Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архиерейские облачения. В каких богослужебных книгах находятся библейские песни? Время их употребления. Антифоны степенны, их применение при богослужении.




Подризник, епитрахиль, пояс, поручи, палица, митра и принадлежащие только архиерею: саккос, омофор, панагия.

Саккос - слово греческое, означает "вретище", "рубище'' и есть одежда печали, смирения, покаяния (Иер. 48,37; Лк. 10,13). Саккос своей формой похож на стихарь, имеет также рукава, но короче его и украшен звонцами. Саккос имеет то же назначение, что и фелонь. Звонцы на саккосе оз­начают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа.

Омофор - есть одежда, носимая на плечах (по-славянски называется нарамником, надевается поверх всех одежд).

Омофор имеет вид длинного полотенца, украшенного крес­тами, и возлагается на архиерея так, что своей серединой объемлет оба плеча, а концами низко опускается спереди и сзади. Омофор означает заблудившуюся овцу, т.е. весь грешный род человеческий, а епископ, облаченный в эту одежду, есть образ Христа Спасителя, Который, как добрый пастырь, взял на Свои плечи (рамена) заблудившуюся овцу и принес ее к не­заблудившимся, т.е. ангелам, в дом Отца Небесного. На омофоре имеются кресты в ознаменование того, что, как Христос на раменах нес свой крест, так и все епископы -подражатели и продолжатели Его спасительного служения, но­сят на плечах свой крест, т.е. переносят, претерпевают страдания и скорби.

В Русской Православной Церкви существуют в настоящее время два омофора: большой и малый, У большого омофора концы спускаются одинаково донизу спереди и сзади, у малого омофора (полуомофора) концы спускаются только с передней стороны. В большой омофор архиерей облачается в начале Литургии, при торжественных молебных пениях и крестных ходах. В малый омо­фор - на Литургии верных, на литии (во время вечерни) и др. По причине символического значения омофора, он несколько раз снимается и надевается епископом во время совершения Литургии:

1. Перед Литургией омофор надевается вместе со всеми одеждами. Перед чтением Апостола омофор снимается; во время чтения Евангелия епископ стоит без омофора, в ознаменование присутствия Господа Иисуса Христа, Великого Пастыря словес­ного стада: "Епископ, - по слову св. Исидора Пелусиота, -представляет собою Христа и самою одеждою показывает всем, что он есть подражатель Того благого и великого Пастыря, Который восхотел нести немощи стада; посему, когда с раскрытием Еван­гелия является Сам истинный Пастырь, епископ тотчас слагает с себя одежду подражания, давая тем знать о присутствии Гос­пода и вождя пастырей".

2. Омофор надевается архиереем на Херувимскую песнь, после умовения рук. После изъятия частиц у жертвенника за живых и умерших епископ снимает омофор, ибо во время великого входа дискос и чаша изображают собою Христа Спасителя, взяв­шего на Себя грехи мира.

3. Затем омофор надевается на евхаристическом каноне перед словами: “Приимите, ядите...” После пресуществления Святых Даров омофор снимается: они суть Тело и Кровь Христо­вы, поэтому архиерей снимает с себя ризу подражания.

4. Перед возгласом "Святая святым" омофор надевается и не снимается епископом до конца Литургии.

5. Если за Литургией бывает хиротония, то на время хиротонии епископ надевает омофор.

Панагия, есть небольшая икона Спасителя или Еожией Матери, носимая архиереем на груди как во время богослужения, так и вне его.

В древности панагия представляла собой драгоценный складной ковчежец, имеющий с одной стороны икону Божией Ма­тери, а с другой - икону Спасителя или Святой Троицы. В него иногда полагали частицу мощей святых.

Набедренник, носимый епископом на груди, напоминает ему, что он должен постоянно иметь в своем сердце Господа и Ходатаицу перед Богом - Матерь Божию. Для этого у него должно быть "сердце чистое и дух правый". Панагией иногда награждали архимандритов.

Митра - означает повязку, диадему, венец. В богослужебных книгах митра иногда называ­ется "шапкой” (Чиновник). Митра - царское украшение; дается она священнослужителю потому, что он в служении изображает Христа как Царя Славы, Митра - знак власти, которая дается служителю Церкви. Кроме того, митра напоминает о терновом венце, который был надет на голову Спасителя, и о том сударе, которым была обвита голова погребенного, воссиявшего из гро­ба Христа Жизнодавца. Митра усвояется архиерейскому сану в подражание ветхозаветным первосвященникам, носившим на го­лове кидар. Митра дается также архимандритам, она является и наградой протоиереев.

