только упоминается в рукописях XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукописях и XVI в., как говорит Скабалланович. Этих воскресных кондаков нет еще в Евергедитском уставе и в Студийском. Их заменял тогда или кондак святого минеи, или седален.

Современное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевания священнического. Обычный кондак (кукуль) "Со святыми упокой" сопровождается не одним только икосом "Сам Един еси бессмертный", но всеми 24.

кондак, который почти всегда появляется в паре с икосом. Если тропарь находится в конце вечерни, то кондак и икос звучат после 6-й песни канона, в тексте службы их надо искать на этом месте. Икос получил свое название от греческого слова oikoV - "дом." При чем здесь дом, не очень понятно. На этот счет есть разные толкования, не всегда удовлетворительные. Одни говорят, что в икосе, как в доме, заключается рассказ о празднике, другие говорят, что св. Роман Сладкопевец свои икосы пел в палатах или домах, - это не до конца понятно, и пока здесь нельзя предложить ничего окончательного. И в этом смысле с объяснением слова "кондак" дело обстоит еще хуже: оно понимается и как "палочка, на которой накручивался свиток," проводится параллель и с сирийским словом, обозначающим "дом," а некоторые раскладывают его на два греческих слова: икос - это дом, а кондак - это маленький дом (как бы маленький икос). Окончательного объяснения нет.

Дело в том, что кондак в паре с икосом представляют собой остаток древнего гимнографического жанра, очень крупного, который так и назывался - кондак, но представлял собой не одну только строфу, а целую церковную поэму, которая сравнима с нашим акафистом. Вспомните любой текст акафиста, он состоит из кондаков и икосов. Эта форма особенно была распространена во времена св. Романа Сладкопевца - VI век, - и св. Роман писал именно такие кондаки, но потом она была вытеснена другой богослужебной формой, о которой мы поговорим ниже. Что же представлял собой кондак?

Принято считать, что наиболее древние кондаки взяты из той самой поэмы и представляют собой ее первую строфу. Например, акафист всегда начинается словом "взбранный." Классический пример - первый кондак акафиста Божией Матери: "Взбранной Воеводе победительная." Здесь мы чувствуем некое родство. Конечно, не нужно думать, что было так: для того, чтобы сочинить кондак, сначала писалась целая поэма, а затем из нее выделялись вот эти тексты. Новые кондаки писались по образцу древних.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...