Церковнослужители Православной Церкви, их назначение и обязанности. Приложение Октоиха: столпы евангельские, евангельские стихиры и экзапостиларии.
Разница между священнослужителями и церковнослужителями в том, что священнослужители хиротонисаются, или рукополагаются епископом в алтаре за Божественной литургией, получая чрез это рукоположение особую благодать священства, а церковнослужители поставляются на свое служение не через хиротонию — рукоположение, а через хиротесию — возложение руки епископа, имеющее значение лишь простого благословения, вне алтаря, среди храма, перед Божественной литургией, во время чтения часов. Иподиакон — это помощник диакона при архиерейском служении. Он помогает архиерею облачаться, подает ему умывальницу для умовения рук, дикирий и трикирий, и вообще прислуживает архиерею за богослужением. Пономарь — искаженное название парамонарий=παραμονη, что значит «пребывающий», то есть приставленный к алтарю церковный служитель, назывался также в древности свещеносцем, подает кадило, возжигает лампады, возжигает и носит свечи, звонит в колокола. В церковном Уставе он именуется также «параэкклисиарх» и «кандило вжигатель», возжигает лампады. Чтец, или псаломщик, читает и поет на клиросе. В чине хиротесии чтеца степень чтеца именуется «первой степенью священства». При пении на клиросе многих певцов, старший, руководящий всем пением, носит название «головщика». В древности, когда число богослужебных книг, вследствие переписки их от руки, было чрезвычайно ограничено, один певец громко возглашал слова песнопения, а за ним все прочие певцы повторяли. Это называлось канонаршить, а такой певец или чтец назывался «канонархом». В монастырях и некоторых мiрских храмах канонархи существуют до сих пор, ибо это очень украшает богослужение и делает более доступным слышание и понимание текста песнопений для молящихся.
1) Евангельские столпы. Это приложение дублирует 54-ю главу Типикона. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель и седмиц называется в Церковном Уставе «столпом». Таких евангельских столпов в году шесть, и время их начала в разные годы различно. Для того чтобы определить точно, когда начинается каждый столп Октоиха в известном году, нужно обратиться к «Пасхалии зрячей», находящейся в Типиконе и в Псалтири Следованной. Там в первую очередь следует найти ключевую букву, или ключ границ данного года. Найдя ее, затем необходимо отыскать ее в «Пасхалии зрячей», и в конце отдела при данной ключевой букве показано, в какое число месяца в данном году начнется каждый столп Октоиха. Основное назначение этого приложения — определение утреннего Евангелия (вместе с ним и эксапостилария по 9-й песни, и стихиры евангельской) на заданный воскресный день года. 2) Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрене после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на хвалитных стихирах на «Слава» поется евангельская стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Слава») воскресная утренняя стихира поется перед 1-м часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствуют евангельскому утреннему чтению. 3) Воскресные утренние Евангелия. Здесь приводится текст 11 воскресных утренних Евангелий. 4) Троичны дневные на 8 гласов. Эти песнопения исполняются в седмичные дни Великого поста на утрене после «Аллилуиа». 5) Светильны дневные во всю седмицу. Читаются и поются в седмичные дни Великого поста на утрене по 9-й песни канона. 6) Эксапостиларии всея седмицы. Это светильны Октоиха, которые читаются по 9-й песни канона на вседневной утрене в течение всего года в периоды пения Октоиха, кроме периода Великого поста.
7) Троичны святого Григория Синаита. Эти песнопения поются на воскресной полунощнице после канона. Из остальных приложений можно выделить еще «Указ о службе всея седмицы», где отмечены основные особенности вседневной службы. Светилен, есть песнопение, заключающее собою канон. После 9-ой песни и положено исполнение светильна или эксапостилария. По содержанию, сложности и напеву здесь должно быть постепенное нарастание седальны и чтения после них менее торжественны, кондак с икосом и Прологом торжественно проявляют данного святого или событие и, наконец, после 9-ой песни, перед самой торжественной частью (хвалитной) утрени вставляется песнопение особой напряженности или особой назидательности. Значение имени этого песнопения говорит или о свете божественном, воссиявшем от гроба Господня, или о свете, просвещающем нас (постные, триодные светильны) и, находясь в конце утрени, перед рассветом и перед "Слава Тебе, показавшему свет", естественно возвещает этот рассвет духовный. 14. Священные одежды иерея и диакона. Ирмологий, его основное содержание и назначение. Когда поется трипеснец и какие песни входят в его состав? Стихарь - прямая, длинная, с широкими рукавами одежда, покрывающая все тело. Стихарь символизирует собой "ризу спасения и одежду веселия", т.е. он означает чистую, спокойную совесть, непорочную жизнь и духовную радость. Своим светлым цветом и благолепным видом стихарь напоминает тем, кто его надевает, об ангельской самой чистоте, к которой должен стремиться священнослужитель, посвятивший себя, подобно ангелу, на служение Богу. Орарь - узкая длинная лента с нашитыми на ней крестами, которую диакон во время богослужения носит поверх стихаря на левом плече. Орарь символизирует собой ангельские крылья. Иногда на ораре вышиваются слова ангельской песни: "Свят, Свят, Свят". Когда диакон на Литургии опоясывает себя крестообразно орарем он выражает этим свою готовность к принятию Тела и Крови Христовых. Обыкновенно во время службы диакон, произнося ектений и молитвословия, поднимает конец ораря правой рукой. Этим он дает знак к молитве и особому вниманию молящихся.