Мантия - верхняя одежда монахов, не имеющая рукавов и покрывающая все тело, кроме головы; этим выражается: 1. всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни; 2. у монаха ни руки, ни ноги, ни другие члены тела не живы и не свободны для мирской деятельности, но все мертвы; свобод­на у него только голова, устремленная к Богу, мудрствующая и помышляющая о Божественном

 

Библейские песни являются второй основой нашего православного песнотворчества. Это суть гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками по поводу наиболее великих событий в жизни их целого Израиля. Всего их в Библии записано 12, но не все они вошли в состав нашего богослужения (песни Деворы (Суд. V гл.) и Езекии (Ис. XXXVIII, 11-20) не вошли никак в богослужение наше).

Эти ветхо- и новозаветные песни вошли в наше богослужение как основа нашего позднейшего гимнографического творчества, так называемых канонов, полных (9-ти песенных) и сокращенных (диодионов, триодионов и пр.).

1 песнь Моисеева (Исх. XV, 1-19) дала 1 п. канона.

2 [песнь Моисеева] (Вт. XXXII, 1-43) -- 2 п. канона.

3 [песнь] Анны (I Цар. II, 1-11) -- 3 п. канона.

4 [песнь] Аввакума (Aвв. III, 1-19) -- 4 п. канона.

5 [песнь] Исаии (Ис. XXVI, 9-19) -- 5 п. канона.

6 [песнь] Ионы (Ион. II, 3-10) -- 6 п. канона.

7 [песнь] 3-х отроков составила две песни канона:

- (Дан. III, 26-56) дала 7 п. канона,

- (Дан. Ill, 67-88) – 8 п. канона.

8 [песнь] Богородицы (Лк. I, 46-55) не создала отдельной песни канона, вошла неизменной частью и целиком во все почти дни года, как т. наз. "Честнейшая", стоящая между 8-ой и 9-ой п. канона.

9 [песнь] Захарии (Лк. I, 68-79) дала 9 п. канона.

Песни расположены в каноне приблизительно в хронологическом порядке; только песнь Аввакума переставлена с песнью Ионы, может быть, чтобы для 6-ой песни канона, как заключительной в отделе, взять более трогательную библейскую песнь. При этом нельзя не заметить, что песни радостные заняли нечетные места, а скорбные – четные, исключая песни 7 и 8, где для этого принципа пришлось бы конец песни поставить раньше начала.

Собственно Б. п. совр. Типикон называет только 9 (10) песней утрени. По уставу во весь год, кроме Страстной и Светлой седмиц, а также четверга 5-й седмицы Великого поста (см. Мариино стояние), канон на утрене должен стихословиться со стихами Б. п., к-рые помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии.

1. Степенные антифоны

Часть торжественной полиелейной утрени, Степенны являются подражаниями так называемых степенных псалмов, т.е. 119-133 или "песней степеней". Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма, они-то и послужили темой наших степенных антифонов. Степенных антифонов восемь - по числу гласов. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.

16. Пасха и другие важнейшие праздники (двунадесятые и великие). Служебник, его назначение, состав и содержание (ектении, молитвы, прокимны).

Праздник Пасхи - это "праздников праздник и торжество торжеств". Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).

Из Священного Писания мы знаем, что праздники - Божие установление: "Помни день субботний..." гласит 4-я заповедь Божия. В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событии праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми, а именно:

1. Рождество Пресвятой Богородицы 8/21 сентября

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября /4 декабря

3. Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта/8 апреля

4. Рождество Христово 25 декабря /7 января

5. Сретение Господне 2 февраля /15 февраля

6. Крещение Господне (Богоявление) 6 января /19 января

7. Преображение Господне 6 августа /19 августа

8. Вход Господень во Иерусалим (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным Воскресением) За неделю до Пасхи

9. Вознесение Господне В 40-й день по Пасхе (в четверг)

10. день Пятидесятницы, или Троицы В 50-й день по Пасхе - (Воскресенье)

11. Успение Божией Матери 15 августа /18 августа

12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим, Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздник Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня

3. Рождество Христово 6 дней

4. день Пятидесятницы, или Троицы 6 дней

5. Преображение Господне 7 дней

6. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней

7. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней

8. Вознесение Господне 8 дней

9. Успение Божией Матери 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Великие недвунадесятые праздники

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1/14 января

2. Покров Пресвятой Богородицы 1/14 октября

3. Рождество св. Иоанна Предтечи 24/7 июня /июля

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи 29/11 августа

5. Память свв. апостолов Петра и Павла 29 /12 июня

 

Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии.

