Порядок чтения Апостола во время Литургии. В какое время поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех?
Приведенная нами схема чтения двух Апостолов и пения двух прокименов и аллилуариев выглядит наиболее обоснованной, хотя в точности не приводится ни в одной богослужебной книге. М. Скабалланович высказывает мнение, что само молчание Устава «предполагает, что каждый из... прокимнов и аллилуиариев должен петься полностью; а то обстоятельство, что в некоторых из таких случаев... при втором прокимне дается и стих его, решает вопрос в направлении, совершенно противном принятой практике, т[о] е[сть] при двух проким- нах нельзя петь второй без стиха, а нужно 1-й и 2-й петь со стихом, след[овательно], 1-й два раза, а второй 2!/2 раза; аллилуиа же при 4 стихах 5 раз, и каждый раз по трижды». Очевидно, что приведенное мнение основано на том, что в некоторых случаях второй прокимен дается со стихом и второй аллилуарий имеет два стиха (например, память святых отцов VII Вселенского Собора, 11 октября). Стихира, как показывает само название - песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. 1) Стихиры на "Господи воззвах". Современный устав знает ежедневное употребление стихир на "Господи воззвах". Количество их варьирует в зависимости от степени важности празднуемого события 6, 8 или 10. В день собора арх. Гавриила (26 марта) поется и одиннадцатая стихира с припевом "Творяй ангелы своя духи" и только на день Великого Канона, то есть в среду 5-ой седмицы Великого Поста, к обычным 6 стихирам добавляются еще и особые 24, поемые особым же напевом, так что в этот день на "Господи воззвах" поются всего 30 стихир, и так было издавна. Студийский и Евергетидский Типиконы имели на воскресение только 8 стихир, Студийско-Алексеевский устав - 9.
Из современных нам 10 стихир воскресной вечерни (точнее, поемых на Великой вечерне в субботу) можно отметить три группы, а именно: · Первые 3 воскресные стихиры, наиболее краткие и, следовательно, более древние. Как замечает Скабалланович, их нельзя приписывать св. Иоанну Дамаскину, как это обычно, по традиции, делается, так как они проще по содержанию, чем песнопения Дамаскина. · Вторую группу стихир на "Господи воззвах" составляют так наз. "Анатолиевы" стихиры. Что значит это прилагательное сказать не легко. Предполагают некоторые, что это означает имя автора, Анатолия, студийского игумена IX в, или патриарха Константинопольского V века. Правильнее было бы поэтому читать эти стихиры, как "восточные", как это делается в некоторых редакциях богослужебных книг. Очевидно, это анонимные стихиры, названные так потому, что вошли, вероятно, впервые в службу в восточных Иерусалимских уставах, и не были известны в древнейших студийских типиках. · Третью группу стихир на "Господи воззвах" в субботу вечера составляют так наз. стихиры Павла Аморрейского. В греческих книгах этих стихир не положено. Содержание их покаянное. Они, в сущности, по уставу, и не могут почти быть исполнены на "Господи воззвах", так как всегда имеются стихиры святого Минеи или отдания, или предпразднества, которые и вставляются, вместо стихир Павла Аморрейского. В наших печатных Октоихах они появились очень поздно, в самом конце XVII в. · Последняя стихира в ряду стихир на "Господи воззвах", поемая обычно на "и ныне", носит особое наименование "Догматика", или иногда просто "догмата". Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин. По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков.
В догматике 1-го гласа - догмат воплощения с указанием всемирной славы Пресвятой Девы в связи с обетованием о семени Жены; - догматик 2-го гласа показывает отношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям; - в догматике 3-го гласа показан образ рождения Господа; - цель рождения Господа и сотериологическое значение дано в догматике 4-го гласа;. - в догматике 5-го гласа показано приснодевство Богородицы через ветхозаветные прообразы; - неслитное и нераздельное соединение естеств в лице Господа дано нам в догматике 6-го гласа, раскрывающем, таким образом, сущность Халкидонского вероопределения; - сверхъестественность и таинственность воплощения раскрыты в догматике 7-го гласа; - 8-го гласа, дано нам положительное и краткое изложение этого важнейшего догмата христианства. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры. 2) Стихиры "на стиховне" или "стиховны". Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму ["Господи воззвах" на вечерне или "Всякое дыхание" на утрене.], а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. "Стиховные" стихиры поются не только на вечерне, но также и на повседневной утрене, и в таком случае они имеют стихи. Происхождение "стиховен" достаточно древнее. В синайской утрене VII века уже имеется одна стиховна, называемая там "Тропарь на Свете Тихий или на Сподоби Господи". "Стиховнами" они названы в уставах IX в и встречаются уже в том же числе, что и в наше время. Воскресные стиховны, называемые "стихирами по алфавиту", напоминают первую главу трех стихир на "Господи воззвах". Приписываются они св. Иоанну Дамаскину. 3) Хвалитные стихиры Названные по имени "хвалитных псалмов" (148, 149, 150) Эти псалмы призывают всю тварь к торжественному прославлению Господа, почему и приуроченные к ним стихиры по содержанию торжественны и полны славословия.
Воскресные стихиры предписаны даже в увеличенном числе - восемь. Как особенно торжественные, эти стихиры имеют свой нарочитый "славник" в воскресные дни и свое всегда одно и то же "и ныне" - "Преблагословенна еси...". "Славник" носит особое наименование "евангельской" стихиры, так как подобно эксапостиларию (о чем ниже), он пересказывает содержание утреннего воскресного Евангелия. Если почему-либо при сочетании праздника, имеющего свой "славник", евангельская стихира уступает ему место, то все же она не отпускается совсем. Ее положено исполнить в конце утрени, перед оглашением преп. Феодора Студита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|