Протодиаконы и архидиаконы носят в отличие от других диаконов орарь, охватывающий тело с левого плеча под правую руку. Такой орарь называется двойным. При возложении на себя ораря диакон не произносит никакой особой молитвы. Поручи - небольшие короткие нарукавники с крестами. Они употребляются при богослужении для того, чтобы стянуть края рукавов нижней одежды и этиы дать рукам священнослужителей большую свободу. Поручи напоминают облачающемуся в них о том, что он должен уповать не на свои силы, а на силу и помощь Всемогущего и Всеблагого Бога. Поручи знаменуют также те узы, которыми был связан Иисус Христос во время страданий. Облачения пресвитеров: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь, или риза. Подризник - то же, что диаконский стихарь но с узкими рукавми. Он имеет такой же символический и духовный смысл, как и стихарь. Его название происходит от того, что сверх него священник надевает еще ризу (фелонь). Епитрахиль - одежда, объемлющая шею сзади и через грудь спускающаяся донизу. Епитрахиль есть тот же диаконский орарь, только обвернутый вокруг шеи. В древности при рукоположении диакона во пресвитера епископ, вместо того, чтобы возлагать на посвящаемого епитрахиль, как это делается сейчас у нас, только переносил задний конец ораря за правое плечо так, чтобы оба конца висели спереди. На это указывает и форма древних епитрахилей, они были складные, с пуговицами посредине. Вот почему епитрахили теперь имеют кресты, нашитые в два рдда, и напоминают орарь, сложенный вдвое. Пояс - имеет вид ленты, которою священник опоясывается сверх подризника и епитрахили для большей свободы движений при богослужении. Пояс знаменует то полотенце, которым опоясался Спаситель на Тайной вечере при омовении ног Апостолов, и напоминает тому, кто ни опаясывается, что Господь всегда готов посылать помощь любящим Его. Надевание пояса знаменует дарование иерею или архиерею силы Божией, которая укрепляет их для высокого служения Богу, направляет к непорочной жизни и помогает убегать грехов с быстротой оленя.
Фелонь - означает одежду всепокрывающую. Фелонь - длинная и широкая, покрывающая все тело одежда без рукавов, с отверстием для головы. Фелонь надевается поверх других одежд и покрывает их. Если фелонь украшена многими крестам то она носит название "полиставрион'' ("крещатая риза"). Древняя форма фелони в настоящее время несколько изменилась: часть передней стороны фелони вырезается для удобнейшего совершения богослужения. Фелонь знаменует ту хламиду, в которую облекли Спасителя во время поругания над Ним. Иерею фелонь напоминает о том, что в богослужении он изображает Господа, принесшего Себя в жертву за оправдание всех людей; поэтому иерей должен облекаться правдою во всех своих делах и радоваться о Господе.
Наименование данной богослужебной книги происходит от двух греческих слов: ειρμός — «ирмос» и λόγιον — «речь, изречение, слово». Исходя из этой этимологии, название можно истолковать как «сборник ирмосов». Из наименования книги видно, что она содержит главным образом ирмосы. Кроме того, в ней содержатся также другие изменяемые и неизменяемые молитвословия, которые предназначены для пения. Составлен Ирмологий в Греческой Церкви в XIV веке для удобства певцов: в нем были помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, Ирмологий стал предшественником современных богослужебных сборников, которые преследуют ту же цель: собрать в одной книге важнейшие песнопения из всех богослужебных книг. 1) Почти половину книги в соответствии с названием занимают всевозможные ирмосы канонов, поющиеся на всех службах в течение года. 2) Песнопения Божественной литургии, как полной, так и литургии Преждеосвященных Даров. 3) Степенные антифоны 8 гласов, которые заимствованы из воскресной службы Октоиха. 4) Изменяемые и неизменяемые песнопения утрени. В этой части существенное место занимают три варианта отправления канона с использованием библейских песней 5) Пасхальный канон с Богородичными, стихиры Пасхи и последование пасхального часа. 6) Избранные псалмы и величания, которые поются на полиелейной утрене. 7) «Припевы на 9-й песни на Господския, Богородичныя и великих святых праздники» 8) Богородичные стихиры и тропари — четыре приложения (те же самые приложения, что и в месячной Минее).
В период Постной и цветной триоди в седмичные (в субботу — четверопеснцы) поются каноны, состоящие из трех песней (в период Цветной Триоди такая особенность присуща малому повечерию). На сырной седмице и в седмичные дни Великого поста каноны на утрене в Триоди имеют следующие песни: в понедельник — 1,8 и 9-я песни, во вторник — 2,8 и 9-я, в среду — 3,8 и 9-я, в четверг — 4,8 и 9-я, в пятницу — 5,8 и 9-я, в субботу — 6,7,8 и 9-я. Таким образом, 8-я и 9-я песни поются каждый день, а номер первой песни канона тождественен номеру дня седмицы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|