В Православной Церкви совершаются три Литургии: Литургия св. Иоанна Златоуста, Литургия св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров, все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместе со службами дневного круга. Таковы:

1. Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после "Ныне отпущаеши" или к Литургии после заамвонной молитвы.

2. Чин над кутьею в память усопших.

3. Чин литии.

4. Молитвы по причащении.

Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых.

После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии. причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи.

В конце Служебника находится "Учительное известие", в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, и разрешаются различные недоуменные случаи, могущие встретиться при совершении Литургии.

К первой, основной части следует отнести неизменяемые тексты вечерни и утрени, предназначенные для священнослужителей (ектении, молитвы, возгласы), а также последования всех видов литургии.

Во вторую часть в качестве приложений входят изменяемые молитвословия, которые произносятся священником и диаконом на вечерне, утрене и литургии в различные дни года. Сюда можно отнести, во-первых, отпусты вечерни, утрени и литургии; во-вторых, прокимены на воскресной утрене 8 гласов и прокимены, аллилуарии и причастны литургии в воскресные дни, седмичные дни и общие святым. В-третьих, в Служебнике печатается месяцеслов, где вместе с указанием имен святых, ежедневно воспоминаемых Церковью, находятся величания, прокимены, аллилуарии и другие песнопения, которые имеют отношение к воспоминаемым праздникам и святым и произносятся на службах священником или диаконом. В-четвертых, в приложениях «из Триоди Постныя» и «из Триоди Цветныя» приводятся величания, прокимены, аллилуарии, отпусты и другие молитвословия подвижного круга богослужения.

К третьей, дополнительной части можно отнести молитвословия требного характера (в некоторых изданиях они отсутствуют), совершаемые иногда вместе со службами суточного круга. Это чин благословения кблива, чин над кутиею в память усопших, чин литии по усопшим, молитвы по Причащении и некоторые особые прошения на сугубой ектении, заимствованные из молебнов.

В конце Служебника (не во всех изданиях) находится «Известие учительное, како долженствует иерею, диакону и причетнику служение в церкви святей совершати, и приугоТовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковыя бывают бедственный и недоуменный в скорости случаи, и како в том исправлятися». Здесь, как видно из заглавия, излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, содержатся канонические правила относительно служения литургии и, наконец, разрешаются различные трудности и недоумения, встречающиеся при совершении литургии

17. Какие праздники имеют предпразднства, попразднства и отдания? Постная Триодь, ее содержание и назначение.

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим, Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздник Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня

3. Рождество Христово 6 дней

4. день Пятидесятницы, или Троицы 6 дней

5. Преображение Господне 7 дней

6. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 7 дней

7. Крещение Господне (Богоявление) 8 дней

8. Вознесение Господне 8 дней

9. Успение Божией Матери 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) - зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

 

Постная Триодь содержит богослужения периода от Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Так как на это время приходится подготовительный период к Великому посту и собственно период Великого поста, то эта часть Триоди называется Постной. В настоящее время Постная Триодь издается в двух томах: 1-й том охватывает подготовительный период и Святую Четыредесятницу, а 2-й том — период от Лазаревой субботы до Великой Субботы. Однако это разделение появляется только в XX веке; впрочем, и некоторые современные издательства иногда выпускают обе части Триоди Постной в одном томе.

Период пения Постной Триоди охватывает 10 недель (воскресных дней) и 10 седмиц. Из них 4 недели и 3 седмицы приходятся на подготовительный период к Великому посту, в который входят Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, суббота и Неделя мясопустные, седмица сырная и Неделя сыропустная.

В большинство седмичных дней Великого поста в Постной Триоди помещены следующие песнопения: Вечерня: 3 стихиры на «Господи, воззвах...», 2 прокимена и 2 паремии, стихиры на стиховне154. Утреня: седальны по 2-й и 3-й кафисме, 2 трипеснца (зачастую разных гласов), стихиры на стиховне (Стихиры на стиховне не указаны в те дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров).

6-й час: тропарь пророчества, 2 прокимена и паремия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...